НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Яранского районного суда (Кировская область) от 20.09.2018 № 12-92/18

Р Е Ш Е Н И Е

г.Яранск Кировской области 20 сентября 2018 года

Судья Яранского районного суда Кировской области Царегородцев Р.Г.

с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности и подавшего жалобу, - директора муниципального унитарного предприятия «Лесное» (далее - МУП «Лесное») Домрачева А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица -директора МУП «Лесное» Домрачева А.Ю. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Южанина А.А. от 09.08.2018 № <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Южанина А.А. от 09.08.2018 № <...> (далее – постановление от 09.08.2018 № <...>) должностное лицо - директор МУП «Лесное» Домрачев А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Из постановления следует, что в период с 12.07.2018 по 31.07.2018 проведена плановая выездная проверка МУП «Лесное», в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, допущенные директором МУП «Лесное» Домрачевым А.Ю., а именно:

1) в нарушение требований ст.212 ТК РФ МУП «Лесное» не обеспечено приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

2) в нарушение требований пункта 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н, в МУП «Лесное» не утверждены нормы выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

3) в нарушение требований пункта 10 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н, МУП «Лесное» не обеспечено информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (СИЗ). При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ;

4) в нарушение требований пункта 13 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» в МУП «Лесное» не утверждены перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств;

5) в нарушение требований ст.212 ТК РФ в МУП «Лесное» отсутствует комплект документов нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

6) в нарушение требований ст.212 ТК РФ в МУП «Лесное» не обеспечено создание и функционирование Системы управления охраной труда, которая включает в себя в обязательном порядке Политику работодателя в области охраны труда;

7) в нарушение требований ст.212 ТК РФ, пункта 5.1 приложения к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 № 80 МУП «Лесное» не обеспечена разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

8) в нарушение требований ст.ст.212 и 219 ТК РФ МУП «Лесное» не обеспечено информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

9) в нарушение требований пунктов 8, 19, 22 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работы) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, в МУП «Лесное» отсутствуют: утвержденный список контингентов, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы; поименные списки, разработанные на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам;

10) в нарушение требований пункта 2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в МУП «Лесное» отсутствует программа вводного инструктажа, разработанная на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденная в установленном порядке работодателем;

11) в нарушение требований пункта 2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в МУП «Лесное» отсутствует программа первичного инструктажа, разработанная и утвержденная в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации;

12) в нарушение требований пункта 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в МУП «Лесное» отсутствует перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденный работодателем;

13) в нарушение требований пункта 3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29, в МУП «Лесное» отсутствует приказ (распоряжение) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Лицом, обязанным в силу должностных полномочий обеспечивать соблюдение требований трудового законодательства в МУП «Лесное», является директор Домрачев А.Ю.

В Яранский районный суд поступила жалоба должностного лица - директора МУП «Лесное» Домрачева А.Ю. на указанное постановление, в которой он просит его отменить. Свою позицию мотивирует тем, что должностным лицом Государственной инспекции труда не учтены положения ч.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предусматривающие возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 этого закона, до 31.12.2018. При этом не исследован вопрос о том, предусмотрены ли в штатном расписании предприятия рабочие места, относящиеся к указанным в ч.6 ст.10 данного закона. Кроме того, указывает, что выявленные нарушения являются малозначительными, не повлекли какие-либо вредные последствия и существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, не повлекли за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, вреда здоровью граждан и экономического ущерба интересам государства. Также обращает внимание, что административным органом не установлены обстоятельства, смягчающие его (Домрачева) административную ответственность.

В судебном заседании должностное лицо - директор МУП «Лесное» Домрачев А.Ю. доводы жалобы поддержал и дополнил, что указанные в постановлении нарушения трудового законодательства устранены в установленный в предписании срок. Просил освободить его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния и прекратить дело об административном правонарушении.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кировской области Южанин А.А. в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на жалобу, где просит рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении жалобы.

Суд, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснение Домрачева А.Ю., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в результате проведенной в период с 12.07.2018 по 31.07.2018 Государственной инспекцией труда в Кировской области плановой выездной проверки в деятельности директора МУП «Лесное» Домрачева А.Ю. выявлены вышеуказанные нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Допущенные нарушения подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № <...>-И/11 от 31.07.2018, актом о результатах проверки от 31.07.2018, предписанием от 31.07.2018.

Оценив исследованные доказательства в совокупности по правилам ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что действия Домрачева А.Ю. должностным лицом Государственной инспекции труда в Кировской области правильно квалифицированы как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что директором МУП «Лесное» Домрачевым А.Ю. как руководителем предприятия принимались необходимые, достаточные и исчерпывающие меры к соблюдению указанных требований трудового законодательства. Следовательно, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, совершено должностным лицом виновно.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, является формальным и не включает в себя необходимость наступления каких-либо вредных, негативных последствий для граждан, общества или государства.

В жалобе, обосновывая неисполнение вышеуказанных требований трудового законодательства, Домрачев А.Ю. ссылается на положения ч.6 ст.27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Согласно данной норме закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 названного Закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Домрачев А.Ю. в жалобе указывает, что должностным лицом Государственной инспекции труда в Кировской области при вынесении постановления от 09.08.2018 № № <...> не учтены положения данной нормы и не выяснено наличие в штатном расписании рабочих мест, указанных в ч.6 ст.10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Вместе с тем предметом регулирования Федерального закона «О специальной оценке условий труда» являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в срок до 31.12.2018 не освобождает работодателя от необходимости исполнения установленных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников.

В этой связи соответствующие доводы, изложенные в жалобе Домрачева А.Ю., суд признает необоснованными.

Вопреки доводам жалобы Домрачева А.Ю. совершенное им административное правонарушение нельзя признать малозначительным. По смыслу закона, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В связи с этим малозначительность правонарушения устанавливается на основании всей совокупности имеющихся данных и обстоятельств правонарушения.

Учитывая характер совершенного Домрачевым А.Ю. административного правонарушения, количество допущенных нарушений требований законодательства об охране труда, отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем суд отклоняет соответствующие доводы заявителя. Соответственно, суд не усматривает оснований для освобождения Домрачева А.Ю. от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.

Сведений о наличии обстоятельств, которые, как указано в жалобе, могут быть признаны смягчающими административную ответственность должностного лица, в материалах делах не имеется и суду не представлено.

Дело об административном правонарушении в отношении Домрачева А.Ю. рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в Кировской области в установленный срок. Постановление по делу об административном правонарушении основано на всестороннем и полном исследовании представленных материалов, которым дана надлежащая оценка.

Административное наказание назначено Домрачеву А.Ю. в соответствии с санкцией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, при этом размер назначенного штрафа является минимальным.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Южанина А.А. от 09.08.2018 № <...> по делу об административном правонарушении в отношении Домрачева А.Ю. соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, административное наказание назначено в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, следовательно, у суда отсутствуют основания для отмены или изменения указанного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Южанина А.А. от 09.08.2018 № <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Лесное» Домрачева А.Ю. оставить без изменения, жалобу Домрачева А.Ю. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья - Р.Г. Царегородцев