УИД 69RS0006-01-2019-000861-80
Дело № 2-101/2020
Решение
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,
при секретаре Сайфетдиновой Е.В.,
с участием прокурора Игнатьевой М.Р., представителя истца Гока З.В.,
представителя ответчика Андреева И.В.,
представителя третьих лиц Воробьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ», Российской Федерации и неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 ГПК РФ), к Корольковой Марине Николаевне, Смирнову Владимиру Георгиевичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании выдела земельного участка незаконным, признании межевания незаконным, признании договоров купли-продажи долей в праве собственности на земельный участок недействительными, признании отсутствующим права собственности и взыскании материального ущерба,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в интересах муниципального образования «Вышневолоцкий район» и неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 ГПК РФ), обратился в суд с заявлением к Корольковой Марине Николаевне, Смирнову Владимиру Георгиевичу о признании незаконными действий кадастрового инженера по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в связи с включением в границы данного земельного участка земель несельскохозяйственного назначения, признании кадастровой ошибкой сведений о границах и площади указанного земельного участка, возложении обязанности на Королькову М.Н. и Смирнова В.Г. уточнить границы земельного участка, взыскании материального ущерба в сумме 15826368 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту рубки лесных насаждений на землях иных категорий не входящих в лесной фонд. В результате проверки установлено, что постановлением главы администрации Вышневолоцкого района № 417 от 30 декабря 1993 г. «О закреплении земельных угодий за акционерным обществом закрытого типа «Мстинское» пунктом 1-1 в коллективно-долевую собственность, состоящую из земельных паев учредителей акционерного общества в количестве 440 человек закреплены сельскохозяйственные угодия на общей площади - 2440 га, в том числе: пашня - 1438 га, сенокосы - 672 га, пастбища - 330 га. Согласно пункту 1-3 данного постановления в постоянное пользование оставлены земельные угодия включая земли, находящиеся в городской черте - 132 га на общей площади - 5442 га, в том числе, сельскохозяйственные угодия, всего - 94 га, по составу угодий: пашня - 52 га, сенокосы - 40 га, пастбища - 2 га, а также: леса - 3439 га, болото - 1036 га, под дорогами - 54 га, кустарник - 506 га, под водой - 90 га, под постройками - 45 га, нарушенные земли - 133 га, прочие угодия - 45 га. Постановлением главы администрации Вышневолоцкого района № 396 от 24 ноября 2006 г. «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными угодиями ЗАО «Мстинское» прекращено акционерному обществу закрытого типа «Мстинское» право постоянного (бессрочного) пользования земельными угодиями из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения». Земельные паи учредителей ЗАО «Мстинское», находящиеся в коллективно-долевой собственности расположены в кадастровом квартале <данные изъяты>. Согласно ответу Управления Росреестра по Тверской области по информации, содержащейся в проекте землеустройства (перераспределения земель) ЗАО «Мстинское» Вышневолоцкого района Тверской области в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня, а также несельскохозяйственные угодия (вид угодий лес). С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, принимая во внимание положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», подпунктов 2, 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежал межеванию (установлению границ на местности) и постановке на кадастровый учет с включением его в состав несельскохозяйственных угодий. 23 августа 2019 г. Смирновым В.Г. заключен договор подряда на проведение работ по расчистке земель сельскохозяйственного назначения от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья, деревьев, не входящих в лесной фонд. Факт проведения рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> подтверждается составленными специалистами ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» документами: расчетом ущерба, ведомостью материально-денежной оценки леса, ведомостью материально-денежной оценки лесосек, ведомостями перечета пней, которые отражают характеристику срубленных деревьев по породам, диаметру, количество оцененных деревьев. С учетом положений части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 3, 5, 99, 100, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор просит взыскать с ответчика Смирнова В.Г. материальный ущерб в сумме 15826368 руб.
В дальнейшем Вышневолоцкий межрайонный прокурор уточнил заявленные требования, указав в качестве материальных истцов также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, окончательно просил признать незаконным выделение Корольковой М.Н. в счет земельной доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> признать незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> признать недействительными (ничтожными) договоры купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> заключенные между Корольковой М.Н. и Смирновым В.Г., признании отсутствующим у Смирнова В.Г. права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, взыскать со Смирнова В.Г. материальный ущерб, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 15826368 руб. (Том 4 л.д.195-196).
