Дело ( УИД) № 69RS0006-03-2022-000154-15 производство № 2-2-95/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29 » июля 2022 года пгт.Фирово
Вышневолоцкий межрайоный районный суд Тверской области, постоянное судебное присутствие в пгт. Фирово Фировского района Тверской области
в составе председательствующего судьи Костецкой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меремьяниной Е.Е.,
с участием пом. прокурора Фировского района Тверской области Васильевой А.Ю.,
представителя ответчика Министерства лесного комплекса Тверской области- С.Н.ВА. представителя ответчика ГКУ «Фировское лесничество Тверской области « - ФИО1,
представителя третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно спора ГБУ Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр- Тверьлес» - ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Фировского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ «Фировское лесничество Тверской области», Министерству лесного комплекса Тверской области о возложении обязанности провести мероприятия по противопожарному обустройству лесов, путем строительства пожарно-наблюдательных пунктов на территории Фировского района Тверской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Фировского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением к ГКУ «Фировское лесничество Тверской области», Министерству лесного комплекса Тверской области о возложении обязанности на Министерство лесного комплекса Тверской области обеспечить финансирование расходов ГКУ «Фировская лесничество Тверской области» связанных с обустройством пожарно-наблюдательных пунктов на территории Фировского района Тверской области, в соответствии с Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174; возложении обязанности на ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» оборудовать на территории Фировского района Тверской области пожарно-наблюдательные пункты, в соответствии с Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Фировского района проведена проверка исполнения Государственным казенным учреждением «Фировское лесничество Тверской области» (далее – ГКУ «Фировское лесничество Тверской области») законодательства о пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с Уставом ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» лесничество является государственным казенным учреждением, осуществляющим на подведомственной территории оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа государственной власти в сфере лесных отношений, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы в следующих областях: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; осуществление федерального государственного лесного кон роля (надзора) на землях лесного фонда; осуществление лесной охраны.
В соответствии с пунктом 2.3.27 одним из видов деятельности лесничества является обеспечение организации работ по противопожарному обустройству лесов, в том числе: строительству, реконструкции и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладке просек, противопожарных разрывов, устройству противопожарных минерализованных полос; строительству, реконструкции и эксплуатации пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройству пожарных водоемом и подъездов источникам противопожарного водоснабжения; проведению работ по гидромелиорации; снижению природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения профилактического контролируемого выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; принятию иных определенных Правительством Российской Федерации мер.
Приказом Минприроды России от 18.08.2014 № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» определено, что Фировский муниципальный район Тверской области является районом хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерации.
Как следует из Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, одной из мер противопожарного обустройства лесов, произрастающих в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерации, является строительству пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) из расчета 0,1 единица на 1000 га.
Как установлено проверкой, общая площадь лесов, произрастающих на территории Фировского района составляет 134641 га, из них: Фировское участковое лесничество – 32619 га, Баталинское участковое лесничество – 29728 га, Западное участковое лесничество – 30196 га, Шлинское участковое лесничество – 42098 га.
Таким образом, в соответствии с Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, на территории Фировского района должно быть оборудовано 14 пожарно-наблюдательных пунктов.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства пожарно-наблюдательные пункты на территории района отсутствуют.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 30.03.2022 в адрес руководителя ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения в установленный законом срок устранены не были.
В судебном заседании пом. прокурора Васильева А.Ю. поддержала исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ГКУ «Фировское лесничество Тверской области», Министерству лесного комплекса Тверской области ФИО1 и ФИО3 в судебном заседании указали на то что ответчики исковые требования прокурора не признают по основаниям изложенным в письменных возражениях. Пояснили, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. № 1792-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 57972-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов.
В соответствии с ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах (п. 4.1).
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 57938 планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов осуществляют с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, а также с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
Все планируемые к созданию или созданные (имеющиеся) объекты противопожарного обустройства лесов подлежат обязательному документальному учету с нанесением их на картографический материал (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы»).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент Фировского лесничества Тверской области, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 87 ЛК РФ).
