Дело № 2-2808/2017 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ялта 5 октября 2017 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Номерчук В.Н. с участием истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству культуры <...>-памятников Садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский, Массандровский, Ливадийский» и председателю ее ликвидационной комиссии ФИО4 о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам, третьи лица Управление Федерального казначейства Республики Крым, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, у с т а н о в и л: ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству культуры Республики Крым, ликвидационной комиссии Администрации парков-памятников Садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский, Массандровский, Ливадийский» (далее - Администрация парков-памятников) о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам. Исковые требования мотивированы тем, что в 2005 году судебными решениями с Администрации парков-памятников в пользу истца взысканы денежные средства. Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 7 декабря 2015 г. должник Администрация парков-памятников заменена на Министерство культуры Республики Крым, которым в нарушение действующего законодательства осуществлена ликвидация Администрации парков-памятников, являющейся украинским юридическим лицом. При ликвидации проигнорированы интересы истца как кредитора, ликвидационная комиссия в судебном порядке оспаривала факт наличия задолженности перед истцом, в результате ликвидационный баланс опубликован без учета данной задолженности в связи с непринятием исполнительных листов, по которым истец является взыскателем. Фактически произведена не ликвидация Администрации парков-памятников, а ее реорганизация с передачей имущества вновь созданным учреждениям. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству истца в качестве соответчика привлечен председатель ликвидационный комиссии Администрации парков-памятников ФИО4 В судебном заседании истец поддержал иск, пояснил следующее. Определением Ялтинского городского суда Республики Крым произведена замена должника в исполнительном производстве, отменяя данное определение суда, апелляционная инстанция рекомендовала истцу привлечь к субсидиарной ответственности. В соответствии с распоряжением Совета министров <...>-памятников введена в состав Министерства культуры и Республики Крым. При этом организация, распоряжающаяся имуществом основного должника, несет субсидиарную ответственность перед кредиторами. Ликвидация Администрации парков-памятников осуществлена с нарушением процедуры, в частности, в пояснительной записке указаны не все кредиторы. ФИО4 должен был подать заявление о банкротстве Администрации парков-памятников. У ликвидационной комиссии была возможность погасить задолженность перед истцом, утверждение ликвидационного баланса Администрации парков-памятников не свидетельствует о ее фактической ликвидации, до настоящего времени в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о ликвидации Администрации парков-памятников. Исполнительные листы до настоящего времени находятся на исполнении в службе судебных приставов, взыскание денежных средств по ним в пользу истца не произведено. Представители ответчика Министерства культуры Республики Крым в судебном заседании иск не признали, указали следующее. Учредителем Администрации парков-памятников являлось Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины. В связи с тем, что деятельность государственных органов Украины на территории Крыма была прекращена, их полномочия, имущество и денежные средства перешли к государственным органам Республики Крым. Государственное имущество Украины, в том числе и Администрации парков-памятников, учитывается как собственность Республики Крым. Органом управления Администрации парков-памятников определено Министерство культуры Республики Крым, Совет министров Республики Крым (уполномоченный орган по распоряжению собственностью Республики Крым) принял решение о ликвидации Администрации парков-памятников, в связи с чем ее имущество на праве оперативного управления закреплено за Государственными бюджетными учреждениями Республики Крым (далее – ГБУ РК) «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» и «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник». Ликвидационный баланс был утвержден Советом министров Республики Крым. Истцом неоднократно обжаловались действия по передаче данного имущества и ликвидации Администрации парков-памятников, не признаны судом незаконными. Министерство культуры не является правопреемником ликвидированной Администрации парков-памятников. При прекращении деятельности юридического лица в связи с реорганизацией его права и обязанности переходят в соответствии с правилами о правопреемстве. Вместе с тем Администрация парков-памятников ликвидирована без правопреемников, не включена в перечень предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности Республики Крым, отнесенных к ведению Министерства культуры Республики Крым. Кроме того, при исполнении решений суда о взыскании с Администрации парков-памятников в пользу истца денежных средств постановлением суда был изменен способ и порядок исполнения решения суда на передачу в счет задолженности имущество, которое было передано истцу и не возвращено после отмены указанного постановления суда. Ответчик ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФИО4, представителей третьих лиц. Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что в отделе судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым на исполнении находятся исполнительные листы: от 11 августа 2005 года № 2-2743/2005, выданный Ялтинским городским судом Автономной Республики Крым, предмет исполнения задолженность в размере 4 864 104,51 рублей, должник Администрация парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливадийский», «Мисхорский», «Массандровский», взыскатель ФИО1; от 30 августа 2005 года № 2-488/2005 года, выданный Ялтинским городским судом Автономной Республики Крым, предмет исполнения задолженность в размере 133 143,23 рублей, должник Администрация парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливадийский», «Мисхорский», «Массандровский», взыскатель ФИО1 Согласно реестру юридических лиц Украины Администрация парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливадийский», «Мисхорский», «Массандровский» являются действующим юридическим лицом (идентификационный код 25150396), его учредитель – Министерство охраны окружающей среды Украины. Согласно п. 4 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым. В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) Республика Крым принимается в Российскую Федерацию и считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ до избрания органов государственной власти Республики Крым их полномочия осуществляют Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым и Совет министров Республики Крым. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 10 июня 2014 года № 508-р с изменениями, внесенными Распоряжением Совета министров Республики Крым от 9 июля 2014 года № 654-р, Министерство культуры Республики Крым определено органом управления Администрации парков-памятников. В соответствии с ч. 3 ст. 7, ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ, ст. ст. 75, 76 Конституции Республики Крым Государственным Советом 30 апреля 2014 года принято постановление N 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», в соответствии с п. 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 22 октября 2014 года № 1095-р определено ликвидировать Администрацию парков-памятников, председателем ее ликвидационной комиссии назначен заместитель министра культуры Республики Крым ФИО4, также определено обеспечить закрепление на праве оперативного управления имущества Администрации парков-памятников (в части имущества, находящегося в границах парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский», «Массандровский») за ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник»; Администрации парков-памятников (в части имущества, находящегося в границах парка-памятника садово-паркового искусства общегосударственного значения «Ливадийский») за ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник». Распоряжением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N° 927-р «Об утверждении ликвидационных балансов» был утвержден ликвидационный баланс Администрации парков-памятников. Из положений ст. 63-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обязанность кредитора в установленный срок предъявить соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требований - обязанность оспорить такой отказ в суде. Доказательством предъявления требований к ликвидируемому должнику является направление исполнительных документов председателю ликвидационной комиссии должника либо непосредственно кредитором, либо судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 7 ст. 63 ГК РФ в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия. В силу п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Таким образом, необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику; недостаточность у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств; необходимость заявления кредитором требований ликвидационной комиссии учреждения до завершения его ликвидации). Вместе с тем суду не представлены доказательства исполнения истцом обязанности кредитора о предъявлении в установленный срок требований к ликвидационной комиссии Администрации парков-памятников либо оспаривания отказа данной комиссии в удовлетворении требований истца. Кроме того, Министерство культуры Республики Крым и председатель ликвидационной комиссии, не являясь собственниками имущества ликвидированной Администрации парков-памятников, не несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований, отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков субсидиарной ответственности по ее обязательствам. В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству культуры <...>-памятников Садово-паркового искусства общегосударственного значения «Мисхорский, Массандровский, Ливадийский» и председателю ее ликвидационной комиссии ФИО4 о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Л.В. Корпачева |