№12-1130/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 10 ноября 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Иванова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Сахаэнерго» на постановление № 05-064/2023, № 05-065/2023, № 05-066/2023 от 26 июня 2023 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46, ст.8.1, ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Сахаэнерго»,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением акционерное общество «Сахаэнерго» (далее АО «Сахаэнерго») признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.46, ст.8.1, ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Сахаэнерго» обратилось в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить в части привлечения к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ, производство по данному пункту прекратить, ссылаясь на следующие основания. В с. Хонуу: 1) РВС объемом 200 м3 №5, указан в проекте нормативов допустимых выбросов (далее - НДВ) для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6006 в складе ГСМ №3, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации); 2) РГС объемом 10 м3 №3, указан в проекте нормативов допустимых выбросов для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6005 в складе ГСМ №2, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации); 3) РГС объемом 18 м3, указан в проекте нормативов допустимых выбросов для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6006 в складе ГСМ №3, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации); 4) РГС объемом 25 м3 №6, указан в проекте нормативов допустимых выбросов для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6006 в складе ГСМ №3, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации); 5) РГС объемом 10 м3 №1, указан в проекте нормативов допустимых выбросов для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6006 в складе ГСМ №2, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации); 6) РВС объемом 34 м3, указан в проекте нормативов допустимых выбросов для объектов Момского РЭС (ДЭС Хонуу, склад ГСМ) как неорганизованный источник 1.6006 в складе ГСМ №3, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 28,35 декларации). В с.Кулун-Елбют: РГС объемами 55, 55, 60 м3 №№1,2,3, указаны в проекте нормативов допустимых выбросов (далее - НДВ) для площадки «ДЭС Кулун-Елбют» (678862, PC (Я), <...>) как организованный источник 2.0006 запорное оборудование трубопровода, далее он занесен под этим же номером в Декларацию ОВОС Момского РЭС № от ____.2023 г. в Разделе IV «Масса выбросов загрязняющих веществ» (пункты №№ 42,47 декларации).
Представитель АО «Сахаэнерго» по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) по доверенности ФИО3 в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность приведенных в жалобе доводов, просил оставить их без удовлетворения, постановление без изменения. Пояснил о том, что общество было привлечено к административной ответственности за то, что приведенные в декларации о воздействии на окружающую среду сведения о резервуарах дизельного топлива не соответствуют фактическим обстоятельствам, в расчетах, приложенных к декларации, были приведены сведения, которые не соответствовали фактическим обстоятельствам наличия не только вертикальных резервуаров, но и горизонтальных, что было установлено в ходе проведенной проверки. Результаты проверки не были оспорены, не были признаны недействительными, не установлено грубых нарушений при ее проведении. В жалобе оспаривается часть правонарушения, когда как постановление было вынесено и по иным обстоятельствам, то есть состав вмененного административного правонарушения имеет место быть.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав доводы жалобы, приложенные к ней документы, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу абзаца 13 п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно п.9 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
В период с 03 по 28 апреля 2023 года в связи с наступлением срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в утвержденный от 08.12.2022 года план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) на 2023 год в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду – Момский РЭС, код объекта – ___, категория объекта II, категория риска – высокая (2), АО «Сахаэнерго» проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки было установлено несоответствие количества источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных АО «Сахаэнерго» в декларации о воздействии на окружающую среду (далее – Декларация ОВОС) для объекта II категории Момский РЭС, ___ (№ от ____.2023).
Протоколами осмотра от 03.04.2023 года и от 04.04.2023 года установлено, что на производственной площадке №1 с.Хонуу фактически находится:
-резервуар вертикальный стальной (сокращенное наименование РВС) для ДТ РВС объемом 200 куб.м. №5;
-резервуар горизонтальный стальной (сокращенное наименование РГС) для АТ №3 объемом 10 куб.м. с колонкой «Нара» для заправки дизельным топливом;
-резервуар РГС №5 18 куб.м. (не эксплуатируется с октября 2022 года);
-резервуар РГС №6 объемом 25 куб.м. для ДТ (не эксплуатируется с октября 2022 года);
-резервуар резерв РГС №1 объемом 10 куб.м. для ДТ;
-резервуар РВС объемом 34 куб.м. для ДТ.
