НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Высокогорского районного суда (Республика Татарстан) от 19.05.2016 № 2-1873/2015

Дело № 2-35/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 мая 2016 года пос.ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Л.В.

с участием представителя истца Министерства лесного хозяйства РТ по доверенности Ахмадуллина Ф. Ф.,

представителя ответчика Каюмова И. С. по доверенности Павлова Р. И.,

при секретаре судебного заседания Шакировой А. Р.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда в зале гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан к Каюмову И. С., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, исключении записи из ЕГРП, обязании демонтировать и вывести забор,

у с т а н о в и л:

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с вышеуказанным иском к Каюмову И. С., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ, в обоснование указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Пригородное лесничество» было проведено обследование лесного участка, расположенного в квартале 89, выделе 21,25 Высокогорского участкового лесничества, прилегающего к <адрес>.

В ходе проведения данного обследования было установлено, что вышеуказанный лесной участок поставлен на кадастровый учет как земли населенного пункта с присвоением кадастровых номеров

По периметру вышеуказанного участка установлено ограждение в виде забора из металлического оцинкованного профилированного листа протяженностью 176 метров.

В настоящее время согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 16:16:080303:1042, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1119 кв.м., имеет категорию земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» и находится на праве собственности у Каюмова И. С..

В 2013 году вышеуказанные земельные участки были поставлены в государственном кадастре недвижимости на кадастровый учет с присвоением категорий земли населенных пунктов.

Министерство лесного хозяйства РТ считает, что внесение записи о праве собственности Ответчика 1 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, постановка на государственный кадастровый учет и отнесение указанного земельного участка к категории земель населенных пунктов не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Российской Федерации в части распоряжения федеральным имуществом по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1119 кв.м., имеет категорию земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» и находится на праве собственности у Каюмова И. С..

В соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ «Пригородное лесничество» от 2011-х годов, земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на общий лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 105,7 га, в чей состав входит вышеуказанный земельный участок, зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ с присвоением условного кадастрового номера , о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ 290299 от ДД.ММ.ГГГГ (план лесного участка прилагается).

Так, право собственности Российской Федерации на лесной участок в состав, которого входит земельный участок с кадастровым номером было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Центром земельных отношений филиала ФГУП «Рослесинфорг»
«Мослеспроект» в рамках проведения работ по Государственному контракту от
ДД.ММ.ГГГГ №Р-ЗК-14/1 по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию было дано заключение о наличии пересечения границ земель лесного фонда с границами иных категорий.

Территориальным управлением Росимущества в Республике Татарстан решений о смене категории части земельного участка лесного фонда с условным кадастровым номером 9455-2009-11 не принималось, соответствующих документов в кадастровый орган не предоставлялось. О наличии осуществления вышеуказанной процедуры перевода и согласования уполномоченного органа, а именно Федерального агентства лесного хозяйства у Министерства лесного хозяйства РТ не имеется.

Министерство лесного хозяйства РТ считает, что отнесение части земельного участка лесного фонда к категории земли населенных пунктов не законно, так как нарушает ст. 209 ГК и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, который к моменту отнесения земельного участка к категории земель населенных пунктов уже разграничил земельный участок в федеральную собственность.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Считает, что требование об истребовании земельного участка с кадастровым номером из чужого незаконного владения подлежит удовлетворению судом.

Учитывая принадлежность предоставленного земельного участка к землям лесного фонда и учитывая положение ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, органы местного самоуправления ни коем образом не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Таким образом, так как земельные участки лесного фонда находятся в федеральной собственности, Лесной кодекс Российской Федерации (Глава 6) предусматривает предоставление лесных участков гражданам и юридическим лицам: - в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам;- в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.

Таким образом, лесные участки в принципе не могут находится в собственности юридических лиц. Действующим лесным законодательством (Глава 7 ЛК РФ) предусмотрено лишь заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

Вместе с тем, в настоящее время незаконно образованные земельные участки в установленном законом порядке не сняты с кадастрового учета, т.е. остаются существующими с ошибочно присвоенной категорией земель населенных пунктов.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок имеет статус «ранее учтенный» и может быть снят с государственного кадастрового учета на основании решения суда.

В связи с этим считает, что требование о снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета обоснованное и подлежит удовлетворению судом.

Таким образом, на основании всех вышеперечисленных доказательств выявлена принадлежность земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда.

Министерство лесного хозяйства РТ является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику Республики Татарстан в области лесных отношений, природопользования и управления государственным имуществом по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. 8 ЛК РФ; Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ; Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, ст. 209, 168 ГК РФ, просит истребовать земельный участок с кадастровым номером из чужого незаконного владения, исключить запись из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Каюмова И. С. на земельный участок с кадастровым номером ; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РТ» снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости.

В судебном заседании представитель истца Министерства лесного хозяйства РТ по доверенности Ахмадуллин Ф. Ф. иск поддержал, в обоснование привел те же доводы.

Представитель ответчика Каюмова И. С. по доверенности Павлов Р. И. иск не признал и пояснил, что не согласен с проведенной землеустроительной экспертизой, земельный участок с кадастровым номером не может быть изъят у Каюмова И. С. даже если исходить из выводов проведенной с нарушением землеустроительной экспертизы. Согласно выводам эксперта лишь часть земельного участка площадью 190, 45 кв. м. якобы находится на территории лесного земельного участка, оставшаяся же часть 928, 88 кв. м. расположена в границах населенного пункта <адрес>. Предусмотренных действующим законодательством оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета и для исключения записи о нем в ЕГРП не имеется.

