Дело № 3а-267/2019
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2019г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ярославль 5 сентября 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Шевяковой И.А.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании в части Закона Ярославской области от 02 апреля 2019 года №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области»,
установил:
26 марта 2019 года Ярославской областной Думой принят Закон Ярославской области №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ярославской области для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории Ярославской области.
Данный закон подписан исполняющим обязанности Губернатора Ярославской области 2 апреля 2019 года и опубликован в газете "Документ-Регион", N 27, 05.04.2019, а также размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09.04.2019 года.
Публичное акционерное общество (ПАО) «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» обратилось в Ярославский областной суд с административным иском о признании недействующим части 5 статьи 3 указанного Закона Ярославской области, в части не включения объектов топливно-энергетического комплекса в перечень организаций, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается.
Административный истец указал, что ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» является организацией топливно-энергетического комплекса. Оспариваемой нормой предусмотрен перечень лиц, для которых квота для приема несовершеннолетних граждан не устанавливается. В данный перечень не входят предприятия топливно-энергетического комплекса, что противоречит статье 37 Конституции Российской Федерации, статье 265 Трудового кодекса Российской Федерации, нормам международного права.
В судебном заседании представитель административного истца Потехина И.Л. административный иск поддержал.
Представитель Губернатора Ярославской области Вошатко А.В. и представитель Ярославской областной Думы Вахрамеева Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против заявленных требований, сославшись на то, что оспариваемые заявителем положения Закона Ярославской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» приняты по предметам ведения субъекта Российской Федерации и в пределах предоставленных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, принятый Закон Ярославской области не противоречит федеральному законодательству и актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, а также заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения требования административного истца, находит административный иск подлежащим отклонению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7 часть 2), в том числе защиты от безработицы (статья 37 часть 3), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая защиту от безработицы, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 часть 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 75 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся полномочия в области содействия занятости населения, предусмотренные Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" законодатель субъекта Российской Федерации, состоящий в системе правовых регуляторов в области занятости населения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона), одновременно определяет мероприятия в области содействия занятости населения (статья 5 Закона), в том числе осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, (пункт 2 статьи 5 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации работникам моложе 18 лет предоставляются льготы, в том числе при квотировании рабочих мест для трудоустройства.
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка (статья 3 Закона N 124-ФЗ).
Таким образом, оспариваемый административным истцом Закон Ярославской области №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» принят в пределах полномочий органа государственной власти Ярославской области как субъекта Российской Федерации.
Из содержания имеющихся в деле протоколов счетной комиссии Ярославской областной Думы не усматривается нарушения процедуры при принятии оспариваемого закона.
Оспариваемый Закон Ярославской области принят в надлежащей форме, официально опубликован и вступил в законную силу.
Закон Ярославской области №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ярославской области для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории Ярославской области.
Частью 5 статьи 3 указанного Закона Ярославской области предусмотрен перечень лиц, на которые квота для трудоустройства несовершеннолетних не устанавливается. В данный перечень вошли: 1) юридические лица, находящихся в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации, индивидуальных предпринимателей, находящихся в стадии банкротства; 2) общественные объединения инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов; 3) религиозные организации; 4) органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.
В предусмотренный законом перечень не входят предприятия топливно-энергетического комплекса, которым является ПАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез».
Доводы административного истца о не соответствии положений части 5 статьи 3 Закона Ярославской области статье 265 Трудового кодекса Российской Федерации являются необоснованными ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
Приведенные положения трудового законодательства регулируют особенности труда несовершеннолетних граждан в возрасте до восемнадцати лет.
Анализируя оспариваемые положения Закона Ярославской области, суд отмечает, что не включение в перечень лиц, на которых квота для трудоустройства несовершеннолетних граждан не устанавливается, предприятий топливно-энергетического комплекса не свидетельствует о не соответствии их нормам трудового законодательства, предусматривающие определенные запреты и дополнительные гарантии при осуществлении труда несовершеннолетних.
Более того, частью 2 статьи 3 Закона Ярославской области №21-з также предусмотрены дополнительные гарантии для несовершеннолетних, которые заключаются в том, что при исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также работники, выполняющие работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Обязанность работодателей соблюдать особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, установленные федеральным законодательством, предусмотрена частью 4 статьи 4 данного Закона Ярославской области.
Закон Ярославской области №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области»
в оспариваемой заявителем части принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений не нарушает, права административного истца не отменяет, дополнительных обязанностей на работодателя, чем это предусмотрено федеральным законодательством в области занятости населения и Трудовым кодексом Российской Федерации, не возлагает.
По изложенным мотивам суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Закона Ярославской области (часть 5 статьи 3) не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и законные интересы административного истца.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения должно быть бесплатно опубликовано в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу в средстве массовой информации - издании "Документ-Регион» - официальном источнике опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Ярославской области.
Согласно части 5 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов не действующими в порядке, предусмотренном данным Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом названных положений доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Закона Ярославской области требованиям Конституции Российской Федерации не входят в предмет рассмотрения областного суда общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» к Ярославской областной Думе, Губернатору Ярославской области об оспаривании в части Закона Ярославской области от 02 апреля 2019 года №21-з «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ярославской области» оставить без удовлетворения.
Опубликовать сообщение в издании "Документ-Регион» о принятии настоящего решения в течении одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.