Дело № 2а-1827/2018 Мотивированное решение изготовлено 18.12.2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,
при секретаре Божик Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
27 ноября 2018 года
административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области к Антонову Ярославу Анатольевичу о взыскании недоимки по земельному налогу,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит взыскать с административного ответчика Антонова Я.А. задолженность за 2015, 2016 годы, а именно: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год - 414 540 руб., за 2016 год - 1 169 498 руб., пени в размере 7 386,19 руб., а всего на общую сумму 1 591 424,19 рублей.
Доводы административного иска мотивированы тем, что Антонов Я.А. состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области.
Согласно сведениям, представляемым органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, налогоплательщик имеет в собственности объекты налогообложения, указанные в налоговом уведомлении. В установленный законом срок налоги, начисленные в налоговом уведомлении налогоплательщик не уплатил. Расчет налогов по каждому объекту налогообложения с указанием объекта, налоговой базы, налогового периода, налоговых ставок приведен в приложении "Налоговое уведомление", которое является неотъемлемой частью настоящего заявления.
В случае неуплаты гражданином налога, Инспекция в соответствии со ст. 69 НК РФ направляет требование об уплате налога. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются (ст. 11.2 НК РФ).
Должнику были направлены требования об уплате налога от 19.12.2017 № 9105 на сумму налогов 1 584 038.00 руб. (с учетом перерасчета земельного налога), а также пеней в размере 7 386.19 руб., начисленных в соответствии со ст.75 НК РФ за период с 02.12.2017 по 18.12.2017 на недоимку по налогам.
Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
В целях взыскания числящейся задолженности инспекция ДД.ММ.ГГГГ обращалась в судебный участок № Ярославского судебного района Ярославской области с заявлением о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Мировым судьей судебного участка № Ярославского судебного района Ярославской области вынесен судебный приказ о взыскании с Антонова Я.А. задолженности за 2015, 2016 гг. по земельному налогу и соответствующих сумм пеней по земельному налогу в общей сумме 1 591 424.19 руб..
Оспаривая законность и обоснованность судебного постановления и заявленных требований, ДД.ММ.ГГГГ Антоновым Я.А. в судебный участок поданы письменные возражения относительно исполнения указанного судебного приказа, в которых указывает на то, что им в установленном законом порядке обжалована кадастровая стоимость земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ Ярославским областным судом принято решение об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с чем земельный налог подлежит перерасчету.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Ярославского судебного района Ярославской области судебный приказ отменил.
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, предоставленных Росреестром.
В соответствии с представленными Росреестром сведениями Антонов Я.А. в 2015 году являлся собственником 7-ми земельных участков по ОКТМО №
№, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2109 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 2263 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 11605 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес> площадью 7128 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5361 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, д. Гаврилово, площадью 5937 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма;
№, расположенного по адресу: <адрес>, д. Гаврилово, площадью 24081 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
В 2016 году Антонов Я.А. к ранее перечисленным земельным участкам оформил в собственность еще 6 земельных участков, а всего в 2016 году в собственности налогоплательщика находилось 13 земельных участков по ОКТМО №
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 15540 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>,, площадью 106145 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма.;
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1018 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес> площадью 5165 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1602 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
№, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 15046 кв.м., категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения», разрешенное использование - "Для размещения производственных зданий", кадастровая стоимость на 2015 год составляет Сумма
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Росреестр (п. 4 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте ст. 394 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, размер налоговой ставки для исчисления земельного налога не может превышать 0,3%; в пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговая ставка в размере 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.
Земельный налог и ставки земельного налога в отношении принадлежащих в 2015, 2016 гг. должнику 13-и земельных участков, расположенных в <адрес> утверждены Решением муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района от 23.09.2009 N 201 "Об установлении земельного налога".
Ставка земельного налога в соответствии с категорией земель и разрешенным видом использования согласно пп. 2.1 ст. 2 указанного Решения Совета Заволжского сельского поселения установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка; в отношении прочих земельных участков - в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного (пп. 2.2 ст. 2 Решения).
