Судья: Борисова Т.Ю. УИД 76RS0005-01-2020-000209-87
Дело № 30-2-217/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 16 июля 2020 года
Судья Ярославского областного суда Безуглов В.В.,
при секретаре Ерёмычевой О.Г.,
рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района на постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 16 марта 2020 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.27 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 16 марта 2020 года Муниципальное унитарное предприятие «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района (далее – МУП «Энергоресурс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Из постановления следует, что в ходе внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 23 января 2020 года по 5 марта 2020 года в МУП «Энергоресурс», выявлены нарушения трудового законодательства РФ, а именно: в нарушение абз. 1 ст. 100, 263.1 ТК РФ, Постановления Верховного Совета РСФСР, в Правилах внутреннего трудового распорядка, в трудовых договорах иных локальных актах работодатель не установил режим рабочего времени для бухгалтера МУП «Энергоресурс» ФИО2, работающей в сельской местности, где продолжительность рабочей недели для женщин определена в 36 часов.
Решением судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 19 мая 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба МУП «Энергоресурс» – без удовлетворения.
В поданной в Ярославский областной суд жалобе МУП «Энергоресурс» просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда, считая их незаконными и необоснованными. Полагает, что требования статьи 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие льготный режим труда для женщин, работающих в сельской местности, не распространяются на работников данного предприятия, находящегося в рабочем поселке Некрасовское.
Законный представитель и защитник МУП «Энергоресурс», уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились. На основании определения судьи жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 3 статьи 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 Постановлении Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».
Согласно пункту 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 года № 522/1 (в редакции от 24.08.1995) «О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» при решении вопроса в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
В силу пункта 4 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, в которой дано определение понятия «сельская местность» как совокупность сельских населенных пунктов.
В соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от 7 февраля 2002 года № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке ее изменения» городской населенный пункт - населенный пункт, имеющий статус административно-территориальной единицы и отнесенный к категории городов областного значения, городов районного значения, рабочих, курортных или дачных поселков в порядке, установленном настоящим Законом; сельский населенный пункт - населенный пункт, не отнесенный к категории городских населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно Перечню административно-территориальных единиц, административных центров районов Ярославской области и сельских округов, являющемуся приложением к указанному Закону Ярославской области от 7 февраля 2002 года № 12-з, в графе «Районы Ярославской области (административные центры) и города областного значения» указан в числе прочих Некрасовский район (рабочий поселок Некрасовское), в графе «Входящие в состав районов Ярославской области города районного значения, рабочие, курортные, дачные поселки, сельские округа (административные центры), а также входящие в состав городов городские районы» указан рабочий поселок Некрасовское.
Из приведенных нормативных актов следует, что рабочий поселок Некрасовское не относится к категории сельских населенных пунктов, и работа в данном поселке применительно к положениям статьи 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации не является работой в сельской местности.
Согласно материалам дела МУП «Энергоресурс» расположено по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, рабочий <...>. Там же находится рабочее место бухгалтера МУП «Энергоресурс» ФИО2
Таким образом, содержащийся в обжалуемых постановлении и решении вывод о нарушении МУП «Энергоресурс» требований трудового законодательства, выразившегося в том, что в Правилах внутреннего трудового распорядка, в трудовых договорах иных локальных актах работодатель не установил режим рабочего времени для бухгалтера МУП «Энергоресурс» ФИО2, работающей в сельской местности, где продолжительность рабочей недели для женщин определена в 36 часов, является необоснованным, поскольку ФИО2 в сельской местности не работает.
С учетом приведенных обстоятельств состав административного правонарушения, предусмотренного по частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ в действиях МУП «Энергоресурс» отсутствует.
В связи с изложенным, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ обжалуемые решение судьи и постановление должностного лица по делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении МУП «Энергоресурс» в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ – прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области ФИО1 от 16 марта 2020 года и решение судьи Некрасовского районного суда Ярославской области от 19 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 5.27 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района отменить, а производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района состава данного административного правонарушения.
Судья В.В. Безуглов