На «ДЭС» с.Кулун-Елбют фактически находятся 3 резервуара РГС №№1,2,3 объемом 55,55,60 куб.м. для дизельного топлива.
Согласно Декларации ОВОС для объекта II категории Момский РЭС, ___ за 2022 год АО «Сахаэнерго» указаны источники загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
-по производственной площадке №1 с.Хонуу: 1 горизонтальный резервуар для ДТ объемом 50 куб.м., 2 вертикальных резервуара для ДТ объемом 200,10 куб.м.;
-«ДЭС» с.Кулун-Елбют: 1 вертикальный резервуар для масла объемом 0,6 куб.м., 1 вертикальный резервуар для дизельного топлива.
АО «Сахаэнерго» в таблице 2.3 Перечня загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха отчетов об организации и результатам осуществления производственного контроля объекта Момский РЭС, ___ за 2020-2022 годы не указаны данные по мониторингу атмосферного воздуха на территории Республики Саха (Якутия).
Объект Момский РЭС, ___ АО «Сахаэнерго» включен в перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) и ФГБУ «Якутское УГМС» на 2020-2022 годы.
Таким образом, АО «Сахаэнерго» в Декларации ОВОС для объекта II категории Момский РЭС, ___ (№ от ____.2023) представлена не полная и не достоверная информация по вопросам охраны атмосферного воздуха, а именно по резервуарам дизельного топлива; по мониторингу атмосферного воздуха на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно плану по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ППЛРН) объекта склад ГСМ Момский ДЭС, расположенный в с.Хонуу, рассмотренного Управлением Росприроднадзора по РС(Я) 07.12.2022, АО «Сахаэнерго» на складе ГСМ для хранения дизельного топлива должны находиться 2 емкости РГС-50 объемом 50 куб.м.
Максимально возможный объем разлива нефтепродуктов на территории склада ГСМ Момский ДЭС с.Хонуу должен рассчитываться при полном разрушении имеющегося резервуара объемом 200 куб.м.
В ходе проверки установлено, АО «Сахаэнерго» разработанный ППЛРН на объект склад ГСМ Момский ДЭС, расположенный в с.Хонуу, с расчетом массы возможного разлива нефтепродуктов от 2 емкостей РГС объемом 50 куб.м., тогда как на складе ГСМ имеется рабочий резервуар для дизельного топлива объемом 200 куб.м.
Указанные выявленные нарушения отражены в Акте выездной проверки № 07-эко от 28.04.2023, проведенной должностными лицами Управления Росприроднадзора с привлечением специалистов, экспертов специализированных организаций, непосредственно по месту нахождения объекта контролируемого лица, с исследованием представленной документации.
Установленные нарушения явились основанием для составления государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) 30.05.2023 года в отношении АО «Сахаэнерго» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного лицом административного правонарушения. Совокупность доказательств являлась достаточной для вывода о наличии в действиях АО «Сахаэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам заявителя, факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами в их совокупности, кроме того, протоколами осмотра от 03.04.2023 года и от 04.04.2023 года, декларацией ОВОС для объекта II категории Момский РЭС, ___ (№ от ____.2023), Актом выездной проверки № 07-эко от 28.04.2023 года, протоколом об административном правонарушении, оснований полагать, что доказательства получены с нарушением закона, не имеется, достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ для данной категории дел. С учетом обстоятельств по делу, административное наказание назначено в пределах санкции статьи. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, по делу не имеется.
При установленных обстоятельствах, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, № от 26 июня 2023 года является законным, кроме того, данное представление само по себе не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от 26 июня 2023 года государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46, ст.8.1, ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Сахаэнерго» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) со дня вручения или получения его копии.
Судья п/п А.И.Иванова
Копия верна
Судья А.И.Иванова