НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ядринского районного суда (Чувашская Республика) от 31.12.9999 №

                                                                                    Ядринский районный суд Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ядринский районный суд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ядринский районный суд Чувашской Республики

В составе:

Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.

При секретаре ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения администрации  сельского поселения  Чувашской Республики об отказе в постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше заявлением по тем основаниям, что она является вдовой участника Великой Отечественной Войны. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Законом «О ветеранах». Решением главы  сельского поселения  Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Считает действия администрации  сельского поселения по отказу в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Законом «О ветеранах», незаконными.

Заявитель - ФИО1 и ФИО3, представляющая интересы заявителя на основании доверенности, в судебном заседании заявление ФИО1 поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду.

ФИО4, представляющая интересы администрации  сельского поселения , пояснила суду, что ФИО1 отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что ее сноха ФИО3 и трое внуков зарегистрировались в жилом помещении ФИО1 в 2009 году, хотя с момента регистрации брака с сыном заявителя - ФИО5 ФИО3 постоянно проживала с мужем в доме свекрови, там же родились и их дети. До 2003 года ФИО3 с детьми была зарегистрирована в спорном жилом доме. В 2003 году снялась с регистрации, а в 2009 году снова зарегистрировалась. При этом ФИО5, ФИО3 и их дети никуда на другое постоянное место жительства из этого дома не выезжали, проживают в нем до настоящего времени, имеют в деревне свой магазин. Поэтому администрация  сельского поселения не возражает против постановки ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении, так как площадь на одного человека у данной семьи ниже учетной нормы.

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития ЧР о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, о причине неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст.46 Конституции РФ закреплено положение о том, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления. При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается лишь в отношении малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права. Применительно к спорной правовой ситуации заявитель, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены его жилищные права, обратился в суд с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для производства по делам из публичных правоотношений, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ).

К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах», на положения которого ссылается заявитель в обоснование своих требований, меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, заявитель является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 Закона РФ «О ветеранах».

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно представленным в суд письменным доказательствам, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Хозанкинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета со ссылкой на положения ФЗ « О ветеранах».

Из содержания заявления и обжалуемого решения следует, что ей было отказано в принятии на учет в связи с тем, что ею совершены действия, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий

Пояснениями заявителя, представителя администрации  сельского поселения  Чувашской Республики, представленными в суд письменными доказательствами установлено, что согласно удостоверения № ФИО1 имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» участники (инвалиды) Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Реализация данного права осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.

Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, согласно разъяснения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 22 января 2010 года № 11/13-172, принятие ветеранов( участников, инвалидов) Великой Отечественной Войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в строгом соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений». Прием на учет нуждающихся в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной Войны осуществляется как «иных категорий граждан»

Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При этом, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ и, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Постановлением главы  сельского поселения учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена - 14,5 кв.м. общей площади жилья на человека.

Как следует из фактических обстоятельств дела, жилой дом под № 48 по  д.  является объектом частной собственности, заявитель проживает в нем на правах собственника. Общая площадь жилого помещения в данном жилом доме составляет 52,2 кв.м.. Семья заявителя в настоящее время, согласно материалов дела, состоит из шести человек.

Таким образом, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетная норма), в спорной правовой ситуации не должен превышать 87 кв.м. (14,5 х 6)

В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, суд считает неправомерными и как следствие этого, решение об отказе в постановке на учет незаконным.

Так, виды жилищных отношений и их участники определены в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище и требования, установленные данным нормативно-правовым актом в качестве условий реализации названного права распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат. Каких-либо специальных условий постановки ветеранов ВОВ на учет нуждающихся в жилых помещенях в целях реализации ими жилищных прав, установленных ФЗ «О ветеранах» и принятых поэтому вопросу подзаконных актах законодателем не предусмотрено.

Основания нуждаемости определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Данные положения отражены и в статье 53 ЖК РФ.

Исходя из смысла ст.53 ЖК РФ и ст.16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий должны считаться допустимыми, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, то есть между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь.

Пояснениями заявителя, представителя заявителя, представителя администрации  сельского поселения, представленными в суд письменными доказательствами в судебном заседании установлено, что в состав семьи ФИО1 в принадлежащем ее жилом доме, общей площадью 52,2 кв.м., расположенном в д. Верхнее , до 2003 года входил ее сын - ФИО5, сноха - ФИО3 и двое их детей. В 2003 года ФИО3 с детьми снялась с регистрации по месту жительства мужа и зарегистрировалась в квартире своей матери в . ДД.ММ.ГГГГ она с детьми снова зарегистрировалась в д..

Обосновывая свои требования, заявитель и ее представитель пояснили, что, снятие с регистрации в д. и регистрация в  были вынужденными мерами, так как в д.Верхнее Аккозино не было детского сада, а без регистрации в  в Красночетайский детский сад детей принять отказали. При этом фактически они всей семьей проживали и проживают до настоящего времени в д.Верхнее Аккозино, ведут общее хозяйства, другого жилья не имеют. В 2008 году у них родился третий ребенок, который также зарегистрирован и проживает с ними. Также ФИО3 является индивидуальным предпринимателем, с 2007 года в д. она арендует помещение под продуктовый магазин, до 2009 года лично осуществляла функции продавца, с 2009 года приняла продавца по трудовому договору и до настоящего времени продолжает лично осуществлять свою предпринимательскую деятельность по реализации продуктов питания в данном магазине. В настоящее время при  школе функционирует дошкольная группа кратковременного пребывания, куда она может устроить своих детей.

Пояснения заявителя и ее представителя нашли свое подтверждение в судебном заседании пояснениями представителя администрации  сельского поселения , которая удостоверила данные факты, показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, представленными в суд письменными доказательствами.

Свидетель - ФИО6 в суде показала, что ФИО3 действительно с момента замужества постоянно проживает со своей семьей в д., . Не смотря на снятие с регистрации, ФИО3 и ее дети на другое постоянное место жительства не выезжали, постоянно проживают в доме свекрови - ФИО1, другого жилья не имеют.

Свидетель - ФИО7 дала в суде показания, аналогичные показаниям ФИО6

Так, согласно справки Хозанкинского сельского поселения  от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 с момента замужества постоянно проживает со своей семьей в д.Верхнее , .

Свидетельство о регистрации ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя № Р 67001, постановление главы  сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ помещения в здании конторы д.Верхнее Аккозино, справка СХПК «» о том, что данный договор аренды не прекращен, книга регистрации трудовых договоров ИП ФИО3, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждают доводы заявителя и ее представителя о том, с 2006 года по настоящее время ФИО3 осуществляет предпринимательскую деятельность на территории д. .

Согласно справки МОУ « ООШ» № от ДД.ММ.ГГГГ в 2003 году в д. отсутствовала дошкольная группа кратковременного пребывания.

Таким образом, основываясь на пояснениях заявителя, представителя заявителя, представителя Испуханского сельского поселения, показаниях свидетелей, представленных в суд письменных доказательствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков намеренного ухудшения жилищных условий и, соответственно, обстоятельства данного дела позволяют суду признать требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на Хозанкинское сельское поселение обязанности поставить ФИО1 в очередь нуждающихся в жилом помещении обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Хозанкинского сельского поселения  Чувашской Республики включить вдову участника Великой Отечественной Войны - ФИО1, проживающую в д.,  Чувашской Республики, в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Законом «О ветеранах», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня его оглашения.

Председательствующий Н.В.Сливницына