НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 25.02.2014 № 30-2-57/2014

 Дело № 30-2-57/2014

 РЕШЕНИЕ

 г. Ярославль                                      25 февраля 2014 года

     Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Сурковой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС № 7 по Ярославской области от 13 ноября 2013 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 17 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора <Учреждение> ФИО1,

 установил:

     Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области от 13 ноября 2013 года директор <Учреждение> ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, подвергнута административному наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб. в связи с нарушением порядка ведения кассовых операций, выразившемся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в кассу <Учреждение>.

     За период с 05.09.2013 по 23.10.2013 в <Учреждение> в соответствии с представленными отчетами о продаже билетов и корешками билетов возникла обязанность по оприходованию денежных средств в кассу на общую сумму <...> руб. Однако в кассу организации оприходована выручка в размере <...> руб. Наличные денежные средства в размере <...> руб. в кассу не оприходованы, а сданы в банк на внебюджетный лицевой счет.

     В связи с истечением срока давности привлечении к административной ответственности за правонарушения, допущенные с 05.09.2013 по 12.09.2013, должностным лицом определено время совершения правонарушения – с 13.09.2013 по 23.10.2013. За указанный период времени неоприходованы денежные средства в размере <...> руб. При этом <Учреждение> нарушены пункты 3.1, 5.1, 5.2, 5.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011 № 373-П.

 ФИО1 привлечена к административной ответственности как должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административные функции в учреждении, не организовавшее должным образом ведение хозяйственных операций, не осуществившее контроль за исполнением работниками своих трудовых обязанностей.

 Решением судьи Некрасовского районного суда Ярославской области постановление по делу об административном правонарушении № 401 от 13 ноября 2013 года, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области о привлечении ФИО1 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

 В жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене постановлении и решения по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что в учреждении нет бухгалтера, бухгалтерское обслуживание на основании договора с администрацией Некрасовского муниципального района осуществляется центральной бухгалтерией. Денежные средства сдаются учреждением непосредственно в банк, кассовая книга в электронном виде находится в централизованной бухгалтерии администрации Некрасовского муниципального района.

 ФИО1 в судебное заседание не явилась.

 Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Ярославской области по доверенности ФИО2 в удовлетворении жалобы возражала.

 Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного органа, считаю постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежащим оставлению без изменения.

 Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 В силу ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

 Пунктом 167 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что при оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации, с учетом следующих особенностей.

 Порядок приема наличных денег определен в Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденном Банком России 12.10.2011 № 373-П. Согласно пункту 3.1 названного положения прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

 Пунктом 6.1 Положения предусмотрена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по обеспечению организации ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

 Исходя из системного толкования пунктов 3.1, 5.1, 5.2, 5.3 и 6.1 Положения следует, что денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат оприходованию ежедневно. Таким образом, объективную сторону правонарушения составляет неоприходование (неполное оприходование) поступивших в кассу денежных средств в день их поступления.

     Как следует из материалов дела в ходе проверки выявлены факты неоприходования в кассу организации наличных денежных средств в размере <...> руб., полученных за период с 13.09.2013 по 23.10.2013. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ подтверждается актом проверки полноты учета выручки № 36 от 05 ноября 2013, протоколом № 401 об административном правонарушении и по существу не оспариваются лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

 Указывая на возможность сдачи денежных средств на лицевой счет учреждения, минуя осуществление операций с кассовой книгой, ФИО1 и ее защитники говорили о возможности применения в данном деле Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации, изложенных в письме Минкультуры РФ от 15.07.2009 N 29-01-39/04, в силу п. 2.12 которых уполномоченные по реализации билетов и кассиры организаций культуры обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на лицевой счет учреждения вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности.

 Судья, соглашаясь с позицией административного органа, не находит оснований для применения данных положений. Вышеприведенные Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н и Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 № 373-П приняты позднее Методических указаний. Кроме того, данные акты приняты в форме обязательных к исполнению нормативных актов органов исполнительной власти РФ, тогда как методические указания содержатся в письме Минкультуры РФ и носят рекомендательный характер.

 В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 На основании данного положения в постановлении по делу об административном правонарушении правомерно сделан вывод о ненадлежащей организации ФИО1 как директором <Учреждение> ведения в организации хозяйственных операций, не принятии всех мер по недопущению выявленных правонарушений и контролю за исполнением работниками своих обязанностей.

 При этом доводы жалобы о том, что бухгалтерский учет осуществляется централизованной бухгалтерией администрации Некрасовского муниципального района не имеет правового значения по делу. В силу п. 1.2 Приказа о введении учетной политики от 29 декабря 2012 года (л.д. 9), подписанного директором <Учреждение> ФИО1, обработка первичных учетных документов, формирование регистров бухгалтерского учета, а также отражение хозяйственных операций по соответствующим счетам рабочего плана счетов осуществляется в учреждении:

 - вручную на бумажных носителях;

 - с применением автоматизированной системы <данные изъяты>;

 - начисление заработной платы с применением системы <данные изъяты>.

 Вместе с тем ФИО1 не было организовано ведение кассовых операций, как относящихся к первичным учетным документам.

 То обстоятельство, что наличные денежные средства сдавались учреждением в банк, не освобождает юридическое лицо от ведения кассовой книги.

 Порядок и процедура привлечения к административной ответственности по делу соблюдены.

 Административное наказание назначено ФИО1 пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, при этом правила назначения административного наказания, установленные в ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, были соблюдены

 Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

 Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления и решения по делу об административном правонарушении, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

     Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

 решил:

 Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Ярославской области от 13 ноября 2013 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 17 января 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора <Учреждение> ФИО1 оставить без изменений, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья                                Е.Ю. Щеголькова