НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вышневолоцкого городского суда (Тверская область) от 19.12.2017 № 2А-1462/2017

Дело №2а -1462/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2017 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при секретаре Завьяловой Е.Ю.,

с участием административного истца Разгулова В.В.,

представителя административного истца Волкова В.Н.,

представителя административных ответчиков Смирновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Разгулова Валерия Валентиновича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориальному отделу социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, Филиалу ОАО Росэнергоатом «Калининская атомная станция» о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, о признании недействительным удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича; о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными; об обязании исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

установил:

Разгулов Валерий Валентинович обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, просил признать действия – ответ ГКУ «Центр социальной поддержки населения» <№> от <дата> об отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг незаконными и обязать устранить допущенные нарушения прав административного истца.

В обоснование административного иска указал, что в период работы на Калининской атомной станции в г.Удомля Тверской области он был направлен для ликвидации последствий аварии на Чернобыльскую АЭС, где выполнял работы с 22.04.1988 года по 26.04.1988 года в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) в измененных условиях труда на работах по объекту «Укрытие».

В течение 4-х дней он выполнял работы в зоне отчуждения на объекте «Укрытие» между реакторами. Работа заключалась в проверке приборами и обнаружении утечек гамма, бета, альфа излучений в трубопроводах. По обнаружении утечек прибывали специалисты и ликвидировали, то есть производили сварочные работы. При выполнении работ получена доза радиации значительно превышающая норму. Именно этим обосновывается кратковременность командировки.

С <дата> он работает в специальном отряде ведомственной охраны в филиале <данные изъяты>. На протяжении всего времени работы ему ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС длительностью 14-ть календарных дней. <дата> по месту работы он обратился с заявлением и руководителем был вручен приказ о предоставлении дополнительного отпуска. Приказ о предоставлении дополнительного отпуска он как и ранее передал в ТОСЗН г.Вышнего Волочка. Однако в предоставлении отпуска на личном приеме было отказано. <дата> он обратился с письменным заявлением - претензией. В полученном ответе административный ответчик, со ссылкой на Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» было без объяснения причин отказано в предоставлении ранее предоставляемых льгот как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Считает, что действия административного ответчика незаконны, противоречат Закону РФ от 15.05.1991 года №1244-1 и нарушают его права и законные интересы. Закон РФ от 15.05.1991 года №1244-1 в статье 3 предусматривает, что «Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданин Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору». В статье 13 Закона РФ определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. Статьей 13 Закона РФ в п. 3 предусматривается, что «...граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие "... ». Статьей 13 Закона РФ в п. 4 предусматривается, что «граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации на других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения». Статьей 13 Закона РФ в п. 5 предусматривается, что «граждане, занятые на работах в зоне отчуждения». Статья 14 Закона РФ предусматривает возмещение вреда и меры социальной поддержки категориям граждан. В п.3 предусматривается компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%; в пункте 5 - использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14-ть календарных дней. Статьей 15 Закона РФ уточняется каким категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки и в п.3 указывается: «Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: 1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз; 2) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа». Административный ответчик в ответе от <дата> за <№> почему-то признает выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% п.6.ст.14; п.4 ст.14; п.7, ст.14; п.8 ст.14 и так далее. Однако п.5 ст.14 отрицает и в дополнительном оплачиваемом отпуске в 14-ти календарных днях отказывает. Закон РФ разъясняет, что «Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления». Административному ответчику известно, что ему как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдано удостоверение участника ликвидации <№> от <дата> и вручен нагрудный знак. Кроме того, и в статье 16 Закона РФ устанавливается, что « гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск».

Определением Вышневолоцкого городского суда от 08 декабря 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Территориальный отдел социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области.

В судебном заседании 08 декабря 2017 года от административного истца Разгулова В.В. поступили уточнения административных исковых требований. Согласно уточненным административным исковым требованиям, административный истец просил признать удостоверение <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича недействительным. Признать действия Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными и обязать исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Принять по делу частное определение в соответствии с ст.200 КАС РФ в отношении виновных лиц государственных органов и Филиала ОАО «Концерна Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля с учетом правовой позиции КС РФ, выраженной в Определении от 29.09.2011 года №1316-0-0 и п.31 Постановления ПВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Из представленных письменных пояснений по делу и уточнения административных исковых следует, что в процессе судебного заседания 05.12.2017 административным ответчиком было представлено возражение на исковое заявление. Из возражения следовало, что ему отказано в мерах социальной защиты с августа 2017 года в связи с тем, что меры социальной поддержки ему предоставляются в соответствии с ст.13 п.4 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 и при этом указывают о наличии у него удостоверения <№> от <дата>. Аналогичный ответ он получил на обращение с заявлением. Но нет ответа ни в заявлении, ни в судебном заседании на вопрос: почему ему ранее предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск 14-ть дней, а с августа 2017 года отказывают. Причин не объясняется, ссылок на изменение в законодательстве не делается. Кроме того, и в статье 16 Закона РФ устанавливается, что «гражданам (в том числе временно направленным или командированным), указанным в пункте 5 части первой статьи 13 настоящего Закона, устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск». Однако и на эти меры социальной поддержки в части предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска в возражениях на исковые требования не предоставляется ответа. Истец поясняет суду, что как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ему выдано удостоверение участника в ЛПА-ЧАЭС <№> от <дата> на Калининской АЭС и вручена медаль за выполнение работ в командировке в период с 22.04.1988 года по 26.04.1988 года в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения), в измененных условиях труда. Как специалист он выполнял работы на объекте «Укрытие» внутри защитного сооружения 4-ого энергоблока в качестве дефектоскописта рентгено, гаммаграфирования в группе технического контроля по обнаружению и проведению ремонта. На объект ему выдавался наряд допуск, пропуск, на котором был рисунок «будёновки», шифр «Шлем». Приобщена справка о полученных дозах облучения и в период возвращения из командировки она была больше почти в 4 раза больше, чем в предыдущие годы. Получением повышенных доз облучения объясняется 5-ти дневная командировка и награждение медалью. На выданном в <дата> удостоверении был оттиск печати «Укрытие». При прохождении воинской службы на контрактной основе в «горячей» точке механиком водителем, его автомобиль был подбит, горел, он получил ожоги, сгорела одежда и с ней удостоверение. По обращении в Министерство социальной защиты Тверской области ему <дата> выдано удостоверение участника ЛПА-ЧАЭС <№>, но без штампа «Укрытие». Удостоверение им получалось в г.Вышнем Волочке Тверской области. При получении он обратил внимание на недействительность удостоверения, то есть не только не было штампа «Укрытие», но и отсутствие штампа «Дубликат». На его обращения в соцзащиту предлагали предоставить копию командировочного удостоверения с Удомельской АЭС. Его неоднократные обращения на Удомельскую АЭС в предоставлении командировочного удостоверения отказывали и предлагали обращаться в архивы за получением сведений. В этот период Вышневолоцким ТОСЗН дополнительные отпуска оплачивались. Истец полагает, что удостоверение, выданное Министерством социальной защиты населения по Тверской области <№> от <дата> года недействительно по следующим основаниям. Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п.3 Приказа Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее - уполномоченные органы); органами в сфере социальной защиты населения;...». Из пункта 4 следует «Для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям №1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;...». Пункт 6 устанавливает: «Документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986- 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;». Пункт 10 Приказа устанавливает: «В удостоверении указывается фактический год участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе при оформлении удостоверения со штампом "Укрытие"...». Из пункта 14 следует: «Граждане, которым ранее были оформлены и выданы удостоверения, имеют право на переоформление удостоверения при наличии оснований, подтверждаемых документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, для установления им статуса, дающего право на возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки в большем объеме, а также на получение дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты по форме согласно приложению №4 к настоящему Порядку.» Пункт 15 устанавливает: «Оформление и выдача дубликата удостоверения производится уполномоченными органами. При этом в левой части удостоверения ставится штамп "Дубликат", ниже делается надпись черными чернилами - "Выдан взамен удостоверения серии __N..." и заверяется печатью уполномоченного органа. Дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в пункте 4 и 6 Порядка. