НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 29.06.2022 № 3А-276/2022

Дело № 3а-276/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000158-77

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 24 июня 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В.,

с участием:

административного истца Курицына Р.Г.,

административного истца Лаптевой-Казаковой Н.М. (до перерыва),

представителя административных истцов Смирновой М.В. по устному заявлению,

иные лица, участвующие в деле, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Охапкиной Натальи Сергеевны, Волковой Ольги Валерьевны, Павлушиной Елены Сергеевны, Лаптевой – Казаковой Натальи Михайловны, Якуниной Веры Михайловны, Курицына Романа Геннадьевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

Охапкина Н.С., Волкова О.В., Павлушина Е.С., Лаптева – Казакова Н.М., Якунина В.М., Курицын Р.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением. С учетом уточнения требований административные истцы окончательно просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение: нежилое, наименование: комплекс торговые ряды, с кадастровым номером общей площадью 1990 кв.м, расположенного по адресу: , в размере его рыночной стоимости 10 970 870 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что административные истцы являются сособственниками вышеуказанного объекта недвижимости. Установленная в отношении объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании отчета ООО «Независимая оценка» от 21 июня 2022 года №3144/2022 (испр) (вторая редакция). Завышение кадастровой стоимости здания влечет за собой пропорциональное увеличение налога на имущество физических лиц. Права и законные интересы административных истцов в данном случае нарушены.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы».

Административный истец Курицын Р.Г., представитель административных истцов по устному заявлению Смирнова М.В. уточненные исковые требования поддержали. Дали пояснения по тексту иска.

Административный истец Лаптева - Казакова Н.М. не явилась, в судебном заседании (до перерыва) исковые требования поддержала. Дала объяснения по тексту искового заявления.

От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором указано, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта капитального строительства административного истца. По мнению автора отзыва, представленный в дело отчет оценки рыночной стоимости рассматриваемого объекта не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. В дополнительном письменном отзыве по результатам рассмотрения исправленного отчета ООО «Независимая оценка» административный ответчик указал, что после устранения всех замечаний департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, рыночная стоимость объекта оценки стала составлять 10 970 870 рублей, образуя разницу между кадастровой и рыночной стоимостями 59%.

Заинтересованным лицом Управлением Росреестра по Ярославской области представлен письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело в отсутствии представителя. Также указано, что Управление не наделено полномочиями по оценке корректности результатов определения рыночной стоимости, в том числе делать выводы о качестве проведенной оценки, правильности выбранной методологии и обоснованности сделанных оценщиком выводов. Разрешение административного иска Управление оставило на усмотрение суда.

От заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором учреждение просит рассмотреть дело без участия своего представителя, оставило разрешение административного иска на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», администрация городского поселения Любим, ООО «Вариант-С», Васильев А.Е. надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей не направили.

Судом на основании части 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено без участия неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, допросив в качестве свидетеля оценщика ООО «Независимая оценка» ФИО9, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245, статьи 248 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 03 июня 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кроме того, возможность защиты нарушенных прав собственников недвижимого имущества путем установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и внесения рыночной стоимости в Единый государственный реестр недвижимости согласуется также с позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами, дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Судом установлено, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание (наименование «комплекс торговые ряды») с кадастровым номером расположенное по адресу: . Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17 марта 2022 года.

Из положений статей 399-403 Налогового кодекса РФ, Закона Ярославской области от 18 ноября 2014 года №74-з «Об установлении единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» следует, что административный истец, обладающий правом собственности на вышеуказанное недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения, является плательщиком налога на имущество физических лиц; размер данного налога определяется на основании сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Объект капитального строительства с кадастровым номером включен в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (№82) (приказ департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 14 декабря 2021 года № 62-н), на 2021 года (№20) (приказ департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 18 декабря 2020 год № 34-н).

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года №20-н установлена кадастровая стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере 27 009 612,52 рублей по состоянию на 1 января 2019 года (№ п/п 67178). Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года.

На основании изложенного следует вывод о том, что права и законные интересы административных истцов затрагиваются установленной в отношении принадлежащего им объекта капитального строительства кадастровой стоимостью, поэтому они имеют право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости указанного объекта.

Согласно пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Административными истцами в обоснование заявленных требований представлен отчет №3144/2022 от 14 февраля 2022 года, выполненный оценщиком ООО «Независимая оценка», согласно которому по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером составила 3 908 360 рублей. В связи с недостатками отчета, на которые было указано административным ответчиком, оценщиком отчет исправлен, рыночная стоимость объекта оценки определена в размере 10 970 870 рублей.

Исходя из статьи 59, части 2 статьи 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки закреплены в статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с положениями приведенной нормы отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Аналогичные требования к содержанию отчета установлены пунктом 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299 (далее - ФСО №3).

Оценивая отчет ООО «Независимая оценка» в уточненной редакции от 21 июня 2022 года №3144/2022 по правилам статьи 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик ФИО9 соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет специальное образование и квалификацию. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

Замечаний относительного исправленного отчета лицами, участвующими в деле, не приведено.

Проанализировав содержание исправленного отчета ООО «Независимая оценка» от 21 июня 2022 года №3144/2022, суд приходит к выводу о том, что требования действующего законодательства об оценочной деятельности и федеральные стандарты оценки оценщиком соблюдены.

Отчет содержит описание объекта оценки, объектов-аналогов, методику их отбора, сопоставления, аргументацию применения необходимых корректировок. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, содержащие все необходимые сведения.

Нарушений при составлении исправленного отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта, в судебном заседании не установлено.

В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости было подано в суд 22 апреля 2022 года (по конверту), то в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указанную дату следует считать днем обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение: нежилое, наименование: комплекс торговые ряды, с кадастровым номером , общей площадью 1990 кв.м, расположенного по адресу: , в размере его рыночной стоимости 10 970 870 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости –22 апреля 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.Г. Сингатулина