НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 21.11.2018 № 2-10744/18

Дело № 2-10744/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 21 ноября 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Жирковой Н.В. единолично, при секретаре Николаевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова В.В. к Окружной администрации города Якутска о предоставлении информации потребителю жилищных услуг о нахождении учетных данных бухгалтерского баланса на муниципальные жилые помещения, общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого дома после исключения имущественных прав из Реестра муниципальной собственности, суд

у с т а н о в и л:

Истец Павлов В.В. обратился с иском к ответчику, с учетом уточнения, с требованиями о предоставлении информации потребителю жилищных услуг о нахождении учетных данных бухгалтерского баланса на муниципальные жилые помещения, общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого дома после исключения имущественных прав из Реестра муниципальной собственности, а именно: 1. передача с баланса на баланс муниципальных жилых помещений по округу «___», включая многоквартирный жилой дом по адресу: ____; 2. передача с баланса на баланс общего имущества по округу «___», включая многоквартирный жилой дом по адресу: ____. Передача с баланса на баланс земельных участков многоквартирных жилых домов округа «Центральный», включая земельный участок многоквартирного жилого дома по адресу: ____, мотивируя свои требования тем, что отсутствие указанной информация создает препятствия истцу Павлову В.В. для проведения приватизации, принадлежащего ему жилого помещения по адресу: ____, доли в праве общей собственности на общее имущество и земельный участок в виду отсутствия недвижимого объекта (здания и квартиры), как объекта налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ. Считает, что общее муниципальные жилые помещения, общее имущество, земельные участки многоквартирных жилых домов на территории ГО «город Якутск» должны быть переданы по актам передачи вместе с технической документацией иному лицу, что и пытается установить истец.

В судебное заседание истец Павлов В.В., представитель истца по доверенности Павлова Л.Н. надлежащим образом извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела не явились, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Окружной администрации города Якутска по доверенности Топоркова В.Н. просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку окружная администрация не является исполнителем (поставщиком) коммунальных (жилищных) услуг, при переписке с гражданами руководствуется положениями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006г. №59-ФЗ, ответы на неоднократные обращения Павлова В.В. направлялись своевременно и в этой связи ответчик не нарушает право истца на предоставление информации. Несогласие гражданина Павлова В.В. с позицией Окружной администрации города Якутска, выраженной в ответах на обращения, не может являться основанием для понуждения к предоставлению нужного для истца ответа. По сути запрашиваемой истцом информации представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Топоркова В.Н. пояснила следующее. Согласно общедоступным сведениям из Единого госудасрвтенного реестра недвижимости, ____.1999г. была приватизирована квартира № - по адресу: ____. В связи с приватизацией гражданами жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа «город Якутск», на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 30.12.2011 №3013р из Реестра муниципальной собственности городского округа «город Якутск» исключены жилые дома и установлен переход на поквартирный учет муниципального жилого фонда. Исключение из реестра муниципальной собственности городского округа «город Якутск» жилых домов и переход на поквартирный учет соответствует законодательству. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. В порядке разграничения собственности из государственной собственности Республики Саха (Якутия) объект недвижимости, расположенный по адресу: ____, передан на основании передаточного акта № - именно как жилой дом.

Заслушав доводы и пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Павлов В.В. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу ____, истец не является собственником жилого помещения в котором проживает, не может воспользоваться своим правом на приватизацию, т.к. отсутствует информация о передача с баланса на баланс муниципальной квартиры, общего имущества, земельных участков многоквартирных жилых домов округа «___», включая земельный участок многоквартирного жилого дома по адресу: ____, и, соответственно, отсутствует сам объекта недвижимого имущества (здание и квартира), как объект налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса РФ.

Право граждан РФ на приватизацию предоставлено Законом РФ от 04.07.1991 №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон №1541-1). Граждане, занимающие жилые помещения (квартиры) в домах муниципального жилищного фонда, имеют право на бесплатное получение их в собственность в порядке приватизации (ст.ст. 1, 2 Закона №1541-1). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона №1541-1).

Статьей 6 Закона №1541-1определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. №8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона №1541-1 наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно статье 8 Закона №1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Как следует их материалов дела и пояснения ответчика, представителя истца Павловой Л.Н. в ходе проведения подготовки к судебному заседанию, с заявление о приватизации квартиры № - по адресу: ____ истец Павлов В.В. не обращался, лишь ведется длительная переписка по вопросам представления информации, заявленной в исковых требованиях.