Согласно лесохозяйственному регламенту Фировское лесничество Тверской области относится к двум зонам обнаружения и тушения лесных пожаров:
Зона наземного обнаружения и тушения. Наземное патрулирование осуществляется на площади 154831 га в течение пожароопасного периода организацией ГБУ «ЛПЦ-Тверьлес» на территории Кувшиновского отдела лесного хозяйства;
Зона авиационного обнаружения и наземного тушения лесных пожаров. Авиационное патрулирование осуществляется при 3-5 классе пожарной опасности на площади 506791,3 га в течение пожароопасного периода организацией ГБУ «ЛПЦ-Тверьлес» на территории Фировского, Вышневолоцкого и Бологовского отделов лесного хозяйства.
Так же в течение всего пожароопасного периода для обнаружения лесных пожаров используется система космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.
В соответствии с примечанием №4 приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.
Строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов, которыми являются наблюдательные вышки, мачты и павильоны, лесохозяйственным регламентом Фировского лесничества Тверской области не запланированы. Таким образом, отсутствие пожарных наблюдательных пунктов на территории Фировского района не нарушает требований федерального и регионального законодательств. Для обеспечения наиболее полного покрытия земель лесного фонда Тверской области необходимо приобрести и установить дополнительно 60 видеокамер и довести количество видеокамер в системе дистанционного мониторинга «Лесохранитель» до 110. Совместно с Министерством цифрового развития Тверской области проработан вопрос возможного размещения 60 камер. Места установки, в том числе и на территории Фировского района, выбраны с учетом природных особенностей участков земель лесного фонда (высокая природная пожарная опасность) и анализа мест возникновения лесных пожаров за предыдущие годы, а также доступности вышек сотовой связи.
Министерство считает, что система обнаружения лесных пожаров на территории Фировского района Тверской области организована в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица: ГБУ Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр- Тверьлес» - ФИО2 возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала возражения представителей ответчиков, пояснила, что помимо авиационного патрулирования на территории Тверской области действует система мониторинга лесных пожаров «Лесохранитель» основными функциями которой являются: автоматизированное обнаружение пожара на ранней стадии, определение координат, азимута и площади пожара, автоматическое оповещение о пожаре, ведение карточки пожара с выдачей заданий, управление силами и средствами пожаротушения, ведение отчетности, защищённый доступ к системе из любой точки земного шара, работа на разных платформах без установки программного обеспечения, полнофункциональная ГИС (географическая информационная система) уровня региона. «Лесохранитель»- это интеграционное решение,объединяющее в единый комплекс систему видеонаблюдения,серверную платформу,системное и специализированное программное обеспечение,геоинформационную систему,средства обеспечения безопасности и каналы передачи данных.
Сердцем системы является центр обработки данных - кластер серверов и программного обеспечения. Серверы обрабатывают, хранят и анализируют информацию с камер, сопоставляют и рассчитывают данные на карте, осуществляют маршрутизацию и обеспечивают безопасность, а также анализируют и отвечают на запросы пользователей.
Для слежения за лесами в пожароопасный период на вышках сотового оператора установлены 50 поворотных IP-видеокамер. Места расположения камер выбираются на основе алгоритмов оверлей-анализа географо-информационной системы. Целевая функция – нахождение максимума покрытия опасных участков зонами видимости камер. Учитываются: координаты и высоты вышек, горимость лесов, рельеф, оптическая прозрачность атмосферы, исключаются точки с неоправданно высокими затратами на связь и т.д. Все камеры подключены в единую систему. Средний радиус обнаружения потенциально-опасных дымов 15 км.
Обнаружение пожара осуществляется приложением, работающим непосредственно на камере.
Первичная обработка видеокадра производится непосредственно на месте его «захвата» специализированным процессором камеры. При обнаружении подозрительной области кадра камера передает информацию серверному программному обеспечению для дальнейшего анализа уже в векторном виде. Такой подход позволил в разы уменьшить нагрузку на каналы связи и серверы обработки информации. Результат – онлайн определение пожаров и феноменальная расширяемость системы без необходимости наращивания серверных мощностей.
