НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 11.03.2021 № 12-349/2021

14RS0035-01-2021-001934-29

№ 12-349/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Якутск 11 марта 2021 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Москвитина М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова А.К. на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» городского округа «город Якутск» Петрова Алексея Кузьмича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от ____ года Петров А.К. привлечен к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Петров А.К. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие вины должностного лица, фактов направления бюджетных средств на иные цели, кроме организации питания детей осеннего оздоровительного лагеря, контрольным органом не установлено.

В судебном заседании директор МОБУ «СОШ № 18» ГО «город Якутск» Петров А.К., защитник адвокат Степанова О.П. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили постановление отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, суду пояснили, что должностное лицо не допустило нецелевое использование бюджетных средств, направило их на питание детей оздоровительного лагеря, должностное лицо действовало во исполнение обязательных для него указаний и приказов Управления образования Окружной администрации города Якутска, у должностного лица отсутствовал умысел, что исключает состав административного правонарушения.

Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по доверенности Потапова А.А. с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась и просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доводы жалобы, приложенные документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от ____ года в период с ____ года по ____ года в отношении МОБУ «СОШ № 18» ГО «город Якутск» (далее - Учреждение) проведена встречная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на ____ годы и на плановый период до ____ года», за период ____ годы.

____ года по результатам проверки проверочной группой Министерства финансов Республики Саха (Якутия) составлен акт, в котором сделан вывод о том, что в нарушение п. 5.2 и п. 5.9 Порядка расходования субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа, утвержденного Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09 апреля 2019 года N 588р, произведено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 490 035 руб., так средства, предусмотренные на организацию летнего отдыха детей направлены на питание детей в осеннем и зимнем лагерях, которые отсутствуют в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в ____ году, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 года N 01-10/732.

____ года по данному факту и.о. главного контролеря-ревизора первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Т. в отношении должностного лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

____ года обжалуемым постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. должностное лицо привлечено к административной ответственности по вмененному административному правонарушению с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Установлено, что в п. 3.8 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года N 477 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления» указано, что Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) поручено формировать и вести реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время (далее - Порядок N 477) утвержден п. 2.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2013 года N 477 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления».

В силу подп. «в» п. 2.7 Порядка N 477 одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии.

Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 09 апреля 2019 года N 588р «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории городского округа «город Якутск» (далее – Распоряжение N 588р) Управление образования Окружной администрации города Якутска определено уполномоченным органом, реализующим проведение детской оздоровительной кампании на территории городского округа.

В соответствии с п. 2 Распоряжения N 588р период летнего активного отдыха и оздоровления детей – «Лето – 2019» определен с 01 июня 2019 года по 31 августа 2019 года.

Согласно п. 4 Распоряжения N 588р нормы расходов на питание одного ребенка утверждены в следующих размерах, кроме того, в оздоровительных лагерях дневного пребывания – 195 руб.

В п. 5 Распоряжения N 588р определены источники проведения мероприятий по обеспечению занятости, оздоровления и отдыха детей и подростков: средства, предусмотренные в бюджете городского округа на 2019 год в сумме 19 336 524,23 руб.; средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в сумме 19 720 000,00 руб.

В силу п. 7 Распоряжения N 588р Управлению образования поручено: организовать отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, состоящих на профилактическом учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Окружной администрации, Отделении участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних межмуниципального управления МВД РФ «Якутское», в сумме 2 102 000 руб. (п. 7.4); организовать отдых и оздоровление детей в оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Крым и Краснодарского края, в сумме 6 000 000 руб. (п. 7.5).

Порядок расходования субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа «город Якутск» (далее – Порядок N 588р) утвержден п. 6 Распоряжения N 588р.

В соответствии с п.п. 1.4, 1.5, 1.6 Порядка N 588р органом, осуществляющим расходование средств на проведение и организацию оздоровительной кампании детей, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, является Управление образования Окружной администрации города Якутска.

Средства, полученные в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Управление образования Окружной администрации города Якутска несет полную ответственность за целевое использование субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Согласно п.п. 5.2, 5.4 Порядка N 588р финансирование расходов по организации летнего отдыха детей в части заработной платы работников и обеспечения питанием производится: за счет субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия); за счет внебюджетных средств - средств родителей (законных представителей).

Управление образования Окружной администрации города Якутска за счет средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей доводит денежные средства на организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей до муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», обеспечивающих организацию летнего отдыха детей.