Определениями суда от 29 ноября 2019 г., 19 декабря 2019 г., 10 июля 2020 г., 28 июля 2020 г. к участию в деле привлечены в качестве ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области», Министерство лесного хозяйства Тверской области, Государственное казенное учреждение Тверской области «Фировское лесничество Тверской области», Старев Олег Анатольевич, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Определением суда от 16 января 2020 г. к участию в деле в качестве материального истца привлечено муниципальное образование «Вышневолоцкий городской округ» в лице администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, из числа лиц, участвующих в деле, исключено муниципальное образование «Вышневолоцкий район» в лице администрации Вышневолоцкого района Тверской области.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Игнатьева М.Р. заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Гока З.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве относительно заявленных требований.
Представители истцов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик Королькова М.Н. в судебное заседание не явилась, возражений относительно заявленных требований не представила. О времени и месте судебного заседания извещалась по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик Смирнов В.Г. в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Смирнова В.Г. - Андреев И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на добросовестность приобретения ответчиком спорного земельного участка.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверское области в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «Фировское лесничество Тверской области», Министерства лесного хозяйства Тверской области Воробьева Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее представлен отзыв относительно заявленных требований, согласно которому земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> фактически занят лесом и не пригоден для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Таким образом, основания для его формирования и выделения в счет земельной доли земельного участка «для сельскохозяйственного использования» отсутствовали (Том 1 л.д.162-163). О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, ранее представил пояснения по делу, согласно которым земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на учет на основании заявления о государственном кадастровом учете и приложенного межевого плана от 20 июня 2019 г., выполненного Старевым О.А. С учетом способа образования спорного земельного участка, полагают, что надлежащим способом защиты прав может быть оспаривание выдела земельного участка (Том 1 л.д.87-88). О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Старев О.А. в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных требований не представили. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Аналогичные нормы, регламентирующие возможность восстановления нарушенных прав на земельный участок посредством восстановления положения, существовавшего до нарушения права, содержатся в статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1).
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.3).
В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (п.1).
Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ определен порядок образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
Как следует из пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 101-ФЗ, если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (п.6).
Согласно пункту 1 статьи 13.1 Федерального закона № 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки).
Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде (п.15).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Корольковой Марине Николаевне на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 февраля 2015 г., удостоверенного нотариусом Вышневолоцкого городского округа Тверской области Тарасовой Е.В. 10 февраля 2015 г., принадлежит на праве общей долевой собственности доля в праве 162000/561968 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель-земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 561968 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> Право собственности Корольковой М.Н. зарегистрировано в ЕГРН от 2 июля 2015 г. (Том 4 л.д.120).
Постановлением главы администрации Вышневолоцкого района № 417 от 30 декабря 1993 г. «О закреплении земельных угодий за акционерным обществом закрытого типа «Мстинское» пунктом 1-1 в коллективно-долевую собственность, состоящую из земельных паев учредителей акционерного общества в количестве 440 человек закреплены сельскохозяйственные угодия на общей площади - 2440 га, в том числе пашня - 1438 га, сенокосы - 672 га, пастбища - 330 га. В постоянное пользование оставлены земельные угодия, включая земли, находящиеся в городской черте - 132 га на общей площади - 5442 га, в том числе сельскохозяйственные угодия, всего - 94 га, по составу угодий: пашня - 52 га, сенокосы - 40 га, пастбища - 2 га, а также: леса - 3439 га, болото - 1036 га, под дорогами - 54 га, кустарник - 506 га, под водой - 90 га, под постройками - 45 га, нарушенные земли - 133 га, прочие угодия - 45 га (Том 1 л.д.28-29).
