НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ялтинского городского суда (Республика Крым) от 19.06.2023 № 2А-3309/2023

Дело № 2а-3309/2023

91RS0024-01-2023-002267-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2023 года г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Псковской таможни к Левахиной Екатерине Владимировне о взыскании задолженности по таможенным платежам,

установил:

Псковская таможня обратилась в суд с административным иском к Левахиной Е.В. с требованием взыскать с нее задолженность по таможенным платежам в размере 249 083 руб. 06 коп. и пеню в размере 177 160 руб. 32 коп. В обоснование своих требований истец указал, что 28.05.2015 года Левахина Е.В. временно ввезла на таможенную территорию Таможенного союза транспортное средство – автомобиль марки «Фиат Дукато» г/з №<номер>, VIN №<номер>. Таможенным постом был установлен срок временного ввоза автомобиля до 28.08.2015 года. Однако в установленный срок Левахина Е.В не вывезла транспортное средство и не уплатила таможенные платежи в связи с нахождением транспортного средства на территории Таможенного союза. 13.09.2022 года таможенным постом МАПП Бурачки Псковской таможни принято решение о наличии факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства. 22.09.2022 года ответчику направлено уведомление о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, которое оставлено ответчиком без исполнения. После этого Псковская таможня обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании таможенных платежей. Вынесенный мировым судьей судебный приказ был отменен по заявлению ответчика. В связи с этим Псковская таможня вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

Стороны надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в суд не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Установлено, что ответчик Левахина Е.В. ввезла 28.05.2015 года на таможенную территорию Таможенного союза автомобиль марки «Фиат Дукато» г/з №<номер>, VIN №<номер>. При пересечении таможенной границы Российской Федерации Левахина Е.В. составила пассажирскую таможенную декларацию, в которой сообщила сведения о себе и о ввезенном транспортном средстве. Транспортное средство было помещено под таможенный режим временного ввоза без уплаты таможенных платежей, установлен срок временного ввоза транспортного средства - до 28.08.2015 года.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском определен Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно п. 5 ст. 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусматривающие признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании факта их уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Аналогичные положения предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза, действовавшим до 01 января 2018 года.

Из материалов дела следует, что по истечении срока временно ввоза транспортного средства ответчик Левахина Е.В. не вывезла транспортное средство за пределы таможенной территории Таможенного союза. Данное нарушение установлено решением начальника таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни от 13.09.2022 года №10209150/130922/ТСЛП/1413.

21.09.2022 года в адрес Левахиной Е.В. направлено уведомление №10209000/У2022/0003091 о необходимости уплаты таможенных платежей в размере 249 083 руб. 06 коп. и пени в размере 137 929 руб. 74 коп. в пятнадцатидневный срок с даты получения уведомления.

Требование таможенного органа ответчик в добровольном порядке не исполнила, что послужило основанием для таможенного органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Таким образом, судом установлен факт наличия у ответчика задолженности по таможенным платежам и пене.

Между тем пунктом 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случаях, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.

В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 71 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Положениями статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действовавшими на момент возникновения у ответчика обязательства по уплате таможенных платежей, также было предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 ТК ЕАЭС, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Аналогичные положения были предусмотрены статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет:

со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо

со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо

со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

Указанный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа в суд с иском о взыскании задолженности по таможенным платежам.

В настоящем случае декларация ответчика Левахиной Е.В. на транспортное средство была зарегистрирована таможенным органом 28.05.2015 года, срок временного ввоза транспортного средства установлен до 28.08.2015 года. Соответственно, трехлетний срок направления ответчику уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей истек 28.08.2018 года. Однако уведомление №10209000/У2022/0003091 направлено ответчику лишь 21.09.2022 года, то есть с пропуском срока, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ и п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.

Срок давности для взыскания таможенных платежей является пресекательным, а потому не может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени в связи с пропуском таможенным органом срока обращения в суд.

В силу статьи 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск Псковской таможни – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 03 июля 2023 года.