В силу п.п. 5.9, 5.11 Порядка N 588р муниципальные образовательные учреждения городского округа «город Якутск», обеспечивающие организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, производят оплату труда работникам, занятым в организации летнего отдыха, оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания и организуют приготовление полноценного горячего питания на базе образовательного учреждения.

В случае неиспользования либо неполного использования субсидий государственного бюджета Республики Саха (Якутия), перечисленных в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка на цели, установленные настоящим Порядком, учреждения обязаны возвратить их на лицевой счет Управления образования Окружной администрации города Якутска не позднее 15 сентября текущего года.

Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и Учреждением заключены соглашения: б/н от ____ о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 1 692 711 руб.; б/н от ____ года об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 896 031 руб.; б/н от ____ года об уменьшении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 895 669 руб.; б/н от ____ года об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием детей, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 965 674 руб.

В п. соглашения б/н от ____ года определены направления расходования и сроки предоставления субсидии, средства на сумму 965 674 руб. предоставляются: 157 086 руб. на возмещение расходов по оплате труда педагогов-воспитателей, педагогов-психологов, вожатых и медперсонала в оздоровительных лагерях дневного пребывания; 808 588 руб. на возмещение расходов по стоимости минимального набора продуктов питания в оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Управлением образования Окружной администрации города Якутска Учреждению были перечислены средства субсидии на сумму 1 762 716 руб.

Кассовое исполнение Учреждения по средствам субсидии составило 965 674 руб., в том числе: 322 277 руб. направлены на оздоровительный лагерь дневного пребывания; 643 397 руб. направлены на питание детей.

Средства субсидии на сумму 797 042 руб. возвращены Управлению образования Окружной администрации города Якутска платежными поручениями от ____ года, от ____ года.

Также установлено, что Приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 года № 01-10/732 утвержден реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, функционирующих в летний период ____ года на территории Республики Саха (Якутия). В Приложениях к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания включено МОБУ «СОШ № 18 ГО «город Якутск».

Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от 16 октября 2019 года № 01-10/872 внесены изменения в приложение № 1 к Приказу Управления образования Окружной администрации города Якутска от 17 сентября 2019 года № 01-10/754, которым постановлено, кроме того, открыть в период осенних каникул в ____ учебном году оздоровительные лагеря дневного пребывания, согласно приложениям к приказу, поручено руководителям муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», указанным в приказе, открыть лагеря дневного пребывания в каникулярное время, обеспечить двухразовое питание в размере 195 руб. в день на одного ребенка, обеспечить целевое и своевременное освоение выделенных средств. В Приложениях к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания, открываемых в период осенних каникул, включено МОБУ «СОШ № 18 ГО «город Якутск».

Кроме того, Управлением образования Окружной администрации города Якутска издан приказ от 16 декабря 2019 года № 01-10/1161 об открытии оздоровительных лагерей дневного пребывания в период зимних каникул в ____ году. В Приложениях к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания, открываемых в период зимних каникул, включено МОБУ «СОШ № 18 ГО «город Якутск».

____ года, ____ года, ____ года между Учреждением и ООО заключены договора на оказание услуг по организации горячего питания воспитанников лагеря оздоровительного дневного пребывания , , .

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины должностного лица во вменяемом ему административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть субъективной стороны деяния.

В силу ч.ч. 1,4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях характеризуется исключительно умыслом.

В данном случае должностное лицо действовало во исполнение приказов Управления образования Окружной администрации города Якутска от 17 сентября 2019 года № 01-10/754, от 16 октября 2019 года № 01-10/872, от 16 декабря 2019 года № 01-10/1161 об открытии муниципальными образовательными учреждениями ГО «город Якутск», в том числе МОБУ «СОШ № 18» ГО «город Якутск», лагерей дневного пребывания во время осенних и зимних каникул и обеспечении питанием в день на одного ребенка в размере 195 руб. за счет средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Таким образом, приказами Управления образования Окружной администрации города Якутска подтверждена легитимность расходования должностным лицом заявленных средств субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Доказательств намеренного нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется, умысел должностного лица на совершение правонарушения не установлен, что исключает субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, соответственно, наличие состава вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» городского округа «город Якутск» Петрова Алексея Кузьмича, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии решения.

Судья М.Р. Москвитина