Дело № 2а-3919-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Якутск 16 апреля 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Сивцевой А.П.,
с участием административного истца Данилова В.Д.
представителей административного ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) Глазкова С.М., административного соответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) – Николаевой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Данилова В.Д. к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Данилов В.Д. обратился в суд с административным иском к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным.
В обоснование иска указано, что решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) от ____ 2018г. Данилову В.Д. отказано в установлении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием условий, предусмотренных Порядком условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от ____ 2010 г. №. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права. Просил признать незаконным решение Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) от ____ 2018г. об отказе в установлении пенсии за выслугу лет, обязать Комиссию назначить Данилову В.Д. пенсию за выслугу лет.
В суде административный истец требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, и в дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства РС (Я) с иском не согласился, пояснив, что действия административного ответчика являются законными. Комиссия приняла решение в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Представитель административного соответчика Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) оставила разрешение требования на усмотрение суда.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как видно из материалов дела, Данилов В.Д. является получателем пенсии.
____ 2018г. Данилов В.Д. обратился с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) от ____ 2018 г. № Данилову В.Д. отказано в установлении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием условий, предусмотренных п.1 Порядка условий установления, определения размера, установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от ____ 2010 г. №.
Согласно указанному Порядку право на установление пенсии за выслугу лет распространяется только на лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Саха (Якутия) при наличии следующих условий:
- стаж замещения государственной должности Республики Саха (Якутия) не менее одного года;
- освобождение от государственной должности Республики Саха (Якутия) в связи с прекращением полномочий независимо от оснований, за исключением случаев, связанных с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, при достижении пенсионного возраста административный истец не замещал государственную должность Республики Саха (Якутия) на профессиональной постоянной основе. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Доводы административного истца о том, что на момент замещения им государственной должности Республики Саха (Якутия) действовало Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, которым была установлена ежемесячная доплата к пенсии, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п. 1.1. Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и государственные должности республиканских государственных служащих, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ____ 2000 г. № (действовавшее на момент замещения Даниловым В.Д. государственной должности Республики Саха (Якутия)) ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) на постоянной основе, получавшим денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренные Перечнем государственных должностей Республики Саха (Якутия), утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от ____ 2001 года № (далее по тексту - Перечень), и уволенным в связи с прекращением полномочий.
Данное постановление Правительства Республики Саха (Якутия) утратило силу с ____ 2007г.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 N 6-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Варламова Николая Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Закона Орловской области "О внесении изменений в статьи 21 и 27.1 Закона Орловской области "О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов», доплата к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, являются дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, а потому при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе гарантированное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О и др.).
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчета таких доплат. Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П и др.).
Таким образом, изменение порядка выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Саха (Якутия) не может рассматриваться как противоречащее требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из ее статьи 39 (части 1 и 2).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комиссия правомерно отказала в установлении пенсии за выслугу лет в соответствии с действующим законодательством, а потому административный иск подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Данилова В.Д. к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова