НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ярославского областного суда (Ярославская область) от 15.09.2015 № 30-2-520/2015

Дело № 30-2-520/2015

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль 15 сентября 2015 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Морарь А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Муниципального учреждения «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А. на постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 2 июля 2015 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Муниципального учреждения «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А.,

установила:

Постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области В.В. Дарьина от 2 июля 2015 года начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Муниципального учреждения (далее – МУ) «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жукова Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Правонарушение выразилось в следующем: в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (формы ) на ДД.ММ.ГГГГ занижена кредиторская задолженность по строке 490 «Расчеты по принятым обязательствам» графы 6,8 на сумму <данные изъяты> рублей (отражено <данные изъяты> рублей, следовало отразить <данные изъяты> рублей).

Согласно данным первичных документов в части начисления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) отдельным категориям граждан – данным аналитического учета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма не выплаченных льгот по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате ЖКУ, подлежащим выплате через отделения почтовой связи Управления Федеральной почтовой связи Ярославской области – филиал ФГУП «Почта России» составила <данные изъяты> рублей.

Данная задолженность не отражена в бухгалтерском учете на счете «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению».

Недостоверное отражение главным бухгалтером МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А. данных, содержащихся в первичных учетных документах по расчетам по принятым обязательствам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, подлежащим выплате через отделения почтовой связи УФПС ЯО – филиал ФГУП «Почта России» повлекло за собой искажение данных в регистрах бухгалтерского учета, на основе которых составлена бухгалтерская (бюджетная) отчетность, а именно в Журнале по прочим операциям за ДД.ММ.ГГГГ, Главной книге по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь привело к нарушению пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, пунктов 7 и 18 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н в части недостоверного отражения данных в бюджетной отчетности.

Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 августа 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Жуковой Ю.А. - без удовлетворения.

На указанные акты принесена жалоба Жуковой Ю.А. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи и постановления должностного лица, прекращении производства по делу.

Доводы жалобы сводятся к тому, что в действиях Жуковой Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, а именно умысел на совершение данного правонарушения, поскольку она при осуществлении своих обязанностей руководствовалась письмом Департамента финансов Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Так же Жукова Ю.А. полагает, что по настоящему делу могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности дения.

В судебное заседание Жукова Ю.А. не явилась, своего защитника не направила, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 2 июля 2015 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 августа 2015 года подлежат оставлению без изменения.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны данное административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на неисполнение или несвоевременное исполнение возложенной на него бюджетным законодательством обязанности по предоставлению бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также объективную сторону административного правонарушения составляют действия виновного лица по предоставлению такой отчетности и указанных сведений, содержащих информацию, являющуюся ложной, несоответствующую действительности.

Данная статья корреспондирует положениям главы 25.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Единая методология представления бюджетной отчетности устанавливается Минфином России.

Согласно пункту 2 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*>, настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" закреплено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности);

предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.

В соответствии с частью 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетная отчетность включает помимо прочего Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

В пункте 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указано, что бюджетная отчетность составляется помимо прочего на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

В разделе "Обязательства" отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета по счетам бюджетного учета, так строка 490 - остаток по счету 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" согласно 18 данной Инструкции.

Из материалов дела видно, что главный бухгалтер МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жукова Ю.А. в нарушение изложенных положений не отразила в бухгалтерском учете на счете «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению» задолженность на сумму не выплаченных льгот по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате ЖКУ, подлежащим выплате через отделения почтовой связи Управления Федеральной почтовой связи Ярославской области – филиал ФГУП «Почта России» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Указанные действия привели к искажению данных в Журнале по прочим операциям за ДД.ММ.ГГГГ, Главной книге по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь повлекло недостоверное отражение данных в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (формы 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ, направленном Жуковой Ю.А. в Департамент по социальной защите населения администрации городского округа г. Рыбинск ДД.ММ.ГГГГ: в строке 490 не отражена указанная выше задолженность.

Перечисление денежных средств УФПС Ярославской области – филиалу ФГУП «Почта России» не означает исполнения денежного обязательства перед получателями социальных выплат и до получения ими данных выплат свидетельствует о наличии у учреждения кредиторской задолженности в размере невыплаченных пособий.

Таким образом, Жукова Ю.А. предоставила в Департамент по социальной защите населения администрации городского округа г. Рыбинск сведения несоответствующие действительности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе материалом об административном правонарушении по статье 15.15.6 КоАП РФ в отношении Жуковой Ю.А., предоставленными Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области.

Полученные по делу доказательства являются допустимыми, собраны Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области с соблюдением требований статей 26.2, 26.5, 26.8, 27.10, 28.2 КоАП РФ, нарушения не установлены.

Доказательства получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых актах в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Ссылка Жуковой Ю.А. на письмо Департамента финансов Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельна, так как данное письмо нормативно-правовым актом не является, признаком общеобязательности не обладает и носит рекомендательный характер, на что обоснованно указывает судья районного суда в обжалуемом решении.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из приказа директора Государственного учреждения Ярославской области «Центр социальных выплат по городу Рыбинску и Рыбинскому району» от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность главного бухгалтера», приказа директора Государственного учреждения Ярославской области «Центр социальных выплат по городу Рыбинску и Рыбинскому району» от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении персональных данных» следует, что Жукова Ю.А. назначена на должность главного бухгалтера МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска.

В пункте 2.1 Должностной инструкции главного бухгалтера – начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска, утвержденной директором учреждения ДД.ММ.ГГГГ, закреплены должностные обязанности главного бухгалтера, среди которых:

- организация и осуществление бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, отчетности учреждения;

- составление отчетов об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовка необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке соответствующим органам;

- обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств;

- ведение учета расчетов с Управлением Федеральной почтовой связи Ярославской области – филиалом ФГУП «Почта России» по доставке пособий, компенсаций и иных мер социальной поддержки гражданам;

- ежемесячное составление и сверка остатков по субсчетам с Главной книгой.

В силу пункта 4.1 Должностной инструкции главный бухгалтер несет ответственность за несвоевременное и некачественное выполнение должностных обязанностей, возложенных настоящей инструкцией; за несоблюдение действующих законов, постановлений, указов, инструкций и положений в пределах своей компетенции.

Жукова Ю.А. с данной инструкцией ознакомлена, что подтверждается ее подписью в указанном документе.

Таким образом, Жукова Ю.А. является субъектом данного административного правонарушения.

В силу положений Федерального закона "О бухгалтерском учете", должностной инструкции Жукова Ю.А., как главный бухгалтер учреждения, обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в частности при осуществлении бухгалтерского учета.

Административное правонарушение совершено Жуковой Ю.А. виновно, поскольку она сознавала противоправный характер своего действия, предвидела его вредные последствия и сознательно их допускала либо относилась к ним безразлично.

Довод жалобы Жуковой Ю.А. об отсутствии в ее действиях умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, в силу изложенного является несостоятельным.

Таким образом, в действиях Жуковой Ю.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Вопрос о виновности главного бухгалтера МУ «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А. в правонарушении разрешен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Довод жалобы о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении Жуковой Ю.А. от административной ответственности в связи с тем, чтовменяемое ей правонарушение является малозначительным и не несет в себе негативных последствий и не является общественно опасным, не может быть принят судом во внимание.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

Из материалов дела видно, что Жукова Ю.А. ненадлежащим образом исполнила, возложенные на нее бюджетным законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией, обязанности по осуществлению бухгалтерского учета, предоставила в Департамент по социальной защите населения администрации городского округа г. Рыбинск заведомо недостоверную бюджетную отчетность, то есть создала угрозу для формирования бюджета на основе неверной информации, неправильной оценки порядка и сроков исполнения бюджета.

Таким образом, проанализировав характер административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, не нахожу оснований для признания деяния, совершенного Жуковой Ю.А. малозначительным, и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, о чем заявитель ходатайствует в жалобе.

Назначенное в отношении Жуковой Ю.А. наказание в виде административного штрафа соответствует санкции статьи 15.15.6 КоАП РФ, а также правилам назначения наказания, установленным в статьях 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.

Согласно статье 23.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области в соответствии с его полномочиями.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Порядок и процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Основания для отмены постановления врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 2 июля 2015 года и решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 августа 2015 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 2 июля 2015 года и решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 6 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Муниципального учреждения «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А. оставить без изменения, жалобу начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Муниципального учреждения «Центр социальных выплат» города Рыбинска Жуковой Ю.А. – без удовлетворения.

Судья Е.Ю. Щеголькова