УИД 76OS0№-78
Дело № 3а-402/2021
Изготовлено в мотивированной форме 19.07.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 08 июля 2021 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тебневой Н.И. и секретарем Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЯрославскоеВзморье» к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области и ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
Установил:
ООО «ЯрославскоеВзморье» обратилось с административным иском, в котором оспаривает результаты государственной кадастровой оценки земельных участков.
Административные исковые требования мотивированы тем, что земельные участки принадлежит административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость земельных участков выше их рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Князев С.В. административные исковые требования поддержал.
Административные ответчики департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области, администрация Глебовского сельского поселения Рыбинского муниципального района Ярославской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Административный ответчик департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил письменное объяснение, в котором, сославшись на недостоверность отчетов определения рыночной стоимости земельных участков, указал на непризнание административных исковых требований.
В письменных объяснениях ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области возражений относительно административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не указывается, изложены сведения о земельных участках.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд пришел к следующим выводам.
ООО «ЯрославскоеВзморье» является собственником указанных в административном исковом заявлении земельных участков.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными, изменение размера земельного налога, в том числе, его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
При таких обстоятельствах, административный истец обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, собственником которого он является.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2019г. утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20-н (Приложение №):
с кадастровым номером №
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Актами ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки рекламы и торгов» утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами №
№
№
№
Административным истцом представлены отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные ООО «Ярэксперт»:
отчет № от ДД.ММ.ГГГГг. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.,
отчет № от ДД.ММ.ГГГГг. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.,
отчет № об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.,
отчет № об оценке рыночной стоимости 53 земельных участков по состоянию на 01.01.2019г.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование отчетов с учетом возражений, принесенных на него административным ответчиком департаментом имущественных и земельных отношений <адрес>, дополнительных пояснений к отчету, представленных свидетелем Григорьевой Л.А., проводившей оценку рыночной стоимости земельных участков, дает основания суду для вывода о том, что отчеты являются достоверными доказательствами рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объектов сравнительным подходом. От использования в рамках оценки других подходов отчеты содержат обоснованный отказ.
В соответствии с требованиями пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 611, оценщиком произведен анализ рынка, по итогам которого отобраны объекты, наиболее сопоставимые с объектами оценки по основным ценообразующим характеристикам.
Процесс отбора аналогов в отчетах полно и подробно изложен. Также отчеты содержат описание примененных оценщиком корректировок к ценам объектов – аналогов и порядок определения их величины.
Из отчетов следует, что отобранные оценщиком аналоги для расчета сопоставимы с объектами оценки по основным ценообразующим характеристикам.
Возражения административного ответчика относительно отчетов не могут быть приняты во внимание, так как из содержания отчетов следует, что оценщик, проводя исследование рынка недвижимости (земельных участков), и отбор объектов-аналогов, основывался на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Оценщиком проанализировано достаточное количество предложений о продаже земельных участков, для расчета рыночной стоимости земельных участков было использовано по три объекта-аналога в отчетах № и четыре объекта-аналога в отчете №, которые сопоставимы по основным ценообразующим факторам с объектами оценки, что подтверждает выполнение оценщиком требований п\п «в» п. 22, п\п «д» п. 11 ФСО №.
Исследование представленных административным истцом отчетов в полном объеме указывает на их соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в отчетах последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика обоснованы и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в отчетах величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца у суда не имеется.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца материалы дела не содержат.
В связи с этим при разрешении данного административного спора суд исходит из размера рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в представленных административным истцом отчетах.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сведениям, выпискам о кадастровой стоимости оспариваемые сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № являются архивными.
Из материалов дела, объяснений представителя административного истца следует, что по ряду земельных участков изменялись виды разрешенного использования, вследствие чего пересматривались кадастровые стоимости, производились разделы земельных участков.
Вместе с тем не имеется оснований для вывода об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков, имеющих статус «архивные». Административный истец вправе оспорить кадастровые стоимости земельных участков, ставших архивными, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Оспоренные кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №
№
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу изложенного кадастровые стоимости земельных участков, имеющих статус архивные, сохраняют актуальность для административного истца, в связи с чем он вправе их оспорить.
ё
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
Административное исковое заявление ООО «ЯрославскоеВзморье» удовлетворить.
Установить на период с ДД.ММ.ГГГГ. кадастровую стоимость земельного участка площадью № кв.м с кадастровым номером №, категория земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилого строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № рублей по состоянию на 01.01.2019г.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Преснов В.С.