В соответствии с данными Росреестра все перечисленные выше земельные участки имеют категорию земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального значения» и вид разрешенного использования - "Для размещения производственных зданий", в отношении которых согласно пп. 2.2 ст. 2 Решения Совета Заволжского сельского поселения установлена налоговая ставка в размере 1,5%.
Таким образом, налоговая ставка в размере 1,5% для расчета земельного налога в отношении спорных земельных участков налоговым органом применена правомерно.
Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Органами кадастрового учета в соответствии с Постановлением Правительства ЯО от 20.09.2011 N 702-п (ред. от 22.06.2016) "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" кадастровая стоимость земельных участков была определена в установленном законом порядке по состоянию на 01.01.2012.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Антоновым Я.А. представлено Решение Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым в отношении спорных земельных участков установлена кадастровая стоимость, равная их рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2009.
В абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Аналогичные положения содержатся и в абз. 5 ст. 24.20 Закон N 135-Ф3: в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 15, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 Кодекса, ст. 24.18, абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно Решению Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, исковое заявление об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости подано Антоновым Я.А. в Ярославский областной суд 06.10.2017, в связи с чем кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная решением суда, может быть распространена в целях исчисления земельного налога на 2017 год.
Учитывая вышеуказанные нормы, установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной по спорным земельным участкам подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. Кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, применению при исчислении земельного налога за налоговые периоды до 2017 года (2015, 2016 гт.) не подлежит.
На основании изложенного, оснований для перерасчета суммы земельного налога за 2015 и 2016 гг., исчисленного налоговым органом, не имеется.
Таким образом, инспекцией, учитывая положения ст.ст. 388-391 НК РФ, произведен расчет земельного налога за 2015 и 2016 гг. с учетом кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной Постановлением от 20.09.2011 N 702-п, количества месяцев владения, размера доли в праве собственности, налоговой ставки, установленной Решением Заволжского сельского поселения от 23.09.2009 N 201:
размер исчисленного инспекцией земельного налога за 2015 год с учетом перерасчета составил - 414 540.00 руб.,
размер исчисленного инспекцией земельного налога за 2016 год с учетом частичной уплаты составил - 1 169 498.00 руб..
В связи со ст. 75 НК РФ на задолженность по земельному налогу за период с 02.12.2017 по 18.12.2017 начислены пени в размере 7 386.19 руб. Общая сумма задолженности по земельному налогу за 2015, 2016 гг. и пени составила 1 591 424.19 руб..
Согласно Карточке расчетов с бюджетом земельный налог за 2015 и 2016 гг., а также пени Антоновым Я.А. не уплачен.
Дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ (далее – КАС РФ).
В судебном заседании сторона истца исковые требования полностью поддержала.
Ответчик исковые требования полностью признал, просил снизить размер пеней.
Исследовав и оценив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Ответчик является собственником земельных участков, указанных выше.
В соответствии со ст. 388 НК РФ ответчик, как собственник земельных участков, является плательщиком земельного налога и состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области.
В соответствии со ст. 397 НК РФ уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. до 02.01.2019.
Налоговые уведомления, содержащие сведения об объектах налогообложения, о периоде начисления, о ставке налога, были отправлены в адрес должника по почте с указанием сроков уплаты налога. На требования об уплате налога ответчик не отреагировал. В установленные законом сроки ответчик налог на землю не уплатил.
Оснований для применения положений ст.333 ГК РФ к требованиям о взыскании пеней суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178, ст. 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Антонова Ярослава Анатольевича в пользу Межрайонная ИФНС России № 7 по Ярославской области задолженность по уплате земельного налога за 2015 год - 414 540 руб., за 2016 год - 1 169 498 руб., пени в размере 7 386,19 руб., а всего на общую сумму 1 591 424,19 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Л.Кропотова