НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Яранского районного суда (Кировская область) от 15.09.2010 № 2-439

                                                                                    Яранский районный суд Кировской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Яранский районный суд Кировской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Гражданское дело № 2-439

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Яранск Кировская область 15 сентября 2010 года

Яранский федеральный районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Швецовой М.В., при секретаре Сорокиной Т.В., с участием истца Казакова В.И., представителя ответчика по доверенности от *** Шемяковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казакова В.И. к государственному учреждению - *** о признании права на получение двух видов пенсий,

У С Т А Н О В И Л:

Казаков В.И. обратился в суд с заявлением к государственному учреждению - *** о признании права на получение двух пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В обоснование требования указывает, что с ***г. по достижении *** возраста в соответствии с п.п.4 п.3 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее - Закон) ему была назначена и выплачивалась государственная пенсия по случаю потери кормильца как отцу военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву. Его сын Казаков В.В., ***г. при исполнении обязанностей военной службы погиб в результате ***.

С *** ему была назначена вторая пенсия - по предложению службы занятости населения в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ». Таким образом, с указанной даты он получал одновременно две пенсии.

С *** года ответчик выплату пенсии по случаю потери кормильца прекратил, посчитав, что у истца нет права на получение одновременно двух пенсий в связи с тем, что досрочно назначаемая пенсия по предложению службы занятости населения не является трудовой пенсией.

Считает данные действия ответчика незаконными, так как пенсия по предложению службы занятости населения назначается по тем же самым правилам и нормам, что и трудовая пенсия по старости и аналогична данному виду пенсии.

Просит признать за ним право на одновременное получение двух пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсии по случаю потери кормильца и пенсии, назначенной по предложению службы занятости населения, с ***г.; обязать ответчика возобновить ему выплату государственной пенсии по случаю потери кормильца с ***г.

В судебном заседании истец Казаков В.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнил, что *** был уволен по сокращению штата работников из ОАО ***, находящегося в ***. С ***г. по предложению службы занятости ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости ввиду достижения им возраста *** лет и наличия большого трудового (общего и страхового) стажа. Считает, что выплата пенсии по потере кормильца прекращена необоснованно, ибо пенсия, назначенная по предложению службы занятости населения фактически является досрочной трудовой пенсией по старости и, соответственно, он имеет право на одновременное получение двух пенсий по государственному пенсионному обеспечению – по старости и по случаю потери кормильца.

Представитель ответчика государственного учреждения - *** Шемякова Е.И. в судебном заседании выразила несогласие с иском, пояснила, что в соответствии с п.п.3 п.3 ст. 3 Закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Ввиду того, что пенсия, назначенная по предложению органов службы занятости в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» не является трудовой, Казаков В.И. не может являться в силу пп.3 п.3 ст. 3 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» получателем одновременно пенсии по случаю потери кормильца и пенсии, назначенной по предложению службы занятости населения. В этой связи с *** выплата истцу пенсии по случаю потери кормильца была прекращена.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив во взаимосвязи и в совокупности материалы дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу

Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Согласно п.п.2, п.п.4 п.1 статьи 4, п.2 ст.5, п.3 ст.8 данного закона в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членам семьи признаются в том числе, родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, если они достигли возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины); пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Статьей 15 данного закона определены размеры пенсий по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих.

Казаков В.И. родился *** года в *** *** у Казакова В.И. родился сын Казаков В. В. (свидетельство о рождениил.д.7). Из извещения *** следует, что сын Казакова В.И. – *** Казаков В. В., верный присяге, погиб *** года. Смерть связана с исполненим обязанностей военной службы л.д.9). Согласно свидетельству о смерти л.д.8), причиной смерти явилось ***.

*** года Казакову В.И. по достижении *** возраста в соответствии с п.п.4 п.3 ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» была назначена и выплачивалась государственная пенсия по случаю потери кормильца, как отцу военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву.

Правомерность назначения Казакову В.И. данного вида пенсии ответчиком не оспаривается.

Как следует из трудовой книжки Казакова В.И. он начал свою трудовую деятельность ***, *** был уволен по сокращению штата работников из ОАО *** по п.2 ст. 81 ТК РФ (приказ № *** от ***.).

*** государственное учреждение *** предложило государственному учреждению - *** назначить Казакову В.И. пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в РФ».

*** Казаков В.И. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по предложению государственное учреждение ***.

*** Казакову В.И. была назначена вторая пенсия по предложению службы занятости населения в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 с 14.12.2009г., то есть с момента обращения. При этом, расчет размера пенсии ответчик исчислял как размер трудовой пенсии, руководствуясь размером трудового (общего и страхового) стажа Казакова В.И. со ссылкой на нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Решением ответчика от *** № ***л.д.10,11) c *** года Казакову В.И. прекращена выплата государственной пенсии по случаю потери кормильца, назначенная с *** года со ссылкой на то, что п.п.3 п.3 ст. 3 Закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ не предусматривает одновременное получение двух пенсий, если одна из них - пенсия по предложению службы занятости в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1, поскольку данная пенсия не является пенсией по старости.

Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 (с изм. и дополн).) определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч.2 ст. 32 данного закона (поименованной «условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию») предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона. К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 4 статьи 22 указанного Федерального закона. Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

В ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» идет речь о сроках назначения трудовой пенсии и о переводе с одного вида пенсии на другой, в п.3 ст. 22 данного закона (прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии) указано, что «в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечение срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона)- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица».

В соответствии с п.2, п.п.5 п.3 и п.4 ст.3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется в том числе, родителям военнослужащих, проходивших службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии.

Суд учитывает, что в ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ предусматривает исключительный видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в котором названы следующие виды пенсий:1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия.

Каких-либо иных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению действующий закон не содержит.

При этом, сторона ответчика также не поясняет, к какому виду пенсии они относят пенсию, назначенную по предложению службы занятости населения.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что пенсия в соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. по предложению службы занятости населения назначена Казакову В.И. на основании правовых норм, предусматривающих назначение и выплату трудовых пенсий в Российской Федерации. Пенсия, назначенная на основании ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. по нормам, предусматривающим назначение и выплату трудовых пенсий в Российской Федерации, фактически по своей сути аналогична досрочной трудовой пенсии по старости. Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ связывает выплату государственной пенсии по потере кормильца лишь с возрастом получателя - родителя погибшего военнослужащего. Ст. 3 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ предоставляет право на одновременное получение двух пенсий родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе, пенсии по случаю потери кормильца и трудовой либо социальной пенсии. Данная норма не содержит прямого запрета на одновременное получение родителями погибших военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ и пенсии, назначенной на основании ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г.

При таких обстоятельствах доводы стороны ответчика не могут быть признаны судом ни убедительными, ни правомерными.

В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), обеспечивает государственную поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3 ст. 7) призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности, право каждого на социальное обеспечение (ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно статье 1 Протокола № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.

При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на «законное ожидание» получения эффективного пользования правом собственности.

При назначении Казакову В.И. пенсии по предложению службы занятости населения в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1, он приобрел право, которое составляло «имущество» в значении статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Лишение заявителя пенсии представляет собой вмешательство в его право на имущество, которое не является ни экспроприацией, ни контролем за использованием имущества.

Такие последствия не совместимы с положениями названной Конвенции.

При рассмотрении настоящего иска суд учитывает, что Казаков В.И. по состоянию на *** и в настоящее время имеет полных *** лет, являлся и является отцом военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, погибшего в период прохождения военной службы; на момент назначения пенсии по случаю потери кормильца *** имел постоянные место работы и доход. В настоящее время Казаков В.И. не имеет заработка, является получателем пенсии на основании п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1. Прекращение выплаты истцу пенсии по случаю потери кормильца ставит его в худшее, по сравнению с аналогичной категорией граждан (то есть иных отцов погибших военнослужащих, имеющих заработок или трудовую пенсию по старости (социальную пенсию). Такой подход противоречил бы требованию п.2 ст. 55 Конституции РФ. Кроме того, прекращение выплаты истцу пенсии по случаю потери кормильца противоречит политике Российской Федерации в области, направленной на защиту родителей погибших военнослужащих. Задачей и обязанностью государства является социальная защита и материальная поддержка родителей, дети которых погибли при исполнении воинского долга во время службы в рядах Российской Армии по призыву, на не допущение снижения уровня социальной защищенности этой категории граждан.

В этой связи, поскольку фактическое лишение истца пенсии повлекло утрату прав по социальному обеспечению, позицию ответчика суд рассматривает как дискриминационную по отношению к Казакову В.И., нарушающую ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающую какую бы то ни было дискриминацию.

Таким образом, на дату *** года и в настоящее время Казаков В.И. имел и имеет право на получение государственной пенсии по потере кормильца в соответствии со ст. 5, п.п.4 п.3 ст. 8, ст. 15 Закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что защита нарушенных прав и законных интересов Казакова В.И. подлежит восстановлению путем удовлетворения иска и признания права получение двух видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению с ***.

Ввиду того, выплата пенсии по случаю потери кормильца истцу ответчиком была прекращена с ***, её выплату следует возобновить.

Государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать право Казакова В.И. на получение двух видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсии по случаю потери кормильца и пенсии, назначенной по предложению службы занятости населения, с ***г.

Обязать государственное учреждение - *** возобновить Казакову В.И. выплату государственной пенсии по случаю потери кормильца с ***г.

Взыскать с государственного учреждения - *** в пользу Казакова В.И. государственную пошлину в размере *** рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с *** года.

Судья М.В. Швецова

Решение вступило в законную силу 26 октября 2010 года.