От Высокогорского отдела Управления Росреестра по РТ и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.

Суд, выслушав участников по делу и изучив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу этого гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; … 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Положением подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

На основании статьи 301 ГК Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет, кроме прочих оснований, осуществляется в связи с прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.

Согласно ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ с заявлением о кадастровом учете (в частности об учете изменений объектов недвижимости) вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, каковыми являются представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1119 кв.м., имеет категорию земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки)» принадлежит на праве собственности Каюмову И. С.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Пригородное лесничество» было проведено обследование лесного участка, расположенного в квартале 89, выделе 21,25 Высокогорского участкового лесничества, прилегающего к <адрес>.

В ходе проведения данного обследования было установлено, что вышеуказанный лесной участок поставлен на кадастровый учет как земли населенного пункта с присвоением кадастровых номеров .

По периметру вышеуказанного участка установлено ограждение в виде забора из металлического оцинкованного профилированного листа протяженностью 176 метров.

В 2013 году вышеуказанные земельные участки были поставлены в государственном кадастре недвижимости на кадастровый учет с присвоением категорий земли населенных пунктов.

Согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному гражданскому делу по ходатайству представителя истца Ахмадуллина Ф. Ф. и представителя ответчика Павлова Р. И. судом назначена землеустроительная экспертиза.

Как следует из Заключения эксперта АО «РКЦ «Земля», перед экспертом были поставлены два вопроса: Вопрос 1 относится ли земельный участок с кадастровым номером к землям лесного фонда? Ответ на вопрос . При проведении анализа картографического материала(электронной карты 2001г., приложение 4) и сведений ГКН на земельный участок с кадастровым номером от 8.07.2015г. (л.д. 67-70) было выявлено, что граница лесного фонда <адрес> пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , т.е. часть земельного участка площадью 190.45кв.м(приложение 2,2а) от т. 12,8,13 расположена в границах лесного фонда <адрес>, а часть земельного участка площадью 928.88кв.м (приложение 3,3а) от т. 11,12,137,14 расположена в границах населенного пункта <адрес>. Вопрос . Определены ли в государственном кадастре недвижимости координаты поворотных точек границы лесного земельного участка с условным номером 9455-2009-11, если определены, то пересекается ли граница указанного лесного участка с границей земельного участка с кадастровым номером ? Ответ на вопрос . В государственном кадастровом учете недвижимости координаты поворотных точек границы лесного земельного участка с условным номером отсутствуют, т.е. межевание земельного участка лесного фонда с условным номером 9455-2009-11, по уточнению местоположения границ и площади не проводилось, в связи с этим отсутствует в государственном кадастровом учете недвижимости графическая часть на земельный участок лесного фонда отсутствует.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок лесного фонда с условным номером была проведена на основании ч. 1ст 8 Лесного кодекса РФ с приложением Плана лесного участка ГБУ «Пригородное лесничество» квартал 84 выдел 9-14,16, <адрес> выдел 1-5,10-17,21-26, <адрес> выдел 1-15 Высокогорского участкового лесничества, без предоставления координат поворотных точек границ.

В связи с отсутствием сведений ГКН на земельный участок лесного фонда, т.е. в сведениях ГКН имеется пустота, поэтому границы земельного участка с кадастровым номером не пересекаются границами лесного фонда. Фактически в натуре граница лесного фонда пересекает границы земельного участка с кадастровым номером от т. 12 до т. 13(приложение 5).

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суд, изучив вышеуказанное заключение, соглашается с выводами в экспертном заключении и считает необходимым именно данное заключение положить в основу решения суда.

Оснований не доверять выводам судебного эксперта не имеется, он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

Выводы эксперта являются мотивированными, основанными на исследованных в полном объеме материалах дела и фактических обстоятельствах.

В судебном заседании эксперт Степанова Н. В. на все вопросы со стороны представителя ответчика ответила исчерпывающе, все ответы согласуются с проведенной ей экспертизой. Оснований не доверять эксперту у суда, не имеется. В назначении повторной экспертизы суд оснований не находит.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено данное заключение эксперта.

Таким образом, исковое заявление Министерства лесного хозяйства РТ подлежит частичному удовлетворению, следует истребовать часть земельного участка с кадастровым номером площадью 190, 45 кв. м. (приложение 2, 2а) от т. 12,8, 13 расположенную в границах лесного фонда <адрес> из чужого незаконного владения.

Учитывая вышеизложенное, следует обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РТ» снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости, а так же исключить запись из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Каюмова И. С. на земельный участок с кадастровым номером

Согласно части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Оснований для применения срока исковой давности в данном случаи суд не находит, поскольку согласно акту о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, только в этот день ГКУ «Пригородное лесничество» обнаружило факт использования лесного участка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Иск удовлетворить частично.

Истребовать часть земельного участка с кадастровым номером площадью 190, 45 кв. м. (приложение 2, 2а) от т. 12,8, 13 расположенного в границах лесного фонда <адрес> из чужого незаконного владения.

Исключить запись из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Каюмова И. С. на земельный участок с кадастровым номером .

Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером и исключить сведения о нем из государственного кадастра недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Судья: подпись