Ответчиком на запросы истца неоднократно были подготовлены ответы, согласно которых исключение из реестра муниципальной собственности городского округа «город Якутск» жилых домов и переход на поквартирный учет соответствуют законодательству. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц согласно пп. 6 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ. Состав общего имущества определяется в соответствии с разделом I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491. Все решения с управлением своим многоквартирным домом собственники принимают на общем собрании.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 40 ФЗ О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 №218-ФЗ при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № -, ____, разрешенное использование: под многоквартирный дом, правообладатели: собственники помещений многоквартирного дома, общая долевая собственность, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ____.2013.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Из абзаца 4 пункта 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что факт включения недвижимого имущества в реестр собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности и законного владения.

Такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонды, находящиеся в ведении соответствующих Советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга согласно пункту 1 Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Однако с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 4 июля 1991 года №1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Как установлено судом в апелляционном определении от 23.05.2018 по делу №33-1874/2018, истец Павлов В.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ____ на основании ордера № - от ____.1995г. Многоквартирный дом по указанному адресу построен в 1987г. и является муниципальной собственностью. Из уведомления филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) № - от ____.2017г. следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: ____. В связи с приватизацией гражданами жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа «Город Якутск» в 2011 году было принято решение об исключении из реестра муниципальной собственности городского округа «Город Якутск» жилых домов, в том числе спорного дома и переходе на поквартирный учет муниципального жилого фонда. Сделан вывод, что отсутствие в реестре спорного дома как муниципальной собственности, не влияет на право истца на приватизацию квартиры.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета государственных и муниципальных предприятий или учреждений, реестра учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких многоквартирных домах находится в общей долевой собственности всех собственников помещений.

Учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и/или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным. Такой учет не может являться основанием для требования о передаче многоквартирного дома по акту приема-передачи.

Жилые и нежилые помещения, права государственной или муниципальной собственности на которые прекращены с результате приватизации и иных гражданско-правовых сделок, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете списываются с баланса унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений, за которыми они были закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Многоквартирные дома, помещения в которых принадлежат двум и более различным собственникам, подлежат списанию со счетов бухгалтерского учета организаций, исключению из реестра учета муниципального (государственного) имущества и из состава муниципальной (государственной) казны.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости ____.1999г. была приватизирована квартира № - по адресу: ____.

В соответствии с п. 3 ст. 401 Налогового кодекса РФ, не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. Земельные участки, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не подлежат обложению земельным налогом (п. 2 ст. 389 НК РФ).

В судебном заседании также установлено, что в связи с приватизацией гражданами жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа «Город Якутск» в 2011 году было принято решение об исключении из реестра муниципальной собственности городского округа «Город Якутск» жилых домов, в том числе спорного дома и переходе на поквартирный учет муниципального жилого фонда.

Согласно представленной Окружной администрации города Якутска в судебное заседание переписки с Павловым В.В., ответчик неоднократно представлял и разъяснял истцу информацию о нахождении учетных данных бухгалтерского баланса на муниципальные жилые помещения, общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого дома после исключения имущественных прав из Реестра муниципальной собственности, что подтверждается письмами в адрес Павлова В.В.: от ____.2018 № -; ____.2018 ____, ____.2018, направление которых подтверждено квитанциями Почты России.

Таким образом, запрашиваемая истцом информация и разъяснения в части запрашиваемой Павловым В.В. информации в полном объеме предоставлены Окружной администрацией города Якутска. При этом право истца Павлова В.В. на приватизацию квартиры № -, расположенной по адресу: ____, действиями ответчика не нарушены.

На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска Павлова В.В. к ответчику Окружной администрации города Якутска о предоставлении информации потребителю жилищных услуг о нахождении учетных данных бухгалтерского баланса на муниципальные жилые помещения, общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого дома после исключения имущественных прав из Реестра муниципальной собственности.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Павлова В.В. к ответчику Окружной администрации города Якутска о предоставлении информации потребителю жилищных услуг о нахождении учетных данных бухгалтерского баланса на муниципальные жилые помещения, общее имущество и земельный участок многоквартирного жилого дома после исключения имущественных прав из Реестра муниципальной собственности - отказать.

Взыскать с Павлова В.В. в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: . Н.В. Жиркова

.

.

.

.