НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 24.09.2015 № 30-2-543/2015

Дело № 30-2-543/2015

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 24 сентября 2015 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Морарь А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Бровкина А.В. Рыбаковой В.С. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в отношении Бровкина А.В.,

установила:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года Бровкин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Правонарушение выразилось в следующем: Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области, ООО «РГС – Медицина» в лице филиала «Росгосстрах – Ярославль – Медицина», Ярославская региональная общественная организация «Ассоциация медицинских работников», Ярославская областная организация профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации при заключении «Тарифного соглашения на 2014 год об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области» от ДД.ММ.ГГГГ отказали во включении в «Финансовый план медицинских организаций по видам медицинской помощи в пределах средств, предусмотренных бюджетом территориального фонда ОМС Ярославской области на 2014 года» (Приложение № 18 к Тарифному соглашению на 2014 год) медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области в ДД.ММ.ГГГГ ООО «........» в нарушение части 3 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что нашло отражение в решении комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Бровкин А.В. на дату заключения Тарифного соглашения на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – исполнял функции высшего должностного лица филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина». Как ответственное должностное лицо, совершил действия по заключению Тарифного соглашения на 2014 год в части утверждения Финансового плана, в который не включены объемы финансирования для ООО «.........». Данные действия ведут к ограничению доступа данного юридического лица на товарный рынок услуг скорой медицинской помощи, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, к разделу указанного товарного рынка по объему реализации названных услуг организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, и частными медицинскими учреждениями, и противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", части 3 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 августа 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Бровкина А.В. – без удовлетворения.

В Ярославский областной суд от защитника Бровкина А.В. Рыбаковой В.С. поступила жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу.

Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию и применению судьей норм Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в частности к тому, что решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ не могло служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, принимая данное решение, вышло за пределы своей компетенции.

Так же в жалобе указано на отсутствие в действиях Бровкина А.В. признаков нарушения части 3 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

В судебном заседании Бровкин А.В. и его защитник Рыбакова В.С. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по доверенности Гудкевич Е.В. возражала против удовлетворения жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, считаю, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 августа 2015 года подлежат оставлению без изменения.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.

В пунктах 3 и 4 статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Положения статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ направлены на повышение доступности работы в ОМС для частных медицинских организаций и создание здоровой конкуренции за пациента.

Так согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Указанные положения также нашли отражение в определении медицинской организации в пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Медицинская организация в силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

При этом указанный договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке согласно части 1 статьи 39 данного Федерального закона.

Указанная территориальная программа разрабатывается Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования согласно статье 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 8 Приложения № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказос Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, положениям Методических указаний по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (Письмом ФФОМС от 30.12.2011 N 9161/30-1/и).

Следует отметить, что в силу пункта 1 части 3 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется помимо прочего за счет средств обязательного медицинского страхования.

Из положений Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, в частности пункта 12, следует, что оказание скорой медицинской помощи осуществляется вне зависимости от прикрепления граждан к конкретной медицинской организации.

В силу указанных положений закона медицинская организация, включенная в реестр медицинских организаций, лишается возможности заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и участвовать в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в случае отказа Комиссии по разработке территориальной программы ОМС в установлении объема предоставления медицинской помощи. Как следствие этого медицинская организация не сможет осуществлять свою деятельность, в том числе не сможет предоставлять гражданам услуги скорой медицинской помощи, в сфере ОМС.

В нарушение указанных положений закона филиал ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина» в лице директора Бровкина А.В. явилось участником ДД.ММ.ГГГГ Тарифного соглашения на 2014 год об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области, отказав во включении в «Финансовый план медицинских организаций по видам медицинской помощи в пределах средств, предусмотренных бюджетом территориального фонда ОМС Ярославской области на 2014 года» (Приложение № 18 к Тарифному соглашению на 2014 год) ООО «........», оказывающему на товарном рынке услуги скорой медицинской помощи.

Данные действия привели к ограничению доступа ООО «.......» на товарный рынок услуг скорой медицинской помощи, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, к разделу указанного товарного рынка по объему реализации названных услуг организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области, и частными медицинскими учреждениями.

При этом, несмотря на то, что заключение тарифного соглашения является обязательным в силу вышеприведенных положений законодательства об обязательном медицинском страховании и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в тарифном соглашении филиал ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина» действовало от имени страховых компаний – участников данных правоотношений, то есть как хозяйствующий субъект.

