НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 18.05.2018 № 2А-5631/2018

Дело № 2а-5631/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 18 мая 2018 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Винокуровой Марины Николаевны к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действий должностного лица Прокуратуры Республики Саха (Якутия),

установил:

Административный истец Винокурова М.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит признать незаконным действия должностного лица прокуратуры РС(Я), мотивируя тем, что ____ 2017 года она обратилась в прокуратуру РС(Я) с заявлением о перерасчете пенсии, продублировав адресату заявление в тот же день посредством электронной почты. Заявление административного истца было зарегистрировано в прокуратуре РС(Я) только ____ 2018 года, в связи с чем полагает, что должностным лицом нарушены требования Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. По мнению административного истца, ее заявление, поступившее в прокуратуру РС(Я) ____ 2017 года намеренно не зарегистрировали ____ 2017 года. В конце ___ Винокуровой М.В. сообщили, что к заявлению не приложены необходимые документы, в связи с чем, ответ на заявление получен только ____ 2018 года. При приеме заявления ____ 2017 года о необходимости предоставления иных документов административному истцу не сообщали. Данными действиями нарушено право административного истца на рассмотрение ее обращения в месячный срок. Поскольку Винокурова М.Н. была лишена возможности получить пенсию в ____ 2018 года, она не оплатила коммунальные услуги, в связи с чем ей начислены пени за каждый день образовавшейся задолженности. Административный истец полагает, что орган прокуратуры неоднократно нарушает ее права, желая унизить ее достоинство, требуя какие-либо документы в последний момент. Просит признать действия должностного лица прокуратуры РС(Я), не рассмотревшего ее заявление в установленный срок, незаконным. Также оспаривает ответ прокуратуры РС(Я) от ____ 2017 года по вопросу прохождения военно-врачебной комиссии.

В судебном заседании административный истец Винокурова М.Н. заявление поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что ____ 2017 года лично принесла заявление в отдел кадров, где ее документы проверили, приняли. В тот же день она продублировала свое заявление на электронный адрес прокуратуры РС(Я). Как указывает административный ответчик, заявление, поступившее ____ 2017 года, зарегистрировано ____ 2018 года, ____ 2018 года якобы поступило еще какое-то обращение. Десятидневный срок рассмотрения заявления административного истца о назначении пенсии истек ____ 2018 года, что лишило ее возможности получить пенсию за ___ 2018 года. Считает, что нарушены сроки и ее право на получение перерасчета в десятидневный срок. Также считает незаконным ответ прокуратуры РС(Я) от ____ 2017 года по вопросу прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку в указанном письме ей не было разъяснено о возможности самостоятельного прохождения ВВК. Просит признать действия должностного лица Прокуратуры РС(Я) незаконными.

Представитель административного ответчика Акимова Е.В. в судебном заседании с заявлением Винокуровой М.Н. не согласилась, суду пояснила, что ____ 2018 года в прокуратуру РС(Я) поступило обращение Винокуровой М.Н. от ____ 2017 года о перерасчете размера пенсии, рассмотрение которого поручено отделу планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности прокуратуры республики. ____ 2018 года в прокуратуру РС(Я) поступило обращение Винокуровой М.Н. о перерасчете пенсии в связи с наличием иждивенца. ____ 2018 года данное обращение передано для исполнения в отдел кадров. По результатам рассмотрения заявления административного истца ____ 2018 года направлен промежуточный ответ о предоставлении документов, необходимых для установления надбавки на нетрудоспособных членов семьи, которые поступили ____ 2018 года. Впоследствии Винокуровой М.Н. установлена надбавка к пенсии с учетом нетрудоспособного члена семьи, произведен перерасчет, ответ на обращение направлен ____ 2018 года, в банк для исполнения решение направлено ____ 2018 года. В силу закона о пенсионном обеспечении сотрудников прокуратуры заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. Однако в данном случае речь шла о перерасчете ранее назначенной пенсии, для разрешения такого вопроса специальный срок не установлен, в связи с чем, следует руководствоваться общим 30-дневным сроком. Перерасчет произведен с ___ 2017 года, то есть с момента назначения пенсии. Таким образом, доводы административного истца о том, что должностным лицом прокуратуры РС(Я) пропущен срок рассмотрения заявления и нарушено право на получение перерасчета пенсии, несостоятельны, в связи с чем просят отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела установлено, что Винокурова М.Н. обратилась в прокуратуру РС(Я) с заявлением от ____ 2017 года о перерасчете пенсии в связи с наличием иждивенца. Указанное обращение принято при личном обращении истца и зарегистрировано ____ 2018 года и ____ 2018 года передано для рассмотрения начальнику отдела кадров Щекалевой Е.А.

____ 2018 года в прокуратуру РС(Я) поступило заявление Винокуровой М.Н. о перерасчете пенсии в связи с наличием иждивенца – несовершеннолетней ФИО8____ года рождения. Данное обращение к ранее направленному заявлению было передано начальнику отдела кадров ____ 2018 года, в этот же день Винокуровой М.Н. направлено уведомление о необходимости предоставления документов, регламентированных Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, военнослужащих органов и организаций прокуратуры и членов их семей, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374.

Письмом от ____ 2018 года административному истцу сообщили о положительном рассмотрении заявления о перерасчете пенсии в связи с наличием несовершеннолетнего иждивенца. Перерасчет произведен с момента назначении пенсии, с ___ 2017 года, распоряжение в банк о выплате перерасчета направлено ____ 2018 года.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

Пенсионное обеспечение работников прокуратуры осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Лица, указанные в статье 1 Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении).

Согласно ст. 52 Закона №4468-1 заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Федеральный законодатель установил в Законе РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок назначения и выплаты пенсии. В соответствии со статьей 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Поэтому без надлежащего обращения лица претендующего на назначение пенсии с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.

По мнению суда, вышеизложенные положения закона о сроках и порядке назначения пенсии сотрудникам органов прокуратуры распространяются и на рассмотрение вопросов о перерасчете ранее назначенной пенсии.

Поскольку административный истец все необходимые для перерасчета пенсии документы (трудовую книжку, свидетельство о рождении иждивенца, справку о неполучении пенсии) представила в отдел кадров прокуратуры РС(Я) ____ 2018 года, срок рассмотрения заявления истицы о перерасчете пенсии следует исчислять с указанной даты.

В связи с тем, что решение о перерасчете пенсии принято ____ 2018 года и в тот же срок распоряжение о перерасчете направлено в банк, о чем ____ 2018 года сообщено заявителю, суд приходит к выводу о том, что срок рассмотрения обращения Винокуровой М.Н. о перерасчете пенсии ответчиком не нарушен.

Федеральным законом Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратур заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 2 ст. 10).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (ст. 8 от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Как следует из обстоятельств дела, заявление о перерасчете пенсии от ____ 2018 года подано Винокуровой М.Н. при личном приеме сотрудником прокуратуры РС(Я), при этом, факт личного обращения именно ____ 2018 года истцом в судебном заседании не доказан. Со слов истца заявление продублировано посредством электронной связи. В подтверждение представлена распечатка с почтового сервера mail.ru об отправлении с электронной почты истца на электронный адрес ответчика электронного сообщения, содержание которого и его идентичность обращению о перерасчете пенсии установить не представляется возможным.

Ответчиком заявление истца о перерасчете пенсии зарегистрировано ____ 2018 года.

При этом, и в случае доказанности факта обращения истца с заявлением о перерасчете ____ 2017 года, с учетом положений ст. 8 Закона № 59-ФЗ, а также положений ст. 193 Гражданского кодекса РФ о порядке исчисления окончания срока, срок регистрации обращения истца ответчиком не нарушен.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что фактически обращение истца о перерасчете пенсии рассмотрено ____ 2018 года с направлением в банк распоряжения, таким образом, ответчиком не допущено нарушений как специального срока рассмотрения обращений по вопросам пенсионного обеспечения, так и общего тридцатидневного срока рассмотрения обращений граждан, а также срока регистрации обращений.

Что касается доводов о нарушении ответчиком прав истца при направлении ответа от ____ 2017 года, то в этой части суд считает иск подлежащим отказу в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ (вступил в силу 15 сентября 2015 года) установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

С административным иском об обжаловании ответа должностного лица прокуратуры от ____ 2017 года истица обратилась в ___ 2018 года, то есть по истечении года с момента ознакомления. Доказательств уважительности пропуска трехмесячного срока обжалования ответа прокуратуры истцом не представлено.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая вышеизложенное исковые требования Винокуровой М.Н. подлежат отказу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Винокуровой Марины Николаевны к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) о признании незаконным действий должностного лица Прокуратуры Республики Саха (Якутия) отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кочкина