Оператор может наблюдать за лесным массивом со стационарного компьютера, ноутбука, планшета или смартфона через Интернет без установки специализированного программного обеспечения. Данные доступны как в реальном времени, так и в архиве. По информации, полученной с камеры, рассчитывается местоположение очага пожара, которое наносится на карту.
В 2021 году в системе «Лесохранитель» установлено 50 видеокамер наблюдения.
В 2021 году система «Лесохранитель» в Тверской области работала с апреля по сентябрь. В 2021 году системой обнаружено 2 лесных пожара (8% от общего числа пожаров), в 2020 году – 2 (66% от общего числа пожаров).
Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) — федеральная государственная информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. Предназначена для мониторинга лесных пожаров, а также контроля достоверности сведений о таких пожарах, поступающих от региональных диспетчерских служб.
Главной особенностью «ИСДМ-Рослесхоз» является комплексный анализ информации, связанной с лесными пожарами, которая поступает из разных источников (метеорологическая информация, данные о результатах наземного и авиационного мониторинга, поступающие от региональных лесопожарных служб и данные космического мониторинга).
При этом, основой системы мониторинга являются данные дистанционного зондирования Земли. Это позволяет формировать однородную, независимую от человеческого фактора информацию о лесных пожарах. К уникальной особенности системы можно отнести наличие своеобразной обратной связи, когда в «ИСДМ-Рослесхоз» поступает информация о подтверждении или опровержении сведений о загораниях, зарегистрированных из космоса.
В Тверской области доступ к системе имеют Региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Тверской области (РДС-ТО), ГКУ «Лесничества Тверской области» и отделы лесного хозяйства.
В РДС-ТО диспетчера в круглосуточном режиме получают данные в системе. Пришедшая информация о горении (термоточка) должна в срок до 2-х часов быть отработана и отмечена в системе как отработанная с указанием что горело.
Третьи лица: Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Правительство Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, администрация Фировского района Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, не направили своих представителей для участия в судебном заседании без уважительных причин.
С учетом мнения участников процесса, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. В зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; в) Федеральным агентством лесного хозяйства – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых в соответствии с частью 13 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации; г) Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, – в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 16.12.2021 № 680-пп «О Министерстве лесного комплекса Тверской области», Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, реализующим на территории Тверской области полномочия в области лесных отношений и переданные государственные полномочия Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Согласно части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В соответствии с положениями статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. № 1792-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 57972-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Объекты противопожарного обустройства лесов.
В соответствии с ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах (п. 4.1).
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 57938 планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов осуществляют с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, а также с учетом наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса.
Все планируемые к созданию или созданные (имеющиеся) объекты противопожарного обустройства лесов подлежат обязательному документальному учету с нанесением их на картографический материал (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы»).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЛК РФ, лесохозяйственный регламент Фировского лесничества Тверской области, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 87 ЛК РФ).
Согласно лесохозяйственному регламенту Фировское лесничество Тверской области относится к двум зонам обнаружения и тушения лесных пожаров:
Зона наземного обнаружения и тушения. Наземное патрулирование осуществляется на площади 154831 га в течение пожароопасного периода организацией ГБУ «ЛПЦ-Тверьлес» на территории Кувшиновского отдела лесного хозяйства;
Зона авиационного обнаружения и наземного тушения лесных пожаров. Авиационное патрулирование осуществляется при 3-5 классе пожарной опасности на площади 506791,3 га в течение пожароопасного периода организацией ГБУ «ЛПЦ-Тверьлес» на территории Фировского, Вышневолоцкого и Бологовского отделов лесного хозяйства.
В течение всего пожароопасного периода для обнаружения лесных пожаров используется система космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз.
На территории Тверской области действует Сводный план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона на 2022 год, который согласован Федеральным агентством лесного хозяйства и утвержден Губернатором Тверской области.
В соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров патрулирование лесного фонда Тверской области осуществляется по 185 маршрутам наземного патрулирования протяженностью 13336 км и по трем маршрутам авиационного патрулирования протяженностью 2002 км (811 км, 746 км и 445 км) в зависимости от класса пожарной опасности по условиям погоды и лесопожарной обстановки.
В круглосуточном режиме функционирует региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Тверской области.
Территория Фировского муниципального района Тверской области относится к зоне авиационного обнаружения и наземного тушения лесных пожаров. Распределение земель лесного фонда Тверской области по зонам охраны лесов от пожаров утверждено Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Тверской области на период пожароопасного сезона 2022 года (далее – Сводный план). Сводный план согласован ГУ МЧС России по Тверской области, Департаментом лесного хозяйства по ЦФО, ФБУ «Авиалесоохрана», Федеральным агентством лесного хозяйства и утвержден Губернатором Тверской области 15 марта 2022 года. Маршруты авиационного патрулирования утверждены приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 30.12.2021 № 136-п «Об организации охраны лесов от пожаров в 2022 году на территории земель лесного фонда Тверской области».
Авиационное патрулирование лесов лесного фонда на территории Тверской области выполняется на основании контракта от 04.04.2022 № 14.2022, заключенного между государственным бюджетным учреждением Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес» и ООО «Авиакомпания «Скайрус».
В соответствии с Уставом государственного бюджетного учреждения Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес» - учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ в целях обеспечения исполнения отдельных полномочий Министерства лесного комплекса Тверской области в сфере лесных отношений: выполнение мероприятий по сохранению лесов, в том числе выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, лесоразведению, ведению питомнического хозяйства, а также иные виды работ, не противоречащие уставным видам деятельности. Учреждение подведомственно Минлесу Тверской области.
Согласно схемы развития в Тверской области системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «Лесохранитель», часть территории лесных угодий расположенных в границах МО Фировский район и являющиеся наиболее пожароопасными охватывается системой мониторинга лесных пожаров «Лесохранитель».
Согласно контракта №4.2022 от 04.04.2022 ГБУ Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес» ( заказчик) и ООО «Авиакомпания «Скайрус» ( исполнитель) заключили контракт на выполнение работ по авиационному патрулированию лесов лесного фонда Тверской области в пожароопасном сезоне.
Согласно лесохозяйственного регламента Фировского лесничества Тверской области вся территория Фировского района находится в зоне авиационного патрулирования, авиационного обнаружения и наземного тушения.
Согласно нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, одной из мер противопожарного обустройства лесов, произрастающих в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части Российской Федерации, является строительству пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) из расчета 0,1 единица на 1000 га.
В соответствии с примечанием №4 приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов по необходимости проектируется с учетом местных условий.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждать никакими другими доказательствами.
По смыслу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд прокурор в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства подтверждающие заявленные требования, а так же что принятые ответчиками вышеуказанные меры противопожарной защиты лесных угодий на территории Фировского района Тверской области являются недостаточными либо неэффективными и, что с учетом местных условий необходимо строительство и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов на территории района.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Фировского района Тверской области в удовлетворении заявления ГКУ «Фировское лесничество Тверской области», Министерству лесного комплекса Тверской области о возложении обязанности на Министерство лесного комплекса Тверской области обеспечить финансирование расходов ГКУ «Фировская лесничество Тверской области» связанных с обустройством пожарно-наблюдательных пунктов на территории Фировского района Тверской области, в соответствии с Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174; возложении обязанности на ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» оборудовать на территории Фировского района Тверской области пожарно-наблюдательные пункты, в соответствии с Нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (Постоянное судебное присутствие в пгт. Фирово Фировского района Тверской области.
Судья Н.А. Костецкая
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форма 03 августа 2022 года.
Судья Н.А. Костецкая
Дело ( УИД) № 69RS0006-03-2022-000154-15 производство № 2-2-95/2022