Таким образом, действия Бровкина А.В. правильно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Доводы Бровкина А.В. об обратном не основаны на законе, обоснованно опровергнуты в обжалуемом постановлении должностного лица.

Указанные обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности делом об административном правонарушении, предусмотренном частью 14.32 КоАП РФ, возбужденным в отношении Бровкина А.В.

Полученные по делу доказательства являются допустимыми, с соблюдением требований статей 26.2, 26.5, 26.8, 28.2 КоАП РФ, нарушения не установлены.

Доказательства получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых постановлении и решении судьи в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из протокола заседания комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования от ДД.ММ.ГГГГ, «Тарифного соглашения на 2014 год об установлении тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями по территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Ярославской области» от ДД.ММ.ГГГГ, сведениям из филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина», трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с Бровкиным А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Бровкин А.В. на дату заключения Тарифного соглашения на 2014 год – ДД.ММ.ГГГГ – являлся директором филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина». С ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения Бровкина А.В. с указанной организацией прекращены.

Согласно должностной инструкции директора филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина» работник обязан осуществлять руководство деятельностью филиала Общества в системе медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными документами Общества, обеспечивать соблюдение законности в деятельности филиала и осуществлении его связей с государственными и исполнительными органами исполнительной власти, общественными и коммерческими организациями по вопросам, входящим в его компетенцию, использование правовых средств для укрепления договорной и финансовой дисциплины, а так же директор несет ответственность за последствия принятых им решений.

С инструкцией Бровкин А.В. был ознакомлен (имеется его подпись).

Таким образом, Бровкин А.В., как руководитель филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина», является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Правонарушение совершено Бровкиным А.В. виновно, поскольку из дела видно, что он, осуществляя полномочия высшего должностного лица филиала ООО «РГС – Медицина» - «Росгосстрах – Ярославль – Медицина», заключил Тарифное соглашение на 2014 год, в котором было отказано во включении в «Финансовый план медицинских организаций по видам медицинской помощи в пределах средств, предусмотренных бюджетом территориального фонда ОМС Ярославской области на 2014 года» ООО «......», что привело к нарушению требований статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", части 3 и части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Должный контроль за соблюдением законодательства в области защиты конкуренции не осуществил.

Бровкин А.В. сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.32 КоАП РФ в действиях (бездействии) Бровкина А.В. установлен.

Проанализировав характер совершенного Бровкина А.В. правонарушения и ее роли, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не усматриваю оснований для признания совершенного ею деяния малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).

Назначенное в отношении Бровкина А.В. наказание в виде административного штрафа, установленного в санкции части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, назначено с соблюдением правил назначения наказания, установленных в статьях 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Порядок и процедура привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Доводы жалобы о том, что решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ не могло служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, принимая данное решение, вышло за пределы своей компетенции, несостоятельны в силу следующего.

В силу положений части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Факт нарушения антимонопольного законодательства фиксируется комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ датой принятия решения комиссии антимонопольного органа считается дата изготовления его в полном объеме. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Таким образом, исходя из положений КоАП РФ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, дело об административном правонарушении по статьям 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия решения комиссией антимонопольного органа (изготовления решения в полном объеме).

С этого момента начинается течение срока давности привлечения лица к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ вне зависимости от того, было ли оно обжаловано в судебном порядке.

Обжалование решения комиссии антимонопольного органа в судебном порядке в соответствии с КоАП РФ не препятствует производству по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании указанного решения.

В силу изложенного решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ по делу, возбужденному в отношении Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, ООО «РГС – Медицина» в лице филиала «Росгосстрах – Ярославль – Медицина», Ярославской региональной общественной организации «Ассоциация медицинских работников», Ярославской областной организации профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации по признакам нарушения пунктов 3,4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, явилось поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в отношении Бровкина А.В.

В силу изложенного дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пределах своих полномочий согласно статье 23.48, главы 29 КоАП РФ с учетом требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.

Вопрос о привлечении Бровкина А.В. к административной ответственности разрешен в установленный законом срок.

Жалоба Бровкина А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Обжалуемые акты соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Основания для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года и решения судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 августа 2015 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 17 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в отношении Бровкина А.В. оставить без изменения, жалобу защитника Бровкина А.В. Рыбаковой В.С. – без удовлетворения.

Судья Е.Ю. Щеголькова