НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского районного суда (Ярославская область) от 23.07.2021 № 2А-1413/2021

Мотивированное решение составлено 23 июля 2021 года

Дело № 2а-1413/2021

УИД 76RS0017-01-2021-000796-34

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,

при секретаре Никулиной Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

22 июля 2021 года

административное дело по административному иску Ильиной Анастасии Валерьевны к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области о возложении обязанности по возврату излишне уплаченного налога,

у с т а н о в и л:

Ильина А.В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, просила обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области произвести возврат суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в сумме 58 180,88 рублей.

В обоснование требований ссылается на то, что в соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ являлась плательщиком налога на доходы физических лиц. 27 ноября 2020 года при регистрации в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы истцом была обнаружена информация о переплате НДФЛ в сумме 58 180,88 рублей. В связи с чем 27 ноября 2020 года Ильина А.В. обратилась в Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области с заявлениями о возврате суммы излишне уплаченного налога, однако решениями Инспекции от 07.12.2020 № 5011 и № 5012 получила отказ по причине пропуска 3-х годичного срока, предусмотренного п.7 ст.78 НК РФ. Налоговым органом административный истец не был своевременно извещен о наличие переплаты.

Факт переплаты истцом налога на доходы физических лиц в размере 58 180,88 рублей ответчиком не оспаривается. Относительно трехлетнего срока исковой давности полагает, что его следует исчислять с 27.11.2020, когда истцу стало известно об излишне уплаченном налоге, в связи с чем считает, что срок для возврата излишне уплаченного НДФЛ административным истцом не пропущен, а требования о возврате суммы 58 180,88 рублей законны. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась.

Административный истец Ильина А.В. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, требования поддерживает в объеме заявленных.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области Шевченко Т.В. в суде просила отказать в удовлетворении требований административного истца, поддержала позицию, изложенную в представленных суду отзывах.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Налоговые органы в свою очередь обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Также п. 3 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов.

В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Таким образом, НК РФ установлено, что в административном порядке (налоговыми органами) возврат сумм излишне уплаченного налога возможен лишь в том случае, если заявление о возврате подано в течение трех лет со дня уплаты налога, вне зависимости от того, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты.

Из заявленных Ильиной А.В. требований следует, что истец не согласна с решениями Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области (далее - Инспекция) от 07.12.2020 № 5011 об отказе в возврате суммы НДФЛ по ОКТМО 45331000 в размере 42 596,88 руб. и решением от 07.12.2020 № 5012 об отказе в возврате суммы НДС по ОКТМО 78701000 в размере 15 584 руб.

По мнению административного истца, положения ст. 78 НК РФ позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, после обязательного сообщения налогового органа о факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Данное сообщение Инспекцией не было представлено Истцу, чем, по ее мнению, были нарушены ее права.

Административный истец считает, что данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Указывает, что о переплате узнала 27.11.2020, в связи с этим трехлетний срок исковой давности на обращение в суд с соответствующим заявлением не истек.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании заявления Ильиной А.В. 22.08.2013 произведена регистрация налогоплательщика в интернет-ресурсе налоговых органов «Личный кабинет налогоплательщика».

Ильиной А.В. 28.11.2020 через Личный кабинет налогоплательщика в Инспекцию представлены заявления:

№ 23036787 о зачете суммы излишне уплаченного НДФЛ в размере 102,10 руб. в счет погашения недоимки по пеням;

№ 23036788 о зачете суммы излишне уплаченного НДФЛ в размере 589,02 руб. в счет погашения недоимки по пеням;

№ 23036789 о зачете суммы излишне уплаченного НДФЛ в размере 46 руб. в счет предстоящих платежей по налогу;

По указанным заявлениям Инспекцией приняты решения от 07.12.2020 № 5039, № 5040, № 5041 об отказе в зачете указанных сумм излишне уплаченного НДФЛ по причине нарушения трехлетнего срока подачи указанных заявлений.

Также 28.11.2020 налогоплательщиком в Инспекцию направлены Заявления:

- № 23037356 о возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ по ОКТМО 45331000 в размере 42 596,88 руб.;

- № 23037358 о возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ по ОКТМО 78701000 в размере 15 584 руб.

Инспекцией Решениями от 07.12.2020 № 5011 и № 5012 отказано в возврате заявленных сумм НДФЛ в связи с пропуском трехлетнего срока подачи заявлений.

