Дело №12-174/2020
Решение
30 октября 2020 г. г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Некрасов Р.Ю., рассмотрев протест заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э. на постановление №7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 в отношении должностного лица – президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3,
установил:
26 августа 2020 г. начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 вынесено постановление №7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3.
Заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраков И.Э. обратился в суд с протестом на указанное постановление, просил Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области от 26.08.2020 №7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3 отменить, направить дело на новое рассмотрение начальнику Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области.
В обоснование жалобы указал, что 26.08.2020 начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбуждённого 02.07.2020 заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патраковым И.Э. по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица - президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю», вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование принятого решения по указанному делу в постановлении от 26.08.2020 начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 указано, что в соответствии с Приказом от 31.01.2018 установлен лимит остатка наличных денег в кассе в ОО «ТРФ «Дзесимон Шорин-рю» в размере 150 000 рублей. Следовательно, сам факт хранения наличных денежных средств в помещении Общества в сейфе нарушением не является. Кроме того, приход денежных средств (членских взносов) оформляется приходными кассовыми ордерами, на основании которых заполняется кассовая книга. Записи в кассовую книгу вносятся в день поступления членских взносов.
Находит данное постановление незаконным и подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов, изложенных в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, обстоятельствам административного дела и существенным нарушением процессуальных требований.
Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению депутата по доводам обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в отношении Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю».
Проведенной проверкой установлено, что 25.09.2019 на заседание совета Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» (далее - Общественная организация»), определен размер и порядок внесения членских и ежегодных (аттестационных) взносов.
Согласно п.5 протокола членские взносы ежемесячно уплачиваются в размере 1500 руб. и ежегодный (аттестационный взнос) в размере 3000 руб. оплата ежегодного (аттестационного) взноса производится два раза в год по 1500 руб. в декабре и мае месяце.
Таким образом, в Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» осуществляется уплата ежемесячных членских взносов в размере 1500 руб. в месяц, а также ежегодных (аттестационные) взносов в размере 3000 руб., по 1500 руб. в мае и декабре.
Кроме того, протоколом заседания совета Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзенсинмон Шорин-рю» установлен размер ежемесячных взносов для неполных и многодетных семей в размере 1000 руб. За особые достижения в развитии организации, особые заслуги в соревнованиях согласно протокола заседания совета такие члены общества освобождаются от уплаты ежемесячных членских взносов.
Уплата взносов в Общественной организации осуществляется путем занесения сведений об уплате взносов в ведомость.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №402 ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч.3 ст. 9 Закона №402 - ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность - этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона №402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закона №402 - ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002-№86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается в том числе функция по определению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В целях реализации данных полномочий Центральным Банком РФ от 11.03.2014 №3210-У установлен Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее - Указания №3210-У).
В соответствии с пунктом 3 Указаний № 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
В нарушение данных требований, денежные средства, собираемые в качестве взносов хранятся в помещении Общественной организации в сейфе.
В соответствии с п.4.1 Указаний № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В нарушение данных требований в Общественной организации кассовые операции не оформляются.
Согласно п. 4.6 Указаний № 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
В нарушение данных требований в Общественной организации кассовая книга не ведется.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО1 от 29.06.2020 из которых следует, что приход денежных средств в виде членских взносов оформляется только ведомостями. Расходование денежных средств оформляется только отчетом о финансовой деятельности, утверждаемым общим собранием Общества.
В связи с чем полагает, что к представленным на рассмотрение дела об административном правонарушении Приказу от 31.01.2018 об установлении лимита остатка наличных денег в кассе в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин- Рю» и кассовой книге, как доказательствам отсутствия состава административного правонарушения необходимо относится критически.
Несмотря на данные доказательства, начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области надлежащая оценка этим обстоятельствам, не дана, что привело к вынесению незаконного оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 нельзя признать законным и обоснованным.
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Ефремова А.В. доводы протеста поддержала в полном объеме, пояснила, что имеются основания для отмены постановления.
Должностное лицо – президент общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-Рю» ФИО3, в отношении которого ведется производство по делу, в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения протеста извещен надлежащим образом. Его защитник Веселов В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста, пояснил, что постановление является законным и обоснованным свидетель ФИО1 при даче объяснений прокурору поясняла, что уплата взносов первоначально оформляется по ведомости, все родители детей, являются членами общественной организации и уплачивают установленные членские взносы, относительно дальнейшего оприходования полученных денежных средств и ведения кассовой книги свидетелем ФИО1 были даны более подробные объяснения должностному лицу налоговой инспекции.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении начальник Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения протеста извещены надлежащим образом. Представитель Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста, пояснил, что в Межрайонную ИФНС России №3 по Тверской области поступило Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в отношении должностного лица – президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3, в ходе производства по делу об административном правонарушении начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 были истребованы и исследованы бухгалтерские и иные документы, допрошена в качестве свидетеля ФИО1, в результате чего должностным лицом был сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения, вынесено соответствующее постановление.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснения причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из постановления от 26 августа 2020 года следует, что начальник Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области ФИО2, рассмотрев в отсутствии ФИО3 - президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзеснмон Шорин-рю» установила, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области проведена проверка по доводам обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 в отношении ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин- Рю».
