Дело №12-2443/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 28 января 2020 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ___ на постановление старшего государственного инспектора Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № № от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ___
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № № от _______ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ___.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ___ обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить его, указывая, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
В суде представитель ___ФИО5 доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, факт повреждения канализационной трубы в ходе земляных работ не оспаривает.
В судебном заседании представители ЯКГЭН Минэкологии РС (Я) ФИО6., ФИО7 просили оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на жалобу.
Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву земли.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно требования ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Материалами дела установлено, что ____ в ___. возле дома ____, во время земляных работ газовой службы ___ по прокладке труб газопровода, была повреждена канализационная труба диаметром ___., в результате которой произошла течь канализационной воды на рельеф местности.
При обследовании территории государственным инспектором экологического надзора были взяты пробы почвы Т.1- в месте разлива воды и Т.2-примерно в ___ метрах от места розлива воды. Из заключения экологической экспертизы №___ следует, что в пробе почвы, отобранной с места разлива фекальных вод, содержание аммония не соответствует фоновому показателю и превышает фоновую концентрацию в ___ раза.
Помимо приведенных выше доказательств, факт совершения в указанное время и указанном месте земляных работ ___ и повреждения в ходе работ канализационной трубы, повлекших течь канализационной воды на рельеф местности подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ____ № №, определением о назначении экспертизы от ____, объяснением ______ актом от ____ и другими письменными доказательствами.
Таким образом, допущено нарушение требований ст. 42 ЗК РФ, ст. 39 и ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
Объективная сторона предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ правонарушения предусматривает порчу земли в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Между действием ___ выразившимся в повреждении канализационной трубы, повлекшей течь канализационных вод и порчей земли, выразившейся в том, что содержание аммония не соответствует фоновому показателю и превышает фоновую концентрацию в ___ раза, имеется причинно-следственная связь.
При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно усмотрел в действиях ___ признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Доводы о невиновности и незаконном привлечении ___ к административной ответственности в связи с тем, что в действиях Общества отсутствует состава правонарушения противоречат обстоятельствам, установленным в ходе производства по делу, и опровергаются вышеприведенными доказательствами, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ___ будучи юридическим лицом, не приняло все зависящее от него меры по соблюдению природоохранного законодательства при организации деятельности.
Так, доводы представителя ___ о том, что План трассы подземного газопровода был согласован с _______ где отсутствовал канализационный трубопровод, который был поврежден, суд считает несостоятельным, поскольку земляные работы были начаты в ____., то есть по истечении ___ месяцев через длительное время.
О дате проведения непосредственно земляных работ представитель ___ в нарушение п. 1.2 Типовой инструкции по охране труда при выполнении земляных работ, утвержденной Приказом Госкомсвязи России от 14.07.1998 г. № 122, не был извещен за пять суток до начала.
Предварительное шурфование согласно п. 1.3 вышеуказанной Типовой инструкции ___ не проводилось.
Предварительное шурфование позволило бы определить на указанные в Плане трассы иные подземные коммуникации, и прекратить земляные работы (п. 4.2 Типовой инструкции по охране труда при выполнении земляных работ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие у ___ объективной возможности выполнить требования законодательства и непринятие им каких-либо мер для исполнения возложенной на него законом обязанности свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности выполнения Обществом требований законодательства, равно как и доказательства принятия исчерпывающих мер (которыми нельзя признать наличие плана трассы с водопроводами и канализациями, согласованного без замечаний с ___ направленных на соблюдение действующих норм и правил.
Таким образом, выводы административного органа о том, что юридическим лицом не были предприняты все меры по соблюдению правил и норм, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление старшего государственного инспектора Якутского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) № № от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного ___ - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения
Судья: п/п М.В.Макаров
Копия с подлинным верна: М.В.Макаров