Сообщения о принятых инспекцией Решениях 07.12.2020 направлены в адрес налогоплательщика через Личный кабинет.

По мнению административного истца, о наличии переплаты по налогу налогоплательщик может узнать после обязательного сообщения налогового органа о такой переплате.

Ильина А.В. поставлена на учет в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области с 15.01.2019 в связи со сменой регистрации по месту жительства.

По сведениям информационного ресурса налоговых органов ранее Ильина А.В. в период с 16.04.2002 по 29.11.2012 состояла на учете по месту жительства в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля.

В период с 29.11.2012 по 04.06.2018 Ильина А.В. состояла на учете по месту жительства в Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля.

В период с 04.06.2018 по 15.01.2019 Ильина А.В. состояла на учете по месту жительства в Инспекции ФНС России по Заволжскому району г. Ярославля.

В связи со сменой Налогоплательщиком регистрации по месту жительства и в связи с этим постановкой на налоговый учет в разных инспекциях сведения о налоговых обязательствах Ильиной А.В. по НДФЛ передавались из одного налогового органа в другой последовательно: ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля в Межрайонную ИФНС России № 7 по Ярославской области.

Из ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля в Инспекцию при передаче карточек расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) по налогам 24.02.2019 поступили сведения о налоговых обязательствах Истца в виде положительного сальдо (переплаты) по НДФЛ по ОКТМО 45331000 в размере 42 596.88 руб. и ОКТМО 78701000 в размере 15 584 руб.

Поскольку переплата по налогу образовалась до постановки на учет в Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области, Инспекцией в указанные налоговые органы направлены запросы о представлении информации и документов о периоде и основании возникновения имеющейся переплаты по НДФЛ.

Согласно сведениям, представленным Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, Ильиной А.В. (ранее - Лысенковой А.В.) в инспекцию представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2007 год, в которой отражен доход от продажи квартиры в размере 1 850 000 руб., а также в декларации заявлен налоговый вычет в сумме документально подтвержденных расходов в размере 1 233 333 руб. При этом сумма исчисленного к уплате НДФЛ составила 73 667 руб. Также, поскольку декларация была представлена несвоевременно, инспекцией вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ № 678 от 29.09.2008 с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 683.35 руб.

Налогоплательщиком оплачены сумма штрафных санкций в размере 3 683.35 руб. и исчисленная по декларации к сумма налога уплате в размере 73 667 руб. платежными документами № 517 и № 516 от 22.10.2008 соответственно.

В адрес Ильиной А.В. инспекцией направлялись следующие документы:

- Акт камеральной проверки №751 от 04.08.2008;

- Решение по КНП № 678 от 29.09.2008;

- Уведомление о переплате на 43 334 руб. № 6587 от 18.03.2010.

Между тем, согласно перечню документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, с указанием сроков хранения, утвержденных приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@, срок хранения указанных документов составляет 10 лет, декларация по форме 3-НДФЛ за 2007 год передана на централизованное хранение в ФКУ Налог сервис Московской области. Таким образом, представленные в 2008 году документы подлежали уничтожению в 2018 году, в связи с данным фактом, представить их не представляется возможным.

Одновременно с этим, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля проанализировано основание возникновения имеющейся переплаты в размере 43 334 руб. по КБК 18210102030010000110 ОКТМО 45331000, в результате установлено, что данная переплата неправомерно образовалась в связи с технической обработкой решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности № 678 от 29.09.2008 в ПК ЭОД и конвертирована в ПК АИС Налог-3.

По данному факту Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля направлена заявка об устранении (аннулировании) переплаты в Службу технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (номер заявки 2021-0000000000002592995 от 17.05.2021).

В связи с изложенным, положительное сальдо по НДФЛ по ОКТМО 45331000 в размере 42 596,88 руб. является технической ошибкой программного комплекса инспекции, а не результатом фактически уплаченных налогоплательщиком денежных средств в указанном размере.

Согласно сведениям, представленным Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, в результате анализа основания возникновения переплаты в размере 43 334 руб. по КБК 18210102030010000110 ОКТМО 45331000 установлено, что данная переплата неправомерно образовалась в связи с технической обработкой решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности № 678 от 29.09.2008 в ПК ЭОД и конвертирована в ПК АИС Налог-3.

По данному факту Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля направлена заявка об устранении (аннулировании) переплаты в Службу технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (номер заявки 2021-0000000000002592995 от 17.05.2021).