Постановлением главы администрации Вышневолоцкого района № 396 от 24 ноября 2006 г. «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными угодиями ЗАО «Мстинское» прекращено акционерному обществу закрытого типа «Мстинское» право постоянного (бессрочного) пользования земельными угодиями из категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером <данные изъяты> га, в том числе: леса - 3437 га, пастбища - 16 га, кустарники - 451 га, под дорогами - 55 га, под постройками - 8 га, болота - 1040 га, нарушенные земли - 138 га, под водными объектами - 82 га, овраги - 11 га, пески - 33 га (Том 1 л.д.32).
АОЗТ «Мстинское» (Тверская область, Вышневолоцкий район, деревня Сороки) прекратило свою деятельность 14 марта 2005 г. в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (Том 1 л.д.59-62).
Как следует из межевого плана от 20 июня 2019 г., изготовленного кадастровым инженером Старевым О.А., кадастровые работы последним выполнены в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>. В результате выполненных работ по составлению проекта межевания был образован многоконтурный земельный участок общей площадью 2504178 кв.м, состоящий из семи контуров путем выдела в счет 111196/561968 из 162000/561968 долей (Том 4 л.д.120).
На основании заявлений о государственном кадастровом учете, межевого плана от 20 июня 2019 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 69:06:0000000:2026.
Как следует из межевого плана от 30 июля 2019 г., изготовленного кадастровым инженером Старевым О.А., в отношении земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка (Том 3 л.д.223-247).
Корольковой Мариной Николаевной произведено отчуждение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Смирнову Владимиру Георгиевичу на основании договоров купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок от 12 июля 2019 г. (13/100 долей) и от 24 октября 2019 г. (87/100 долей).
Данные обстоятельства подтверждаются договорами купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок от 12 июля 2019 г., от 24 октября 2019 г.
В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является Смирнов Владимир Георгиевич. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 18 июля 2019 г. на 13/100 долей в праве общей долевой собственности и 12 ноября 2019 г. на 87/100 долей в праве общей долевой собственности (Том 3 л.д.71-74).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет следующие характеристики: общая площадь –2264616 +/- 1190,7 кв.м, адрес (местоположение): <адрес>, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка состоит из 7 контуров.
Согласно справке ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» № 31 от 15 января 2020 г. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по данным государственного лесного реестра и земельного реестра (публичной кадастровой карты) примыкает к кварталу 183 (урочища ЗАО «Мстинское») Красномайского участкового лесничества и не относится к землям государственного лесного фонда (Том 3 л.д.118).
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила представитель ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» Воробьева Л.В.
Из письма Управления Росреестра по Тверской области от 6 ноября 2019 г. следует, что согласно информации, содержащейся в проекте землеустройства (перераспределения земель) совхоза АО «Мстинское» Вышневолоцкого района Тверской области, выполненном Тверским землеустроительным проектно-изыскательным предприятием «ЦентрНИИгипрозем», в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> входит преимущественно лес, а также на юге немного пашня (Том 1 л.д.30-31).
Согласно справке администрации Вышневолоцкого района Тверской области в соответствии с проектом перераспределения земель совхоза АО «Мстинское» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был выделен из земельного участка <данные изъяты>, который находился в постоянном (бессрочном) пользовании ЗАО «Мстинское». Право постоянного (бессрочного) пользования АО «Мстинское» прекращено на основании постановления администрации Вышневолоцкого района от 24 ноября 2006 г. № 396. Земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности (Том 3 л.д.123).
На основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 28 июля 2008 г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок, категории земель, земли лесного фонда, общая площадь 3437 га, по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Сорокинское сельское поселение (Фировское лесничество, Красномайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении ЗАО «Мстинское») (Том 3 л.д.113).
Представитель ответчика Смирнова В.Г. - Андреев И.В. в ходе судебного разбирательства оспаривал наличие нарушений требований федерального законодательства при образовании спорного земельного участка и установлении его границ, в связи с чем определением суда от 27 февраля 2020 г. по делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Тверского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг».
