Дело №12-996-18
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск 19 июня 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» на постановление исполняющего обязанности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО1 в отношении Открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, от 03 мая 2018 года за №6-560-18-ПВ/127/8/7,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №6-560-18-ПВ/127/8/7 от 03.05.2018 г. исполняющего обязанности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО1 ОАО «ЛОРП» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб..
Не согласившись с указанным постановлением ОАО «ЛОРП» обратилось с жалобой, указав, что с вменяемым нарушением не согласны. Состав комиссии по расследованию несчастного случая соответствует требования закона, представитель работодателя включен в состав комиссии, на момент несчастного случая не истек пресекательный срок для проведения работодателем обучения сотрудника по охране труда. В связи с чем, просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление.
В судебном заседании представитель ОАО «ЛОРП» ФИО2 жалобу поддержала и просит удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в РС(Я), надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, каких-либо ходатайств не заявил. С учетом мнения явившейся стороны суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в РС(Я).
Суд, выслушав пояснения стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Как следует из протокола об административном правонарушении №6-560-18-ПВ/127/8/3 от 28.04.2018 г. и оспариваемого постановления №6-560-18-ПВ/127/8/7 от 03.05.2018 г. ОАО «ЛОРП» вменяется, что состав комиссии по проведению расследования несчастного случая на производстве работника А. не соответствует ст.229 Трудового кодекса РФ, а именно комиссию возглавляет начальник группы производственной безопасности, отсутствует представитель работодателя. Работник А. обучение по охране труда не прошла и была допущена к исполнению служебных обязанностей, что является нарушением ст.ст.76, 212, 225 ТК РФ и п. 1.5 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Согласно ст.229 Трудового кодекса РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Для расследования причин несчастного случая произошедшего 05.02.2018 г. с ___А, ____ г.р., приказом и.о. начальника Жатайской базы технической эксплуатации флота ОАО «ЛОРП» №Б-27 от 12.02.2018 г. была создана комиссия под председательством начальника группы производственной безопасности ФИО3, членов комиссии начальника отдела кадров ФИО4 и председателя Первичной профсоюзной организации ЖБТЭФ ФИО5.
В силу ст.33 Трудового кодекса РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Согласно представленной должностной инструкции, утвержденной начальником Жатайской БТЭФ 02.06.2016 г., начальник группы – инженер по охране труда и технике безопасности группы производственной безопасности относится к категории руководителей, назначается и освобождается от должности приказом генерального директора ОАО «ЛОРП». В его обязанности входит организовывать контроль за соблюдением производственной и технологической дисциплиной, контролировать соблюдение законодательства об охране труда, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и разработке практических мероприятий по устранению причин, вызвавших эти случаи, осуществлять контроль за выполнением намеченных мероприятий, контролировать своевременность и правильность оформления акта по форме Н-1 и других документов расследования несчастного случая на производстве, осуществлять учет несчастных случаев на производстве, анализировать состояние производственного травматизма на предприятии и вносить предложения руководству об улучшении условий труда и ликвидации причин несчастных случаев на производстве, осуществлять подготовку проектов приказов, распоряжений и других документов по вопросам техники безопасности и производственной санитарии, своевременно предоставлять в надзорные органы и Службу производственной безопасности ОАО «ЛОРП» отчеты по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки, а также отчеты о выявленных нарушениях, ответственных за их выполнение, причины невыполнения предписаний, с указанием должности и ФИО, ежегодно проводить обследование состояния охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии на судах и объектах предприятия, осуществлять контроль за исполнением предписаний контролирующих органов в области охраны труда, техники безопасности и добиваться их исполнения, осуществлять организацию изучения условий труда на рабочих местах, выполнять отдельные поручения своего непосредственного руководителя.
Таким образом, из данного локального нормативного акта следует, что начальник группы производственной безопасности ФИО3 является специалистом по охране труда и одновременно представителем работодателя в расследовании несчастного случая на производстве.
Необходимо отметить, что со стороны контролирующего государственного органа надлежащим образом не были изучены локальные нормативные акты ОАО «ЛОРП», регламентирующие полномочия членов комиссии.
Согласно п.1.5 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Согласно п.2.2.1 и 2.2.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.
Как видно, из указанных пунктов обучение по охране труда А. должна была пройти в течение месяца со дня принятия на работу.
Из представленных документов следует, что А. была принята на работу 15.01.2018 г., несчастный случай произошел 05.02.2018 г., т.е. до истечения месячного срока для прохождения обучения по охране труда.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РС(Я) ФИО1 не учел вышеуказанные требования закона и не дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, что влечет отмену оспариваемого постановления и прекращение производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление исполняющего обязанности главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО1 №6-560-18-ПВ/127/8/7 от 03.05.2018 г. в отношении Открытого акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ отменить, а производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней.
Судья п/п М.В. Макаров
Копия с подлинным верна: М.В. Макаров