Проведенной проверкой установлено, что 25.09.2019 на заседании совета ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» определен размер и порядок внесения членских и ежегодных (аттестационных) взносов.
Согласно п. 5 протокола членские взносы ежемесячно уплачиваются в размере 1500 руб. и ежегодный (аттестационный взнос) в размере 3000 руб., оплата ежегодного (аттестационного) взноса производится два раза в год по 1500 руб. в декабре и мае месяце.
Таким образом, в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» осуществляется уплата ежемесячных членских взносов в размере 1500 руб. в месяц, а также ежегодных (аттестационных) взносов в размере 3000 руб., по 1500 руб. в мае и декабре.
Кроме того, протоколом заседания совета ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» установлен размер ежемесячных взносов для неполных и многодетных семей в размере 1000 руб. За особые достижения в развитии организации, особые заслуги в соревнованиях согласно протоколу заседания совета такие члены общества освобождаются от уплаты ежемесячных членских взносов.
Уплата взносов в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» осуществляется путем занесения сведений об уплате взносов в ведомость.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402 - ФЗ) Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается в том числе функция по определению порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В целях реализации данных полномочий Центральным Банком РФ даны Указания от 11.03.2014 № 3210-У о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее - Указания № 3210-У).
В соответствии с п. 3 Указаний № 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
В нарушение данных требований, денежные средства, собираемые в качестве взносов, хранятся в помещении ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» в сейфе.
В соответствии с п. 4.1. Указаний № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В нарушение данных требований в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» кассовые операции не оформляются.
Согласно п. 4.6 Указаний № 3210 –У, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
В нарушение данных требований в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» кассовая книга не ведется.
Таким образом, Заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области юристом 1 класса И.Э. Патраковым усмотрено в действиях должностного лица - ФИО3 президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
В ходе рассмотрения материалов установлено следующее.
В соответствии с п. 2 Указаний № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию № 3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
При этом в соответствии с Приказом от 31.01.2018 об установлении лимита остатка наличных денег в кассе в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» установлен лимит остатка наличных денег в размере 150 000 рублей (Сто пятьдесят тысяч) 00 копеек.
Следовательно, сам факт хранения наличных денежных средств в помещении Общества в сейфе нарушением не является, при этом фактов превышения лимита остатка наличных денег, установленного приказом от 31.01.2018 в сумме 150 000 рублей 00 копеек, в кассе Общественной Организации (с учетом проведенных расходных операций) не установлено.
Согласно представленным приходным кассовым ордерам и кассовой книге вся денежная наличность, поступившая в организацию в виде членских взносов, оприходована и соответствует отчету о поступлении членских взносов за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в размере 178 500 рублей 00 копеек.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в качестве свидетеля допрошена ФИО1.
Свидетель ФИО1 показала, что она работает в ООО «Вариант» бухгалтером, является членом организации ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю». Протоколом Общего собрания ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» от 31.01.2018 № 1 уполномочена принимать членские взносы, приход денежных средств (членских взносов) оформляется приходными кассовыми ордерами, на основании которых заполняется кассовая книга. Она принимает членские взносы, которые приходуются в день их получения. Безналичные расчеты не проводятся. Расчетный счет не используется, уведомлений от банка о закрытии счета в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» не поступало. Денежные средства (членские взносы) хранятся в сейфе, доступ к месту хранения имеют ФИО3 и она. Она является ответственной за ведение кассовой книги, записи в кассовую книгу вносятся в день поступления членских взносов.
В рамках ознакомления свидетеля с кассовой книгой ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин- рю» за период с 11.01.2020 по 16.03.2020 свидетель ФИО1 пояснила, что в графе «номер документа» поставлены номера приходных и расходных кассовых ордеров.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств выражается в следующем:
-осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
-неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
-несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
-накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств в действиях должностного лица - ФИО1 президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, а именно: отсутствует событие административного правонарушения, что подтверждается доказательствами: приходными кассовыми ордерами; кассовой книгой; копией отчета о поступлении членских взносов за период с 01.01.2020 по 31.03.2020; копией Устава ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю»; копией протокола №1 от 31.01.2018 общего собрания ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю»; копией приказа по ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» от 31.01.2018 «Об установлении лимита остатка наличных денег в кассе»; показаниями свидетеля ФИО1.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Должностным лицом начальником Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области ФИО2 постановлено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 - президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается материалов дела об административном правонарушении Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю».