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы, выполненного экспертом Тверского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», следует, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определены в соответствии с действующим законодательством - сведения о координатах поворотных точек границ участка имеются в государственном реестре недвижимости (Приложение 3 стр.21, Приложение 4, стр.22). Сопоставив местоположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с материалами проекта землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Мстинский» - чертеж проекта землеустройства (перераспределения) земель, установлено, что образование (формирование) контуров земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> выделяемых в счет земельной доли проведено: контура 1, 2, 3 частично в границах участка коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское» (Приложение 5, стр.23-24); контура 4, 5, 6, 7 полностью вне границ участка коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское» (Приложение 5, стр.25-28) (Вопрос 1).
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> является многоконтурным земельным участком, состоящим из 7 контуров. Общая площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2264616 кв.м (гражданское дело № 2-101/2020, том 1) выписка из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>). Земельный участок сформирован из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего совхоза «Мстинский», по виду угодий: контур 1: участки коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское», лесная растительность, кустарник, заболоченные земли (Приложение 5, стр.23); контур 2: участки коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское», лесная растительность, вырубка, кустарник (Приложение 5, стр.23); контур 3: участки коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское», массивы земель, рекомендуемые для организации крестьянских хозяйств при выходе их из коллективной собственности, лесная растительность, заболоченные земли (Приложение 5, стр.24); контур 4: лесная растительность, заболоченные земли, земли населенных пунктов дополнительно переданные в ведение сельских, поселковых Советов (Коломенский сельский совет), водоохранная зона р. Шлина (Приложение 5, стр.25); контур 5: земли населенных пунктов дополнительно переданные в ведение сельских, поселковых Советов (Коломенский сельский совет), водоохранная зона р. Шлина (Приложение 5, стр.26); контур 6: заболоченная лесная растительность, кустарник, водоохранная зона оз. Бельское (Приложение 5, стр.27); контур 7: лесная растительность, заболоченные земли, песчаный карьер (Приложение 5, стр.28) (Вопрос 2).
В соответствии с Генеральными планами сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в четырех сельских поселениях. Сорокинское сельское поселение: контуры 1, 2, 3 (Приложение 6, стр.29); Лужниковское сельское поселение: часть контура 4 (Приложение 7, стр.30); Борисовское сельское поселение: часть контура 4, контур 5 (Приложение 8, стр.31); Коломенское сельское поселение: контуры 6, 7 (Приложение 9, стр.32). Сведения по расположению контуров на территории сельских поселений получены из Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП) https://fgistp.economy.gov.ru. С помощью специального программного обеспечения MaplnfoProfessional, было определено местоположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на планах землепользования и застройки сельских поселений. Изучив местоположение контуров многоконтурного земельного участка на планах землепользования и застройки установлено: контур 1: территориальная зона 7 СХЗ-3 (Приложение 6, стр.29), контур 2: территориальная зона 7 СХЗ-3 (Приложение 6, стр.29), контур 3: территориальная зона 7 СХЗ-3, особо охраняемая территория 6 РЗ-1 государственный природный заказник (Приложение 6, стр.29); контур 4: территориальная зона 7 СХЗ-3 (Приложение 7, стр.30, Приложение 8, стр.31), контур 5: территориальная зона 7 СХЗ-3, территориальная зона 6 РЗ-3 (Приложение 8, стр.31), контур 6: территориальная зона 7 СХЗ-3 (Приложение 9, стр.32), контур 7: территориальная зона 7 СХЗ-3, территориальная зона 6 ПЗ-2 (Приложение 9, стр.32). Территориальная зона 7 СХЗ-3 предназначена для развития объектов сельскохозяйственного назначения, ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства и крестьянского фермерского хозяйства; Территориальная зона 6 РЗ-3 - зона объектов, предназначенных для туризма и отдыха. Территориальная зона 6 ПЗ-2 - зона производственных объектов IV класса вредности.
Использование особо охраняемых территорий регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации, ст. 95: «На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается».
Границы земель лесного фонда Фировское лесничество Тверской области установлены приказом Рослесхоза от 11 июля 2018 г. № 556. Координаты поворотных точек границ участков лесного фонда имеются в Приложении к Приказу. Сопоставив местоположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и участков лесного фонда выявлено наложение контура 3 (площадь пересечения 3183 кв.м) и контура 4 (площадь пересечения 260 кв.м) на земли лесного фонда (Приложение 10, стр.33-34).
