НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 22.01.2019 № 30-2-116/20

Судья: Воронова А.Н. УИД 76RS0022-01-2019-002694-57

Дело № 30-2-116/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 12 марта 2020 года

Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,

при секретаре Чистяковой А.А.,

с участием защитника Субботиной М.А.,

рассмотрев жалобу Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 28 октября 2019 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля»,

у с т а н о в и л :

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 28 октября 2019 года Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля» (далее – МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Из постановления следует, что в ходе проверки, проведенной в период с 30 августа по 20 сентября 2019 года в МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, выразившиеся в необеспечении работников МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО2 не обеспечен халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; слесарь-сантехник ФИО3 не обеспечен сапогами болотными с защитным подноском; санитарка ФИО4 не обеспечена курткой сроком на три года, обувью кожаной, обувью резиновой. Кроме того в пункте 4 перечня и норм выдачи средств индивидуальной защиты, предоставляемых бесплатно работникам Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», утвержденного 20 февраля 2018 года директором учреждения ФИО5, не предусмотрена выдача санитарке куртки, обуви кожаной и резиновой. В пункте 9 этого перечня не предусмотрена выдача электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования халата и брюк для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего. В пункте 10 перечня не предусмотрена выдача слесарю-сантехнику сапог болотных с защитным подноском и средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего или изолирующего.

Решением судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 24 января 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» – без удовлетворения.

В поданной в Ярославский областной суд жалобе МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» Субботина М.А. доводы жалобы поддержала.

Проверив доводы жалобы, выслушав защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Принимая решение, судья районного суда исходил из того, что оснований для привлечения МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» к административной ответственности за невыдачу электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования халата и брюк для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, слесарю-сантехнику - сапог болотных с защитным подноском, а санитарке - куртки, обуви кожаной и резиновой, не имеется.

Данные выводы судьи районного суда являются правильными, основаны на всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права, оценке доказательств, соответствующей ст. 26.11 КоАП РФ, подробно изложены в решении, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

Вместе с тем судья районного суда, оставляя постановление о назначении административного наказания без изменения, согласился с выводами должностного лица о том, что нарушения, выразившиеся в неуказании в перечне и норм выдачи средств индивидуальной защиты, предоставляемых бесплатно работникам учреждения, утвержденном 20 февраля 2018 года директором учреждения ФИО5, санитарке куртки, обуви кожаной и резиновой, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования - халата и брюк для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего, слесарю-сантехнику - сапог болотных с защитным подноском и средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего или изолирующего, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

С данными выводами согласиться нельзя.

В соответствии с пунктом 148 Типовых норм, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н, слесарь-сантехник подлежит обеспечению сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим.

В соответствии с пунктом 189 указанных Типовых норм, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования при выполнении работ, не связанных с возникновением электрической дуги, обеспечивается костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим.

Из указанных норм следует, что работодателю предоставлено право выбора средств индивидуальной защиты в части обеспечения слесаря - сантехника видами специальной обуви и электрика - видами одежды от загрязнений и воздействий.

В связи с этим в перечне обоснованно указано об обеспечении данных работников одним из видов обуви и одежды.

В части норм выдачи средств индивидуальной защиты санитарке, как правильно указано в решении судьи районного суда, перечень не противоречит Постановлению администрации Ярославской области от 12 декабря 2005 года № 199-а.

Таким образом, утверждение директором учреждения поименованного перечня в указанной части не свидетельствует о несоблюдении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Кроме того, принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя, за исключением случаев: разработки работодателем документов, устанавливающих порядок обработки персональных данных работников (пункт 8 статьи 86 Трудового кодекса РФ); утверждения графика ежегодных оплачиваемых отпусков (статья 123 Трудового кодекса РФ); разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников (статья 212 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009года № 290н, работодатель вправе устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, только улучшающие по сравнению с типовыми положениями защиту работников.

Между тем из содержания указанного перечня, утвержденного 20 февраля 2018 года директором учреждения ФИО5, следует, что состав средств индивидуальной защиты определялся исходя из приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н, постановления администрации Ярославской области от 12 декабря 2005 года № 199-а, о чем указано в графе «Основание».

Структура и содержание данного акта свидетельствует о том, что муниципальное учреждение не принимало локальный акт, улучшающий по сравнению с типовыми положениями защиту работников.

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Тем самым, неправильное, противоречащее положениям трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, указание в перечне норм обеспечения средствами индивидуальной защиты влечет неприменение данного локального акта, в связи с чем нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам учреждения подлежат определению исходя из типовых положений, что предполагает право работников требовать обеспечение средствами индивидуальной защиты и обязанность работодателя обеспечить ими работников в соответствии с Типовыми нормами.

В связи с этим отсутствие в утвержденном директором учреждения перечне средств индивидуальной защиты органов дыхания также не может являться основанием для вывода о доказанности объективной стороны административного правонарушения.

С учетом приведенных обстоятельств состав административного правонарушения, предусмотренного по частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в действиях МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» отсутствует.

В связи с изложенным, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемые решение судьи и постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении МУ «КЦСОН Заволжского района г. Ярославля» в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ – прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 28 октября 2019 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ярославля от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля», отменить, а производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Заволжского района г. Ярославля» состава данного административного правонарушения..

Судья В.В. Безуглов