Инспекцией представлен ответ Службы технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (номер заявки 2021-0000000000002592995 от 17.05.2021), согласно которому указанная заявка определена как «запрос на корректировку данных (техническое исправление данных)» и указано на Порядок проведения инспекцией корректировки данных.

Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, руководствуясь Распоряжением УФНС России по Ярославской области «О взаимодействии отделов УФНС России по Ярославской области и ИФНС России Ярославской области при проведении работ по отражению в карточках «Расчеты с бюджетом» АИС «Налог-3» операций по решениям вышестоящих налоговых органов» № 01-08/0016 от 31.05.2019, в Управление ФНС России по Ярославской области направлен запрос на корректировку в части начисления операций в КРБС налогоплательщика.

На основании решения УФНС по Ярославской области от 09.07.2021 путем доначисления налога произведено аннулирование данных КРСБ налогоплательщика по НДФЛ в размере 43 334 руб. по КБК 18210102030010000110 ОКТМО 45331000.

Согласно сведениям, представленным ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля, по поступившей в 2008 году от налогового агента «Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля» справки 2-НДФЛ инспекцией в карточке расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) проведены начисления по НДФЛ за 2006 год по сроку уплаты 14.04.2008 в размере 7792 руб. и по сроку уплаты 14.05.2008 в размере 7792 руб.

В связи с этим инспекцией в адрес налогоплательщика было выставлено требование № 6197 от 12.05.2008 об уплате указанных сумм.

27.05.2008 Ильиной А.В. указанные суммы НДФЛ за 2006 год уплачены.

В 2009 году от налогового агента «Управление по молодежной политике мэрии г. Ярославля» поступила корректирующая справка 2-НДФЛ, согласно которой инспекцией в КРСБ проведены уменьшения ранее начисленных сумм по НДФЛ за 2006 год по сроку уплаты 14.04.2008 в размере 7792 руб. и по сроку уплаты 14.05.2008 в размере 7792 руб.

Учитывая данные проводки (начисление и последующее уменьшение начислений по налогу), в карточке расчетов по НДФЛ с 20.04.2009 года числится переплата в сумме 15 584 руб.

Кроме того, по данным ЕГРИП в период с 28.06.2012 по 21.08.2013 Ильина А.В. состояла на учете ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно положениям п. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

После прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Ильиной А.В. в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля была представлена налоговая декларация за период 2013 года с нулевыми показателями.

Переплата по НДФЛ в размере 43 334 руб. поступила в ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля из ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, и в дальнейшем передана в ИФНС России по Заволжскому району г. Ярославля в связи со сменой жительства.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля в инспекцию в порядке внутриведомственного взаимодействия дополнительно представлена информация о том, что в период, когда Ильина А.В. являлась индивидуальным предпринимателем, она обращалась в инспекцию с заявлением б/н от 20.06.2013 о выдаче акта сверки.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля налогоплательщику был выдан Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, процентам № 9448 от 25.06.2013 по состоянию на 20.06.2013 за период с 01.01.2013 по 19.06.2013, в котором отражена переплата по НДФЛ в размере 42 596,88 руб.

В подтверждение изложенного ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля представлены скриншоты из программного комплекса ЭОД инспекции. На бумажном носителе представить документы не представляется возможным по причине истечения сроков хранения (согласно приказу ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ срок хранения указанных документов составляет 5 лет) и последующего уничтожения в 2018 году.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, Ильиной А.В. заявление о возврате денежных средств в размере 15 584 руб. подано за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ, ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности не представлено, суд приходит выводу о том, что Инспекцией правомерно отказано в возврате суммы НФДЛ по ОКТМО 78701000 в размере 15 584 руб., в связи с чем отказывает в удовлетворении иска.

То обстоятельство, что налоговый орган, по утверждению административного истца, не уведомил ее о факте излишне уплаченной сумме налога, не является основанием для признания решения об отказе в возврате НДФЛ, поскольку действующим законодательством на налогоплательщика возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать налоговые платежи вне зависимости от действий (бездействия) налогового органа. В соответствии с ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено, положительное сальдо (переплата) по НДФЛ по ОКТМО 45331000 в размере 43 334 руб. представляет собой техническую ошибку программного комплекса, и решением вышестоящего налогового органа аннулировано из карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований налогоплательщика не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178, ст. 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Ильиной Анастасии Валерьевны к Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Ш. Сайфулина