Дело № 2-1067-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Якутск 08 февраля 2017 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Старостиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабий М.И. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Бабий М.И. обратилась в суд с указанным иском, просила признать незаконным отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу ____, ссылаясь на следующие обстоятельства. Отказ ответчика мотивирован расположением испрашиваемого земельного участка на территории резерва, на земельный участок установлен лесохозяйственный регламент лесных насаждений. Указанный отказ истец полагала признать незаконным, поскольку согласно сведениям ИСОГД решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, кадастровый план территории кадастрового квартала свидетельствует о том, что участки, прилегающие к испрашиваемому земельному участку, отнесены к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку, заявленная цель использования истцом земельного участка совпадает с его фактическим использованием.
В судебном заседании истец Бабий М.И. и ее представитель Луковцева Т.В. требования поддержали, пояснили о том, что истец с 1988 года владеет жилым домом, расположенным на испрашиваемом земельном участке, несет расходы по его содержанию, право на жилой дом за истцом зарегистрировано. В фактической застройке квартала отсутствуют лесные насаждения, соседние участки в собственности.
Представитель Окружной администрации города Якутска по доверенности Вычегжанина В.В. в судебном заседании просила в иске отказать, пояснила о том, что в настоящее время резерв снят, поэтому истец вправе обратиться повторно, на участке установлен лесохозяйственный регламент лесных насаждений, территориальная зона ОД-3Б, в которой отсутствует разрешенное использование под индивидуальный жилой дом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Установлено, что Бабий М.И. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ____.
Бабий М.И. обратилась в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: ____, для использования под индивидуальный жилой дом.
Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска письмом № от ____ 2016 года сообщил заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальный жилой дом. Основанием к этому привел информацию Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от ____2016 года №, согласно которой, по проекту планировки территории квартала «___», утвержденному распоряжением № от ____2014 г. запрашиваемый земельный участок расположен на территории резерва. На сегодняшний день вносятся изменения в проект планировки территории квартала «___» в части территории резерва. Вопрос будет решен после согласования с Министерством здравоохранения РС (Я). На испрашиваемый земельный участок установлен лесохозяйственный регламент лесных насаждений, установленный постановлением «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных насаждений для лесных массивов городских лесов городского округа ГО «город Якутск» от 03.10.2014 г. №1713р.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № от ____ 2015 года испрашиваемый земельный участок расположен общественно-деловой зоне для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов здравоохранения и социального значения «ОД-3Б», не предусмотрено размещение земельного участка с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом. Решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, проект планировки территории не соответствует, проект межевания территории отсутствует, зона экологического ограничения: лесохозяйственный регламент лесных насаждений: запрет предоставления, воздушные подходы аэропорта, шумовая зона аэропорта, санитарно-защитные зоны предприятий.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности № от ____ 2017 года, испрашиваемый земельный участок расположен общественно-деловой зоне для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов здравоохранения и социального значения «ОД-3Б». Решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды не принято, проект планировки территории объекты учебно-образовательного назначения, проект межевания территории отсутствует, зона экологического ограничения: лесохозяйственный регламент лесных насаждений, воздушные подходы аэропорта, шумовая зона аэропорта, СЗ-О группы и отдельные предприятия.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки г.Якутска, утвержденных Нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от ____2013 г. № (с учетом изменений, внесенных ____ 2016 года за №) в территориальной зоне, в которой испрашивается земельный участок, не предусмотрены земельные участки с видом разрешенного использования под индивидуальный жилой дом.
Вместе с тем, жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, принадлежит истцу на праве собственности, в установленном законом порядке был за ней зарегистрирован в БТИ, истец владеет им и зарегистрирована по адресу данного дома с 1988 года, требование о сносе данного дома никем не заявлялось, при наличии таких обстоятельств истец имеет право на испрашиваемый земельный участок, который находится в фактическом пользовании истца с 1988 года, то есть до принятия Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск».
Также установлено, что испрашиваемый земельный участок не расположен на территории резерва, в связи с внесением изменений в проект планировки территории квартала «___» в части территории резерва, что подтверждено стороной ответчика.
Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков.
В то же время, факт нахождения испрашиваемого участка на землях лесничества, лесопарков не подтвержден надлежащими доказательствами, кадастровый план территории о точном местонахождения земель лесничества и лесопарков, сведения о кадастровом учете земель лесничества, лесопарков с определением координат границ этих земель в установленном порядке, в нарушение ст.56 ГПК РФ суду не представлены. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ. Положения лесного законодательства предусматривают возможность предоставления земли гражданам. Первым из этапов процедуры предоставления земли является этап формирования земельного участка. На этом этапе вопрос о предоставлении земельного участка и о праве, на котором он будет предоставлен, не решается. Решение о том, на каком праве будет предоставлен земельный участок, принимается уже после того, как участок сформирован на основании другого заявления.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бабий М.И. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2016 года № в предварительном согласовании предоставления Бабий М.И. земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под индивидуальный жилой дом, и обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение, путем рассмотрения заявления Бабий М.И. в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья ___ А.И.Иванова