Проведенной проверкой установлено, что 25.09.2019 на заседании совета ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» определен размер и порядок внесения членских и ежегодных (аттестационных) взносов.
Согласно п. 5 протокола членские взносы ежемесячно уплачиваются в размере 1500 руб. и ежегодный (аттестационный взнос) в размере 3000 руб., оплата ежегодного (аттестационного) взноса производится два раза в год по 1500 руб. в декабре и мае месяце.
Таким образом, в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» осуществляется уплата ежемесячных членских взносов в размере 1500 руб. в месяц, а также ежегодных (аттестационных) взносов в размере 3000 руб., по 1500 руб. в мае и декабре.
Кроме того, протоколом заседания совета ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» установлен размер ежемесячных взносов для неполных и многодетных семей в размере 1000 руб. За особые достижения в развитии организации, особые заслуги в соревнованиях согласно протоколу заседания совета такие члены общества освобождаются от уплаты ежемесячных членских взносов.
Уплата взносов в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» осуществляется путем занесения сведений об уплате взносов в ведомость.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402 - ФЗ) Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закон № 402 - ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается в том числе функция по определению порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
В целях реализации данных полномочий Центральным Банком РФ даны Указания от 11.03.2014 № 3210-У о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (далее - Указания № 3210-У).
В соответствии с п. 3 Указаний № 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка (далее - организация, входящая в систему Банка России), для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
В нарушение данных требований, денежные средства, собираемые в качестве взносов, хранятся в помещении ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» в сейфе.
В соответствии с п. 4.1. Указаний № 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В нарушение данных требований в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» кассовые операции не оформляются.
Согласно п. 4.6 Указаний № 3210 –У, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
В нарушение данных требований в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» кассовая книга не ведется.
Заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора Тверской области юристом 1 класса И.Э. Патраковым усматриваются в действиях должностного лица - ФИО3 президента Общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Вместе с тем, проверка прокурора проведена неполно, в ходе проведения проверки прокурора не были запрошены приходные кассовые ордера, кассовая книга, протокол общего собрания ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю», приказа по ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» об установлении лимита остатка наличных денег в кассе. Объяснения, взятые в ходе проведения проверки прокурора у свидетеля ФИО1 29.06.2020г. не содержат вопросов о порядке ведения кассовых операций ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» и об установлении лимита остатка наличных денег в кассе.
Должностным лицом начальником Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области ФИО2 в ходе производства по делу об административном правонарушении были истребованы и исследованы следующие документы приходные кассовые ордера, кассовая книга, копия отчета о поступлении членских взносов за период с 01.01.2020 по 31.03.2020, копия Устава ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю», копия протокола №1 от 31.01.2018 общего собрания ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю», копия приказа по ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» от 31.01.2018 «Об установлении лимита остатка наличных денег в кассе». 26 августа 2020 года должностным лицом были взяты объяснения у свидетеля показаниями свидетеля ФИО1, согласно которым она работает в ООО «Вариант» бухгалтером, является членом организации ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю». Протоколом Общего собрания ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» от 31.01.2018 № 1 уполномочена принимать членские взносы, приход денежных средств (членских взносов) оформляется приходными кассовыми ордерами, на основании которых заполняется кассовая книга. Она принимает членские взносы, которые приходуются в день их получения. Безналичные расчеты не проводятся. Расчетный счет не используется, уведомлений от банка о закрытии счета в ОО «ТРФ «Дзесинмон Шорин-рю» не поступало. Денежные средства (членские взносы) хранятся в сейфе, доступ к месту хранения имеют ФИО3 и она. Она является ответственной за ведение кассовой книги, записи в кассовую книгу вносятся в день поступления членских взносов.
Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований. Объяснение свидетеля ФИО1 от 29.06.2020г. не может быть оценено как безусловное доказательство вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Оценив совокупность указанных доказательств, должностное лицо начальник Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области ФИО2 сделала обоснованный вывод о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Довод протеста об отмене постановления в связи с несоответствием выводов, изложенных в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, обстоятельствам административного дела, является несостоятельным, поскольку не подтверждается исследованными материалами административного дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
В этой связи судья не усматривает оснований для отмены или изменения постановление №7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 в отношении должностного лица – президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление №7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области ФИО2 в отношении должностного лица – президента общественной организации «Тверская региональная федерация «Дзесинмон Шорин-рю» ФИО3 оставить без изменения, протест заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Патракова И.Э. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.Ю. Некрасов
Дело №12-174/2020