Виды разрешенного использования территориальных зон 6 РЗ-3 и 6 ПЗ-2 не предусматривают ведения сельского хозяйства. Площадь зоны 6 РЗ-3 в границах контура 5 - 40724 кв.м. Площадь зоны 6 ПЗ-2 в границах контура 7 - 11511кв.м (Приложение 5, стр.17) (вопрос 3).
Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости https://rosreestr.ru справочная информация по объектам недвижимости, участок с кадастровым номером <данные изъяты> местоположение: <адрес>, является исходным участком для выдела участков в счет земельных долей участников коллективно-долевой собственности совхоза «Мстинский». Местоположение участков коллективно-долевой собственности совхоза «Мстинский» определено в проекте землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Мстинский» - чертеж проекта перераспределения земель. Контура 1, 2, 3 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> частично сформированы из земель коллективно-долевой собственности, общая площадь участков коллективно-долевой собственности - 63259кв.м (Приложение 5, стр.23-24). Контуры 4, 5, 6, 7 сформированы вне границ земельного участка коллективно-долевой собственности совхоза «Мстинский» (Приложение 5, стр.25-28). Площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 2264616 кв.м. Так как площадь земель коллективно-долевой собственности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет менее 3% есть основания полагать, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не является исходным при формировании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (вопрос 4).
Согласно материалам землеустроительной документации - проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Мстинский» земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> сформирован из земель постоянного (бессрочного) пользования в границах совхоза «Мстинский» (площадь земель коллективно-долевой собственности в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет менее 3%). Согласно чертежу проекта землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Мстинский», имеется наложение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на земли, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования совхоза «Мстинский» (по виду угодий леса) (вопрос 5).
Сопоставив сведения из государственного реестра недвижимости о местоположении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и местоположение участков лесного фонда Фировское лесничество Тверской области, установленное приказом Рослесхоза от 11 июля 2018 г. № 556 выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с землями лесного фонда;
контур 3: площадь пересечения 3183 кв.м, Фировское лесничество, Дятловское участковое лесничество, Белавинское урочище, квартал 108 (Приложение 10 стр.33);
контур 4: площадь пересечения 260 кв.м, Фировское лесничество, Красномайское участковое лесничество, Шлинское урочище, квартал 13 (Приложение 10 стр.34);
Пересечений границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с границами участков государственного лесного фонда Фировское лесничество Тверской области Красномайское участковое лесничество ЗАО «Мстинское» квартал 183, не выявлено (Приложение 10 стр.35) (Вопрос 6).
Для образования земельного участка в счет земельной доли (долей) и постановки его на государственный кадастровый учет, был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный: Тверская область, Вышневолоцкий район, в границах ЗАО «Мстинское», дата завершения кадастровых работ 20 июня 2019 г. Согласно сведениям, указанным в межевом плане, многоконтурный участок <данные изъяты>:ЗУ1 сформирован из земельного участка коллективно-долевой собственности с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земли сельскохозяйственного назначения. Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, выписка № 99/2019/275408563 от 30 июля 2019 г., дата присвоения участку кадастрового номера 11 июля 2019 г. В графе Особые отметки указано: «Граница I земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела 3.1, отсутствуют. Сведения, необходимые для заполнения раздела 3.2, отсутствуют». По какой причине земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет без координат границ, при проведении землеустроительной экспертизы не установлено. Следовательно, определить границы и местоположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес> при первоначальной постановке участка на кадастровый учет 11 июля 2019 г. не представляется возможным (Вопрос 7).
Для проведения кадастровых работ по выделению земельных участков в счет долей в праве общей долевой собственности, обязательным является подготовка Проекта межевания земельных участков (статья 13 ФЗ № 453 от 29 декабря 2010 г., ред. от 3 июля 2016 г.). Изучив Проект межевания, входящий в состав межевого плана от 20 июня 2019 г., выявлено отсутствие разделов Проекта межевания, указанных в Содержании Проекта. Отсутствуют раздел «Пояснительная записка», «Исходные данные», «Заключение кадастрового инженера». Определить на основании каких землеустроительных материалов и документов подготовлен Проект межевания, сформирован земельный участок, определено его местоположение и вычислена площадь не представляется возможным. Площадь образуемого земельного участка <данные изъяты>:ЗУ1 согласно Проекту межевания составила 2504178 кв.м. В Межевом плане, подготовленном на основании Проекта межевания, в разделе «Исходные данные» не указаны использованные при проведении кадастровых работ материалы землеустройства. Площадь образуемого участка <данные изъяты>:ЗУ1 также составляет 2504178 кв.м. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 30 июля 2019 г. № 99/2019/275408563 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленный на государственный кадастровый учет 11 июля 2019 г. (гражданское дело № 2-101/2020 том 1), площадь земельного участка составляет 2264616 кв.м. В разделе «Особые отметки» имеется запись: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.1 отсутствуют. Сведения необходимые для заполнения раздела 3.2 отсутствуют». В связи с отсутствием исходных материалов в Проекте межевания и межевом плане от 20 июня 2019 г., несовпадение основной характеристики земельного участка - площади и отсутствие в реестре недвижимости сведений о местоположении характерных точек границ земельного участка, есть основания полагать, что для первоначальной постановки участка на государственный кадастровый учет 11 июля 2019 г. использовались другие документы. Сведений о наличии других документов, на основании которых произведена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области не предоставлено. Определить имелась ли реестровая ошибка в сведениях о границах и местоположении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> при первоначальной постановке участка на кадастровый учет 11 июля 2019 г. не представляется возможным (Вопрос 8).
После анализа изученных материалов установлено, что в соответствии с межевым планом от 30 июля 2019 г. после уточнения границ и местоположения земельного участка, границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> соответствуют действующему законодательству - сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка имеются в государственном реестре недвижимости. По своему местоположению земельный участок расположен в границах бывшего совхоза «Мстинский». Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Мстинский», земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был сформирован из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего совхоза «Мстинский» (Вопрос 9).
Сопоставив местоположение земельного участка согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости и материалы землеустройства - проект землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Мстинский», с помощью специального программного обеспечения MaplnfoProfessional, было установлено, что в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> после уточнения его границ и местоположения на основании межевого плана от 30 июля 2019 г. вошли земли сельскохозяйственного назначения. Состав угодий по видам указан в ответе на вопрос № 2 (вопрос 10).
На текущую дату местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определены в соответствии с межевым планом, подготовленным в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, дата завершения кадастровых работ 30 июля 2019 г. В Заключении кадастрового инженера о причине проведения кадастровых работ указано, «границы земельного участка не установлены». В указанном межевом плане отсутствуют сведения об использованной землеустроительной документации, картографическом материале, метод определения координат - аналитический. Определить на основании каких документов было установлено местоположение и площади контуров земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и следовательно наличие или отсутствие реестровой ошибки не представляется возможным (вопрос 11).
При проведении землеустроительной экспертизы однозначно определить на основании какого межевого плана и проекта межевания произведена первоначальная постановка на государственный кадастровый учет земельного участка <данные изъяты>:ЗУ1, сформированного путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты> 11 июля 2019 г. не представляется возможным. На основании изученных документов, установлено, что уточненный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен вне границ участка общей долевой собственности с кадастровым номером <данные изъяты>. В связи с этим, есть основания полагать, что землеустроительные материалы - проект землеустройства (перераспределения) земель совхоза «Мстинский» Вышневолоцкого района Тверской области 1993 г. при проведении кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>», не использовались, в исходных данных они не указаны (вопрос 12) (Том 4 л.д.83-130).
Оценивая заключение судебной землеустроительной экспертизы по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Основанием для производства данной экспертизы явилось определение суда. Заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Эксперт Тверского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» Молчанова И.П., имеющая необходимое образование и соответствующую квалификацию, произвел подробное и обоснованное исследование представленных документов, составив мотивированное заключение.
При проведении судебной экспертизы в распоряжение эксперта были предоставлены все имеющиеся в материалах дела доказательства, которые им учитывались, что следует из текста заключения.
Эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Обстоятельств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, судом не установлено.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Молчанова И.П. выводы, изложенные в указанном заключении, поддержала. Также пояснила, что на текущую дату площадь земель коллективно-долевой собственности в границах земельного участкам с кадастровым номером <данные изъяты> составляет менее 3%. Рубка лесных насаждений произведена в 7 контуре спорного земельного участка, который не относится к коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское».
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> является многоконтурным земельным участком, состоящим из 7 контуров, расположенных в Сорокинском сельское поселение (контура 1, 2, 3), Лужниковском сельском поселении (часть контура 4), Борисовском сельском поселении (часть контура 4, контур 5); Коломенском сельском поселении (контура 6, 7). Земельный участок сформирован из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего совхоза «Мстинский». При этом образование (формирование) контуров 4,5,6,7 земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, произведено вне границ участка коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское». По виду угодий в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> при образовании (формировании) вошли земли: в границах контура 4: лесная растительность, заболоченные земли, земли населенных пунктов дополнительно переданные в ведение сельских, поселковых Советов (Коломенский сельский совет), водоохранная зона р. Шлина; в границах контура 5: земли населенных пунктов дополнительно переданные в ведение сельских, поселковых Советов (Коломенский сельский совет), водоохранная зона р. Шлина; в границах контура 6: заболоченная лесная растительность, кустарник, водоохранная зона оз. Бельское; в границах контура 7: лесная растительность, заболоченные земли, песчаный карьер. Имеется наложение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на земли, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования совхоза «Мстинский» (по виду угодий леса). Границы спорного земельного участка имеют пересечение с землями лесного фонда, а именно контур 3 площадь пересечения 3183 кв.м, контур 4 площадь пересечения 260 кв.м. Кроме того, в состав земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> включены территориальные зоны, не предусматривающие ведения сельского хозяйства.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе заключением судебной землеустроительной экспертизы, межевыми планами от 20 июня 2019 г., 30 июля 2019 г. в отношении спорного земельного участка, проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Мстинский (ЗАО, АО) 1993 г., генеральными планами сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области, публичной кадастровой картой, правилами землепользования и застройки Сорокинского, Борисовского, Коломенского сельских поселений Вышневолоцкого района Тверской области.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для выдела Корольковой М.Н. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель, предоставленных ЗАО «Мстинское» в постоянное бессрочное пользование, за пределами границ участка коллективно-долевой собственности ЗАО «Мстинское», а также для определения границ спорного земельного участка с нарушением действующего законодательства.
Таким образом, кадастровым инженером Старевым О.А. межевание проведено в отношении земельного участка, который не мог быть предоставлен Корольковой М.Н. и соответственно не подлежал передаче Смирнову В.Г. в собственность на основании указанных выше договоров купли-продажи.
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании незаконным выдела Корольковой М.Н. в счет земельной доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> признании межевания указанного земельного участка недействительным подлежащими удовлетворению.
Поскольку результаты межевания по формированию, установлению и уточнению границ на местности спорного земельного участка являются недействительными, данный земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).
Принимая во внимание, что выдел спорного земельного участка произведен с нарушением действующего законодательства, договоры купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:06:0000000:2026, заключенные 12 июля 2019 г. и 24 октября 2019 г. между Корольковой Мариной Николаевной и Смирновым Владимиром Георгиевичем, являются недействительными в силу их ничтожности.
В связи с признанием судом спорных сделок недействительными, право собственности Смирнова В.Г., возникшее на основании недействительных сделок, подлежит прекращению.
Судом установлено, что Смирновым В.Г. 23 августа 2019 г. заключен договор подряда на расчистку земель с/х назначения от древесно-кустарниковой растительности, мелколесья и деревьев, не входящих в лесной фонд, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Факт рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> подтверждается расчетом размера ущерба, ведомостью материально-денежной оценки лесосек, ведомостью материально-денежной оценки незаконной рубки на землях иных категорий, ведомостями перечета пней, составленными специалистами ГКУ «Фировское лесничество Тверской области» (Том 1 л.д.38-55, 155-159, 163-168, 172-176, 180-184).
Расчет размера ущерба, причиненного в результате рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», действующего на момент причинения вреда, и составляет 15826368 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу). Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Судом установлено, что ответчиком Смирновым В.Г. произведена незаконная рубка лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в отсутствие предусмотренных законом оснований для ее проведения.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что виновными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, ответчик Смирнов В.Г. причинил вред окружающей среде.
Представитель ответчика Андреев И.В. в ходе судебного разбирательства факт рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> не оспаривал.
Статьей 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, одним из которых является имущественная (гражданско-правовая) ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Таким образом, вред, причиненный вследствие нарушения лесного законодательства, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли вред в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
При этом, непривлечение виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.
Согласно статье 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за причинение вреда, наступающую как по общим основаниям ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ), так и по специальным основаниям и правилам возмещения вреда, установленным природоохранным законодательством, Лесным кодексом Российской Федерации.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч.3 ст.100 ЛК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 100 ЛК РФ особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» установлен порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - вред), включая таксы и методику возмещения вреда.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона № 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец (п.13).
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (п.14).
Представителем ответчика в ходе судебного разбирательства размер материального ущерба, причиненного окружающей среде, не оспорен, доказательств, подтверждающих иной размер причиненного ущерба, не представил.
С учетом изложенного, при определении размера ущерба, причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений, суд руководствуется расчетом ГКУ «Фировское лесничество Тверской области», произведенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».
В соответствии с пунктом 3 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Установленные судом обстоятельства, связанные с выделением спорного земельного участка, его межеванием, проведением ответчиком Смирновым В.Г. рубки лесных насаждений на спорном земельном участке в отсутствие предусмотренных законом оснований, суд расценивает как злоупотребление правом. В связи с чем основания для уменьшения размера возмещения вреда судом не установлены.
В соответствии с частью 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, незаконная рубка лесных насаждений имела место на земельном участке, расположенном в границах муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ».
Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 15826368 руб. подлежит взысканию со Смирнова В.Г. в пользу бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ».
Заявленные прокурором требования о признании выдела земельного участка незаконным, признании межевания незаконным, признании договоров купли-продажи земельного участка недействительными, признании отсутствующим права собственности и взыскании материального ущерба к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области удовлетворению не подлежат.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, иск подлежит удовлетворению, с ответчика Смирнова В.Г. в доход бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 60000 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ», Российской Федерации и неопределенного круга лиц (в порядке статьи 45 ГПК РФ), к Корольковой Марине Николаевне, Смирнову Владимиру Георгиевичу о признании выдела земельного участка незаконным, признании межевания незаконным, признании договоров купли-продажи долей в праве собственности на земельный участок недействительными, признании отсутствующим права собственности и взыскании материального ущерба удовлетворить.
Признать незаконным выдел Корольковой Марине Николаевне в счет земельной доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, ЗАО «Мстинское».
Признать незаконным межевание земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительным договор купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> <адрес> заключенный 12 июля 2019 г. между Корольковой Мариной Николаевной и Смирновым Владимиром Георгиевичем.
Признать недействительным договор купли-продажи доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <адрес> заключенный 24 октября 2019 г. между Корольковой Мариной Николаевной и Смирновым Владимиром Георгиевичем.
Признать отсутствующим у Смирнова Владимира Георгиевича право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать со Смирнова Владимира Георгиевича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в пользу бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» ущерб, причиненный окружающей среде, в сумме 15826368 (пятнадцать миллионов восемьсот двадцать шесть тысяч триста шестьдесят восемь) рублей.
Данное решение является основанием для снятия земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с кадастрового учета.
В удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании выдела земельного участка незаконным, признании межевания незаконным, признании договоров купли-продажи долей в праве собственности на земельный участок недействительными, признании отсутствующим права собственности и взыскании материального ущерба отказать.
Взыскать со Смирнова Владимира Георгиевича, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в пользу бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» государственную пошлину в сумме 60000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Меры по обеспечению иска сохранить до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Белякова
УИД 69RS0006-01-2019-000861-80
Дело № 2-101/2020