НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 23.09.2020 № 3А-363/20

УИД 76OS0000-01-2020-000323-35

Дело № 3а-363\20

Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 23 сентября 2020г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колюховой М.А.,

с участием прокурора Лебедева А.Н.,

представителя административного истца Киселевой Н.Н. и заинтересованного лица Черняевой Т.И. на основании доверенностей Андреевой И.Л.,

заинтересованного лица Черняевой Т.И.,

представителя административного ответчика Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области и заинтересованного лица администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области на основании доверенностей Комаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киселевой Нины Николаевны к Собранию Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области о признании недействующим решения Собрания депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области от 19 декабря 2019г. № 35 «О внесении изменений в решение Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018г. № 113 «Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района»,

Установил:

Решением Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 года N 113 утвержден Порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района Ярославской области (далее - Порядок).

Согласно пункту 6.3 указанного Порядка размер фиксированного минимума при стаже муниципальной службы свыше 25 лет (включительно) составлял 45 процентов социальной пенсии, при стаже муниципальной службы от 20 лет (включительно) до 25 лет - 35 процентов социальной пенсии, при стаже муниципальной службы от 15 лет (включительно) до 20 лет - 25 процентов социальной пенсии.

Решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 года N 113 опубликовано в средстве массовой информации «Сельская новь» от 05 декабря 2018 года № 97.

Решением Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019 года N 35 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22.11.2018 N 113 "Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района" в пункт 6.3 внесены изменения: размер фиксированного минимума при стаже муниципальной службы свыше 25 лет (включительно) составил 1200 рублей, при стаже муниципальной службы от 20 лет (включительно) до 25 лет - 900 рублей, при стаже муниципальной службы от 15 лет (включительно) до 20 лет - 700 рублей.

В соответствии с пунктом 2 решения Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019 года N 35 настоящее решение вступает в силу с 01 января 2020 года.

Решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019 года N 35 опубликовано в средстве массовой информации «Сельская новь» от 26 декабря 2019 года № 78.

В административном исковом заявлении Киселева Н.Н. просит признать недействующим решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области от 19 декабря 2019г. № 35 «О внесении изменений в решение Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018г. № 113 «Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района».

В обоснование административных исковых требований указано на то, что административный истец является получателем фиксированного минимума пенсии муниципального служащего Пошехонского муниципального района Ярославской области при стаже свыше 25 лет. Решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019 года N 35 не соответствует положениям Федерального закона от 02 марта 2007 года № 35-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Ярославской области от 22 декабря 2016 года N 90-з "О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области".

В судебном заседании представитель административного истца Киселевой Н.Н. и заинтересованного лица Черняевой Т.И. на основании доверенностей Андреева И.Л. административные исковые требования поддержала, пояснила, что оспариваемое решение начало применяться в отношении Киселевой Н.Н. и Черняевой Т.А. с 01 января 2020 года.

Представитель административного ответчика Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области и заинтересованного лица администрации Пошехонского муниципального района Ярославской области на основании доверенностей Комарова С.Ю. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, полагала оспариваемый нормативный правовой акт соответствующим действующему законодательству, принятым с соблюдением процедуры его принятия. Указала на то, что изменения в решение Собрания депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018 года N 113 были внесены в связи с недостаточностью средств в бюджете Пошехонского муниципального закона Ярославской области.

Заинтересованное лицо Черняева Т.И. административные исковые требования поддержала, пояснила, что оспариваемое решение применяется также в ее отношении.

Прокурором Лебедевым А.Н. дано заключение об обоснованности административных исковых требований.

Выслушав указанных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, утверждение порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих, в том числе, установление фиксированного минимума пенсии за выслугу лет, относится к полномочиям органов местного самоуправление. В соответствии с Уставом Пошехонского муниципального района Ярославской области, утвержденным решением Собрания депутатов Пошехонского МО от 23.06.2005 N 90, Собрание Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области является представительным органом Пошехонского муниципального района, уполномоченным на принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения Пошехонского муниципального района, издание муниципальных правовых актов

Тем самым, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области, с соблюдением порядка и формы его принятия, а также требований к публикации нормативного правового акта в средстве массовой информации и введению его в действие.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Ярославской области от 22.12.2016 N 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области» при наличии минимальной продолжительности служебного стажа, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского (муниципального) служащего, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 90-з размер пенсии за выслугу лет исчисляется из среднемесячного заработка гражданского (муниципального) служащего, индексируемого на день обращения за назначением указанной пенсии

Таким образом, реализация полномочий органами местного самоуправления в области пенсионного обеспечения за счет средств местного бюджета не является произвольной. На муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Ярославской области.

Собрание Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области, устанавливая фиксированный размер пенсии за выслугу лет, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, ухудшив тем самым положение лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации. Установление фиксированного размера пенсии вступает в противоречие с положениями части 2 статьи 4. части 1 статьи 5 Закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 90-з.

В соответствии с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Тем самым, федеральное и региональное законодательство не предусматривают недостаточность средств местного бюджета или отсутствие источников дохода местного бюджета в качестве основания снижения пенсионных выплат лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П; определения от 21 февраля 2008 года N 106-О-О, от 5 февраля 2009 года N 149-О-П, от 22 декабря 2015 года N 2993-О, и др.), Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостановить выплату ежемесячных денежных компенсаций, предусмотреть при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться.

В связи с изложенным ограниченность возможностей бюджета, не предоставление муниципальному образованию межбюджетных трансфертов и дотаций, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме снижения объема социальных гарантий, которые действовали на день назначения выплат административному истцу и заинтересованному лицу при прекращении ими муниципальной службы в органах местного самоуправления Пошехонского муниципального района Ярославской области.

Также следует учесть, что основанием для принятия оспариваемого акта послужила необходимость оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления Пошехонского муниципального района Ярославской области.

Нормы Закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 90-з «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ярославской области и муниципальных служащих в Ярославской области» не предусматривают возможность пересмотра размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Такое основание для изменения размера пенсии за выслугу лет также не согласуется с вышеприведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Пунктом 2 оспариваемого решения новый фиксированный размер пенсии за выслугу лет применяется с 01 января 2020 года, в том числе, в отношении лиц, которым указанные выплаты были назначены до вступления в законную силу решения Совета Депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019г. № 35, что следует из объяснений представителя административного ответчика, представителя административного истца, заинтересованного лица, представленных в материалах дела уведомлений, адресованных Киселевой Н.Н. и Черняевой Т.И.

Отсутствие в оспариваемом решении нормы, позволяющей не распространять его действие в отношении лиц, которым пенсионные выплаты за выслугу лет были назначены ранее, также подтверждают применение решения в отношении административного истца и заинтересованного лица.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что вследствие применения оспариваемого решения размеры пенсионных выплат за выслугу лет, которые ранее были назначены административному истцу и заинтересованному лицу, уменьшились.

Данные обстоятельства свидетельствуют о праве административного истца на оспаривание решения Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района от 19 декабря 2019г. № 35

В силу изложенного административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого подлежит признанию недействующим оспоренный нормативный правовой акт, суд принимает во внимание положения статьей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (пункт 38), и полагает, что нормативный акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения настоящего решения этот нормативный акт неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права как органа местного самоуправления, так и граждан, в отношении которых он применен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области от 19 декабря 2019г. № 35 «О внесении изменений в решение Собрания Депутатов Пошехонского муниципального района от 22 ноября 2018г. № 113 «Об утверждении Порядка пенсионного обеспечения муниципальных служащих Пошехонского муниципального района».

Возложить на Собрание Депутатов Пошехонского муниципального района Ярославской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.

Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов