НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 30.11.2010 №

                                                                                    Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5346-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 30 ноября 2010 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Дмитриевой Л.А. единолично, при секретаре Антоновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) в интересах Турпанова А.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Якутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) обратился в суд с иском в интересах Турпанова А.Н. к Министерству финансов РФ о возмещении вреда, указывая на то, что администрацией исправительного учреждения, в котором содержится истец, не были своевременно оформлены и направлены документы осужденного Турпанова А.Н. в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в результате чего Турпановым А.Н. недополучена пенсия в сумме _____ руб. _____ коп.

В судебном заседании представитель Якутской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) Яковлев С.С. требования поддержал, суду пояснил, что ответственность по возмещению причиненного вреда в данном случае должна быть возложена на ФСИН, как на главного распорядителя бюджетных средств по подведомственным организациям согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Считает ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)», в котором содержится осужденный Турпанов А.Н., ненадлежащим ответчиком по делу, возражает против замены ответчика. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель Федеральной службы исполнения наказаний в судебное заседание не явился, ответчик извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Представитель Министерства финансов РФ Захаров В.Р. (доверенность от 25.01.2010 г. № 13) в судебном заседании с исковыми требованиями к Министерству финансов РФ не согласился, считает, что в данном случае от имени казны РФ должна выступать Федеральная служба исполнения наказаний как главный распорядитель бюджетных средств по подведомственным организациям согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ. Просит в иске в части требований к МФ РФ отказать.

Представитель третьего лица ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)» С. (доверенность от 13.11.2010 г.) в судебном заседании с иском не согласилась, считает надлежащим ответчиком по делу ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)», которое является юридическим лицом и несет самостоятельную ответственность за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) сотрудников учреждения. Также считает, что вина исправительного учреждения в причинении вреда осужденному не доказана, так как подача заявления о назначении пенсионного обеспечения является правом гражданина, от подачи соответствующего заявления в пенсионные органы осужденный Турпанов А.Н. отказался, полномочиями по принуждению осужденного обратиться с заявлением о назначении пенсии сотрудники исправительного учреждения не обладают.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Турпанов А.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)».

Согласно справке серии МСЭ-2007 № 22 октября 2009 года осужденный Турпанов А.Н. прошел медико-социальную экспертную комиссию на предмет установления инвалидности, по результатам которой ему установлена _____ группа инвалидности с диагнозом: _____. С этого момента Турпанов А.Н. в силу положений ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ получил право на получение пенсии по инвалидности.

В соответствии со ст.23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 №166-ФЗ пенсия (в т.ч. и пенсия по инвалидности) назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней.

Администрацией исправительного учреждения документы, необходимые для назначения пенсии осужденному Турпанову А.Н., были направлены в пенсионный орган 26.02.2010 г., доказательств обратного суду не представлено. Согласно письму ГУ «Управление пенсионного фонда РФ в г.Якутске» от 26.03.2010 № пенсия по инвалидности назначена Турпанову А.Н. с 1 февраля 2010 года, то есть с момента поступления в пенсионный орган и регистрации соответствующих документов, а не с момента фактического наступления права на получение пенсии (с даты прохождения МСЭК).

Часть 2 ст.98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно части 3 названной нормы выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Пунктом 1 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (утв. Приказом ГУИН МВД России от 04.11.1997 г., Письмо МВД РФ от 06.11.1997 N 18/13-204) установлено, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

Пункты 2,3 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, предусматривают, что для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения. При этом основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.

Согласно п. 6 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, оформление пенсий по инвалидности осуществляется после признания осужденного инвалидом. При признании осужденного инвалидом справка медико - социальной экспертизы установленной формы направляется в исправительное учреждение и хранится в личном деле осужденного.

Выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, направляется в трехдневный срок со дня установления инвалидности в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения, для назначения, перерасчета и организации выплаты пенсии.

В соответствии с п. 8 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, в обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм.

По смыслу вышеприведенных положений законодательства администрация исправительного учреждения обязана предпринять меры для оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, в том числе путем направления выписки из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы осужденного, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, который, в свою, очередь, производит перечисление причитающихся осужденному пенсионных выплат на основании поступивших из администрации исправительного учреждения документов.

Тем самым суд считает опровергнутыми доводы представителя третьего лица ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)» об отсутствии вины должностных лиц исправительного учреждения в несвоевременном оформлении и направлении документов осужденного Турпанова А.Н. в пенсионный орган, так как из содержания вышеприведенных норм видно, что обязанность исправительного учреждения по направлению соответствующих документов (в частности, выписки из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы) возникает независимо от подачи заявления осужденного о назначении пенсионного обеспечения. При этом доказательств об отказе осужденного от подачи соответствующего заявления в пенсионный орган суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Кроме того, из пунктов 4 и 18 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2005 №262), должностной инструкции сотрудника группы социальной защиты осужденных ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)» следует, что в обязанности администрации исправительного учреждения входит оказание осужденным индивидуальной помощи, предоставление им консультации по вопросам пенсионного и социального обеспечения, осуществление учета пенсионеров, оформление необходимых документов и направление их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии. Из материалов дела следует, что данные требования сотрудниками администрации ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС (Я)» при оформлении документов, связанных с назначением пенсионного обеспечения Турпанову А.Н., были нарушены, соответствующие разъяснения осужденному о правилах назначения пенсионного обеспечения предоставлены не были, что подтверждается результатами служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины сотрудниками исправительного учреждения, утвержденной приказом УФСИН по РС (Я) от 31 марта 2010 г. №.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате незаконного бездействия сотрудников ФБУ «ЛИУ-5 УФСИН России по РС(Я)», своевременно не оформивших и не направивших соответствующие документы в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, пенсия по инвалидности осужденному Турпанову А.Н. была назначена не с момента наступления права на нее, а в более поздние сроки, в результате чего в период с 1 ноября 2009 г. по 31 января 2010 года он был лишен соответствующих выплат по пенсионному обеспечению, размер не полученных пенсионных выплат при этом составил _____ руб. _____ коп., исходя из справки ГУ «УПФ РФ по г. Якутску РС (Я)» от 26.04.2010 г.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы составляют единую уголовно-исполнительную систему. В соответствии со ст. 24 названного нормативно-правового акта порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В частности, на работников уголовно-исполнительной системы распространяется Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что вред осужденному в настоящем случае причинен исправительным учреждением, которое является частью уголовно-исполнительной системы РФ, т.е. ответственность за причиненный вред регламентируется ст. 1069 ГК РФ.

Кроме того, суд учитывает, что согласно ст. 11. Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами.

Поскольку в настоящем случае ответственность за причиненный вред не связана с осуществлением исправительным учреждением собственной производственной деятельности, суд считает, что по правилам ст. 1071 ГК РФ, ч.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также п. 22 Указа Президента РФ "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика должна выступать ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета по подведомственным организациям, который распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации финансовыми средствами, выделяемыми из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Якутского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Саха (Якутия) в интересах Турпанова А.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Турпанова А.Н. возмещение вреда в сумме _____ (_____) руб. _____ (_____) коп.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.

Судья п/п Дмитриева Л.А.