НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия)) от 10.03.2016 № 2-2653/2016

Дело № 2-2653/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Якутск 10 марта 2016 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Табунановой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) к Публичному акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие лесных пожаров,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что ____ 2015 года в 17 часов 45 минут в квартале ____ (выделы , ) ____ обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара «1НСС». Площадь пожара на момент обнаружения ___ га. Тушение лесного пожара начато ____ 2015 в 17 часов 30 минут. Пожар ликвидирован ____ 2015 в 10 часов 45 минут. Тушение пожара осуществлялось силами ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс». Площадь охваченная пожаром составила ___ га, из них лесная ___ га. Затраты ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» по тушению лесного пожара составили ___ руб., ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» -___ руб. При этом, установлено, что лесной пожар «1НСС» от ____2015 в квартале ___ (выделы ___, ___) ____ произошел в результате обрыва проводов высоковольтной линии электропередачи, принадлежащей ОАО АК «Якутскэнерго». Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия, объяснениями И.., Д.., К.. Согласно технического заключения от ____2015 ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС(Я) на представленном объекте на четырех фрагментах алюминиевых электропроводов имеются следы протекания аварийного режима работы, такого как короткое замыкание. Согласно технического заключения от ____2015 проведенной ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС(Я) зона очага пожара расположена в районе опоры ЛЭП на просеке в квартале 15 ГКУ РС(Я) «Олекминского лесничества», наиболее вероятная версия по причине пожара является загорание горючих материалов в результате проявления тепловой энергии при аварийном режиме работы электрооборудования (ЛЭП). Проверка на наличие состава преступления проводилась в отношении гр. С. В связи отсутствием прямого ущерба лесам (уничтоженной огнем лесных насаждений), который является обязательным элементом для квалификации деяния по статье 261 УК РФ, вынесено постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, в мотивировочной части постановления обстоятельно и обоснованно приведены доводы, позволяющие сделать вывод о причинении вреда лесам лесным пожаром вследствие ненадлежащей эксплуатации (обслуживания) высоковольтной линии электропередачи, принадлежащей ОАО АК «Якутскэнерго» (ПАО «Якутскэнерго»). Истец просит взыскать с ответчика в пользу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) вред лесам вследствие лесного пожара (затрат по тушению лесного пожара) в размере ___ рублей для последующего перечисления в федеральный бюджет.

В судебном заседании представитель истца Парников К.Д. (по доверенности) исковые требования поддержал, ссылаясь на те же доводы.

Представитель ответчика Степанова С.С. (по доверенности) иск не признала, пояснив, что доказательств передачи денежных средств истцом ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» нет.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что лесной пожар «1НСС» от ____2015 в квартале ___ (выделы ___) ____ произошел в результате обрыва проводов высоковольтной линии электропередачи, принадлежащей ОАО АК «Якутскэнерго». Данные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места происшествия, объяснениями И.., Д.., К.. Согласно технического заключения от ____2015 ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС(Я) на представленном объекте на четырех фрагментах алюминиевых электропроводов имеются следы протекания аварийного режима работы, такого как короткое замыкание. Согласно технического заключения от ____2015 проведенной ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по РС(Я) зона очага пожара расположена в районе опоры ЛЭП на просеке в квартале 15 ГКУ РС(Я) «Олекминского лесничества», наиболее вероятная версия по причине пожара является загорание горючих материалов в результате проявления тепловой энергии при аварийном режиме работы электрооборудования (ЛЭП) (л.д.42-44).

Проверка на наличие состава преступления проводилась в отношении Савостина В.П. В связи отсутствием прямого ущерба лесам (уничтоженной огнем лесных насаждений), который является обязательным элементом для квалификации деяния по статье 261 УК РФ, вынесено постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (л.д.42-44).

Дознанием установлено, что причиной лесного пожара стала вследствие ненадлежащей эксплуатации (обслуживания) высоковольтной линии электропередачи, принадлежащей ОАО АК «Якутскэнерго» (ПАО «Якутскэнерго») (л.д.36-41).

В силу статьи 100 ЛK РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (статья 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1079 ГК РФ владельцы источника повышенной опасности (использование электрической энергии высокого напряжения и т.п.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы, умысла потерпевшего или источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года №273, данной Методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Пунктом 3 Методики установлено, что при причинении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы связанные с тушением лесных пожаров.

Согласно статье 53.4 ЛK РФ тушение лесных пожаров включает в себя:

обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

локализацию лесного пожара;

ликвидацию лесного пожара;

наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

предотвращение возобновления лесного пожара.

Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.

ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» являются специализированными государственными учреждениями по тушению лесных пожаров, и подведомственны Департаменту по лесным отношениям РС(Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

Тушение указанного лесного пожара осуществлены силами ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Доведение средств субвенций из федерального бюджета для выполнения работ по тушению лесных пожаров до этих учреждений осуществлены Департаментом по лесным отношениям РС(Я).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

Земли лесного фонда ГКУ РС(Я) «Олекминского лесничество» находятся в собственности Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (часть 1 статьи 83 ЛК РФ).

Пунктом 3 указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2011 №522 «О Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)» установлено, что Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные Республике Саха (Якутия).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 46 БК РФ суммы денежных взыскании (штрафов) подлежат взысканию за нарушение лесного законодательства, установленное навесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу процентов.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от ____2009 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Порядка, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся расходы на оплату труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, материальные расходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара), транспортные расходы (эксплуатация воздушных судов), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушеные лесных пожаров).

Согласно разделу V Порядка, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.

Ущерб от пожара составил ___ рублей. Данные расходы подтверждаются прилагаемыми учетными документами: расчетной ведомостью оплаты труда, табелем учета рабочего времени; ведомостью налета на пожар, табелем учета рабочего времени, производственным заданием, расчетно-платежной ведомостью, приказом о премировании, приказом о направлении работников для руководства и тушения лесных пожаров; расчетом оплаты труда, табелем учета рабочего времени, расчетной ведомостью оплаты труда; расчетно-платежной ведомостью; учетным листом тракториста-машиниста, путевым листом трактора, чеками на топливо, актом о списании материальных запасов; актами о списании материальных запасов, путевым листом, ведомостью учета-выдачи ГСМ, чеками о приобретении ГСМ; ведомостью на выдачу продуктов питания, актом о-списании материальных запасов, договором розничной купли-продажи, счетом, счетом-фактурой; договорами гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров; табелем учета рабочего времени, расчетной ведомостью, договорами выполнения работ по тушению лесного пожара; учетными документами, бухгалтерской справкой, счетом-фактурой, актом об оказанных услугах, заявкой на полет, бортовым журналом летчика-наблюдателя, актом о выполненных работах, договором на оказание авиационных услуг (л.д.45-126).

При таких обстоятельствах, исковые требования о возмещении ущерба подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере 6061,40 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Публичного акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» в пользу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) затраты по тушению лесного пожара в размере ___ рублей для последующего перечисления в федеральный бюджет.

Взыскать с Публичного акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 061,40 рублей

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.В.Ефремов