НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 16.09.2019 № 3А-283/19

Дело № 3а-283/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 16 сентября 2019 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колюховой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛИМПЭК» об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «ЛИМПЭК» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 51 380 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 9 895 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 13 525 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для общественно – деловых целей, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 644 000 рублей.

Заявление обосновано тем, что ООО «ЛИМПЭК» является собственником указанных объектов недвижимости и плательщиком земельного налога. ООО «ЛИМПЭК» проведена оценка рыночной стоимости объектов недвижимости. Согласно Отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), по состоянию на 1 января 2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 9 895 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 2 644 000 рублей.

Установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и земель иного специального назначения Ярославской области, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п, по состоянию на 1 января 2009 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 23 694 914, 60 рублей; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 6 237 324, 25 рубля.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Носкова Т.В. административный иск и ходатайство о восстановлении срока оспаривания результатов государственной кадастровой оценки поддержала.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Николаева Т.Б. в удовлетворении административного иска возражала в связи с недостоверностью представленного административным истцом Отчета в подтверждение требований административного иска.

Представитель заинтересованного лица администрации Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области – глава данного поселения Куликов А.И. поддержал позицию Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, привел доводы о том, что у административного истца и его правопредшественника имеется задолженность по уплате земельного налога.

Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда, подтвердили размер кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный ответчик Правительство Ярославской области в судебное заседание своих представителей не направило, отзыва на административный иск в письменном виде не представило суду.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика Григорьеву Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что ходатайство ООО «ЛИМПЭК» о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости и его административное исковое заявление подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, оспариваемые административным истцом в настоящем деле, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 14 января 2012 года.

С заявлением об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки ООО «ЛИМПЭК» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области 23 июля 2019 года.

Таким образом, срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п, им пропущен.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Анализ тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец в обоснование причин пропуска данного срока, свидетельствует об их уважительности.

ООО «ЛИМПЭК» стало собственником объектов недвижимости, об оспаривании кадастровой стоимости которого заявлен настоящий спор, 6 марта 2019 года, то есть за пределами срока оспаривания кадастровой стоимости.

При этом, кадастровая оценка земельных участков административного истца, проведенная по состоянию на 1 января 2009 года, продолжает быть актуальной, применяется для исчисления земельного налога.

В связи с этим, суд полагает, что административный истец не может быть лишен права оспорить данную кадастровую стоимость, срок оспаривания ООО «ЛИМПЭК» кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежит восстановлению.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что ООО «ЛИМПЭК» на праве собственности принадлежат:

земельный участок площадью 51 380 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для производственных целей, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

земельный участок площадью 13 525 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для общественно – деловых целей, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Решением Муниципального Совета Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района от 15.11.2018 года N 24 на территории Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

До принятия указанного решения действовало решение Муниципального Совета Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области от 17.10.2017 года N 6 "Об установлении земельного налога Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области", содержавшее аналогичные положения.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что ООО «ЛИМПЭК» в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельные участки административного истца вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности и земельного иного специального назначения Ярославской области, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п.

Согласно приложению 1 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Ярославской области» по состоянию на 1 января 2009 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 23 694 914, 60 рубля; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 6 237 324, 25 рубля.

Административным истцом представлен Отчет ООО «Ярэксперт» оценки рыночной стоимости, согласно которому по состоянию на 1 января 2009 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 9 895 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 2 644 000 рублей.

В результате исследования Отчета, с учетом показаний оценщика Григорьевой Л.А., допрошенной судом в качестве свидетеля, суд приходит к выводу о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости земельных участков административного истца.

Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объектов сравнительным подходом, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектами оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

Из Отчета следует, что оба оцениваемых земельных участка отнесены оценщиком к рынку земель промышленности Ярославской области.

Такой вывод оценщика суд находит верным, исходя из категории земельных участков, а также принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – для общественно – деловых целей, предполагает его использование в целях размещения объектов организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Таким образом, оснований для отнесения указанного земельного участка к иному сегменту рынка – занятого объектами торговли или офисными помещениями, у оценщика не имелось.

Возражения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в указанной части являются необоснованными.

В возражениях на Отчет Департамент приводит также доводы о том, что оценщиком Григорьевой Л.А. осуществлялся расчет рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по заказу ООО «Технология – К» в целях оспаривания кадастровой стоимости данного объекта. Указанный земельный участок относится к одному с участками административного истца сегменту рынка. При этом, оценщик не использовала в качестве аналогов те объекты, которые были использованы ею для расчета рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

Указанные возражения нельзя признать обоснованными.

Оценщиком представлены копии страниц Отчета, в котором производился расчет рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Из данных материалов видно, что его рыночная стоимость оценивалась по состоянию на 10 февраля 2011 года. Оценщиком производился анализ рынка земельных участков за период 2009 – 2010 года, тогда как датой определения кадастровой стоимости земельных участков в настоящем деле является 1 января 2009 года. Как следует из Отчета, исследуемого в настоящем административном деле, оценщиком анализировался рынок земельных участков за 2008 год.

Таким образом, оснований для использования тех аналогов, которые применяла оценщик при расчете рыночной стоимости объекта с кадастровым номером <данные изъяты>, у нее не имелось.

Требования подпункта «в» пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщиком не нарушены.

Исследование Отчета, с учетом замечаний, принесенных на него заинтересованным лицом, указывает на то, что процесс отбора аналогов, применение к их ценам корректировок полно и подробно изложены в Отчете и являются обоснованными. Оснований полагать, что процедура оценки привела к недостоверным выводам относительно величины рыночной стоимости земельных участков административного истца, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленной в нем величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 9 895 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 2 644 000 рублей.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что рыночная стоимость объектов недвижимости подтверждена достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление ООО «ЛИМПЭК» подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения ООО «ЛИМПЭК» с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ярославской области – 23 июля 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Восстановить Обществу с ограниченной ответственностью «ЛИМПЭК» срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>

Административное исковое Общества с ограниченной ответственностью «ЛИМПЭК» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 51 380 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 9 895 000 (девять миллионов восемьсот девяносто пять тысяч) рублей.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 9 895 000 (девять миллионов восемьсот девяносто пять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 13 525 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для общественно – деловых целей, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 644 000 (два миллиона шестьсот сорок четыре тысячи) рублей.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 644 000 (два миллиона шестьсот сорок четыре тысячи) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 23 июля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Щеголькова