НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 17.11.2021 № 2-10431/2021

Дело № 2-10431/2021

14RS0035-01-2021-015276-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск 17 ноября 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании права на установлении пенсии за выслугу лет,

установил:

Истец обратилась в суд с настоящим иском к ответчику. В обоснование своих требований указывает, что период работы истца на государственной должности ___ Верхне-Алданского территориального комитета охраны природы с 22.02.2000 по 01.01.2008 в стаж государственной гражданской службы не засчитан. С учетом письменного уточнения, просит признать незаконным и отменить решение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 11.06.2021 , обязать ответчика включить период работы с 22.02.2000 по 31.12.2007 в стаж государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), признать право ФИО1 на установление пенсии за выслугу лет.

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, извещены о времени и дате рассмотрения дела надлежащим образом, в материалах дела имеются письменные ходатайства и рассмотрении дела без их участия.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что истец является получателем страховой пенсии по старости.

В соответствии с решением Комиссии при Правительстве РС (Я) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности ___ Республики Саха (Якутия) от 09.01.2015 ФИО1 было отказано в установлении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием необходимого минимального стажа государственной службы.

Истцом данное решение не оспаривается.

В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

С учетом письменного уточнения, истец просит признать незаконным и отменить решение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 11.06.2021 № 16/08-7538.

Вместе с тем, письмо Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 11.06.2021 № 16/08-7538 не является решением Комиссии при Правительстве РС (Я) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности ___ Республики Саха (Якутия), заявление ФИО1 рассмотрено в рамках действия Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вопреки доводам истца указанное письмо законные права и интересы истца не нарушает, в связи с чем, обжалованию не подлежит.

Доводы истца, в целом, сводятся к неверному толкованию норм материального права.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.

Согласно ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-III "О государственной гражданской службе РС (Я)" гражданские служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы. Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет определяются Правительством РС (Я).

Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2010 г. N 336 был утвержден Порядок установления выплаты, определения размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я) (далее - Порядок), в соответствии с которым решение об установлении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее установлении принимается Комиссией при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия).

Согласно ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-III "О государственной гражданской службе РС (Я)" должности гражданской службы учреждаются законами Республики Саха (Якутия) и указами Главы Республики Саха (Якутия) с учетом положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и настоящего закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность Республики Саха (Якутия).

Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) утверждается законом Республики Саха (Якутия) с учетом федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) о государственной гражданской службе (ч. 2 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной гражданской службе РС (Я)").

Перечень должностей, занимаемых до введения в действие соответствующего Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), устанавливается указом Главы Республики Саха (Якутия).

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 05.10.1996 N 1489 "О реестре государственных должностей республиканских государственных служащих Республики Саха (Якутия)" утвержден Реестр государственных должностей республиканских государственных служащих.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 06.03.1998 N 373 "О структуре Правительства Республики Саха (Якутия)" утверждена структура Правительства Республики Саха (Якутия).

Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24.04.1998 N 113-РП "О сокращении численности работников аппаратов республиканских органов исполнительной власти" утверждена численность аппаратов министерств и государственных комитетов, входящих в состав Правительства Республики Саха (Якутия), а также численность аппаратов государственных комитетов, комитетов и департаментов республиканских органов исполнительной власти.

В указанных нормативных актах отсутствуют Территориальные инспекции, комитеты Министерства природы Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.02.2002 N 75 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, отдельных бюджетных организаций" утвержден Перечень отдельных бюджетных организаций, работники которых занимают должности, не отнесенные к государственным должностям.

Территориальные комитеты и улусные инспекции Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) включены в пункт 33 Перечня отдельных бюджетных организаций, работники которых занимают должности, не отнесенные к государственным должностям.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28.11.2007 N 731 "О переводе работников улусных (районных) и городских подразделений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственный экологический контроль, на должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", 177 работников Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственный экологический контроль, переведены на должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия). Согласно п. 4 Указа вступил в действие с 01.01.2008.

Разделом 31 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 385-3 N 783-III "О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" предусмотрена должность - государственный инспектор, которая введена Законом PC (Я) от 26.12.2007 530-3 N 1063-III.

Перевод на должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) обусловлен в связи с разграничением полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и передачей отдельных полномочий Российской Федерации по государственному экологическому контролю субъектам Российской Федерации, во исполнение федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-3 N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)".

Таким образом, только с 01.01.2008 года (с момента вступления в силу Закона Республики Саха (Якутия) от 26.12.2007 года 530-З N 1063-III) в раздел 31 Реестра государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) были включены должности государственного инспектора и старшего государственного инспектора инспекции комитета охраны природы.

В связи с этим период работы истца в должности ___ до 31.12.2007 года не может быть включен в стаж государственной гражданской службы.

Суд разъясняет, что пенсия за выслугу лет государственным служащим Республики Саха (Якутия) является дополнительным обеспечением к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям.

Поскольку федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, до настоящего времени не принят, условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также пункт 5 статьи 1 действовавшего до 1 января 2015 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2007 года N 12-П и в определении от 26 сентября 2019 года N 2221-О, субъект Российской Федерации, устанавливая (при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей) условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительно к их трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии, вправе определять условия ее предоставления, а также периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе из своих финансовых возможностей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решение:

В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании права на установлении пенсии за выслугу лет - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: п/п Н.И. Новикова

Копия верна.

Судья Н.И. Новикова

Секретарь с/з В.Е. Скрябина

Решение изготовлено 22.11.2021