№ 12-692/2017
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Якутск 02 мая 2017 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В., рассмотрев жалобу представителя ЗАО «Иреляхнефть» Харахиновой О.В. на постановление ГИТ В РС(Я) Бессонова И.М. от ____ 2017 г. №___ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ЗАО «Иреляхнефть», юридический адрес: ____ ИНН ___
установил:
Постановлением ГИТ в РС(Я) от ____ 2017 г. №___ ЗАО «Иреляхнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ЗАО «Иреляхнефть» Харахинова О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, ссылаясь на то, что приказ от ____ 2016 г. №___ «О замене молока» издан на основании письменных заявлений сотрудников, и кроме этого, компенсационные выплаты сотрудникам также производятся, в связи с чем, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание представитель юридического лица и представитель ГИТ в РС(Я) не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы административного дела, представленные ГИТ в РС(Я), проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.
Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.
Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжения №___ от ____ 2017 г. ГИТ в РС(Я) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «Иреляхнефть» с целью исполнения проведения плана проведения плановых проверок ГИТ в РС(Я) на 2017 г.
На основании проведенной проверки ____ 2017 г. был составлен акт №___ из которого следует, что приказом ЗАО «Иреляхнефть» №___ от ____ 2016 г. «О замене молока компенсационной выплатой», работодателем заменена выдача молока на компенсационной выплатой в принудительном порядке, заявлений работников не представлено, а также не представлены платежные документы, подтверждающие эти выплаты.
____ 2017 г. в отношении ЗАО «Иреляхнефть» был составлен протокол об административном правонарушении №___ согласно которому, юридическим лицом нарушены ст. 22, 222 ТК РФ, Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н, а именно работодателем заменена выдача молока в принудительном порядке на компенсационную выплату.
В соответствии с п. 8 Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается с согласия работников и с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Согласно ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Из п. 10 Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 №45н следует, что выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, которая производится в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенным в приложении N 2.
Допускается замена компенсационной выплаты на молоко или другие равноценные продукты по письменным заявлениям работников.
Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
Выдача и употребление молока или других равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.
Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.
В силу п. 12 Приказа, ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение настоящих норм и условий их выдачи возлагается на работодателя.
При подаче жалобы, представитель ссылается на то, что приказ от ____ 2016 г. №___ «О замене молока» издан на основании письменных заявлений сотрудников, и кроме этого, компенсационные выплаты сотрудникам также производятся.
Из распоряжения №___ от ____ 2017 г. следует, что в ЗАО «Иреляхнефть» был истребован список документов, необходимых для проведения проверки.
Однако, должностным лицом не были истребованы заявления работников о согласии на замену выдачи молока на компенсационные выплаты, которые предоставлены заявителем.
Из вышеуказанного распоряжения также следует, что надзорным органом были истребованы только перечень должностей и профессий работников, которым по условиям труда выдается бесплатное профилактическое питание (молоко, соки и т.д.).
Суд принимает во внимание тот факт, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют объяснения представителя юридического лица, которая присутствовала при его составлении, таким образом, нарушены требования ст. 28.2 КоАП РФ. Указания о том, что представитель отказался от дачи объяснений нет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях ЗАО «Иреляхнефть» отсутствует состав административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Гит в РС(Я) от ____ 2017 г. о привлечении ЗАО «Иреляхнефть» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55 000 руб. не может быть признано законным и подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в виду отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление ГИТ В РС(Я) Бессонова И.М. от ____ 2017 г. №___ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ЗАО «Иреляхнефть», юридический адрес: ____ отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный суд РС(Я) через Якутский городской суд РС(Я).
Судья: М.В. Макаров