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается гражданином по месту получения дубликата удостоверения». Пункт 16 устанавливает: Уполномоченные органы ведут учет обратившихся к ним граждан за получением удостоверений, формируют персонифицированные базы данных о выдаче гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выписки из которых ежеквартально в электронном виде представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выписка из персонифицированной базы данных должна содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество гражданина; дату рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; адрес постоянного места жительства; реквизиты удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; реквизиты документов (при наличии), являющихся основанием для выдачи данного удостоверения. Материалы по учету оформленных и выданных удостоверений, а также документы, послужившие основанием для выдачи удостоверения гражданам, хранятся в уполномоченных органах постоянно». Истец прилагает копию выданного удостоверения и образцы удостоверений в соответствии с Приказом МЧС РФ. Из вышеуказанного следует, что удостоверение участника ЛПА-ЧАЭС выдается на основании, в числе других оснований, командировочного удостоверения в соответствии с имеющимися в нем отметками о характере выполняемой работы в командировке на ЧАЭС или на основании ранее выданного удостоверения, но с отметкой «Дубликат». Командировочное удостоверение <№> от <дата> и сведения о выдаче удостоверения <№> от <дата> должны храниться в течение 75-ти лет. В соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 06.10.2000 года (в редакции от 27.10.2003г.), установлены сроки хранения документов касающихся производств с вредными условиями труда (списки 1, 2), табели, приказы, наряды работников вредных профессий, списки работников, уходящих на льготную пенсию, хранятся 50, 75 лет (ч.3 ст.91 ТК РФ, Постановление СМ СССР от 26.01.1991 года №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей, показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»). В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации», Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Он уверен в том, что все документы, в том числе и командировочное удостоверение и сведения о выдаче удостоверения от <дата> должны иметься и храниться в Филиале ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля. Министерство социальной защиты населения Тверской области при выдаче дубликата удостоверения должны были руководствоваться архивными сведениями и в том числе сведениями из архива ОАО «Концерна Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля. Предполагает, что эти действия Министерством социальной защиты населения Тверской области и были совершены, но таковых архивных сведений на КАЭС не имеется, то есть архива в отношении него не сохранилось по неизвестным ему причинам или КАЭС их не желает предоставлять. Доказательством этого является решение Удомельского городского суда Тверской области по делу №2-485/17 от 25.10.2017г. он обращался с иском о предоставлении для обозрения командировочного удостоверения <№> от <дата> и предоставить его копию, из которого будет следовать о выполнении в командировке на ЧАЭС работы на объекте «Укрытие». В мотивировочном решении судом указано: «Представитель ответчиков ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что его организация не может предоставить требуемый документ, так как срок хранения командировочного удостоверения составляет 5 лет, по истечении которого оно было уничтожено». Однако когда уничтожено, каким документом проведено уничтожение, в суд не представлено. Судом в мотивированном решении указано: «Согласно ответу на запрос суда, предоставить командированное удостоверение <№> от <дата> ответчиком- филиалом ОАО «Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» не представляется возможным ввиду его отсутствия, поскольку истек срок его хранения». Ответчик Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения» мотивирует отказ в восстановлении мер социальной поддержки в связи с тем, что он имеет право на меры социальной поддержки в связи с п.4 ст.13 Федерального Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 на основании удостоверения <№> от <дата>. Административный истец считает это удостоверение недействительным в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н.

Определением Вышневолоцкого городского суда от 08 декабря 2017 года уточненные исковые требования Разгулова Валерия Валентиновича о признании недействительным удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича; о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав приняты к производству. К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Тверской области и Филиал ОАО Росэнергоатом «Калининская атомная станция» г. Удомля Тверской области.

В судебном заседании административный истец Разгулов В.В. и его представитель Волков В.Н. административный иск поддержали дали пояснения, аналогичные указанным в административном иске, в письменных пояснениях и уточненном административном иске.

Представитель Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориального отдела социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области Смирнова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Представила два аналогичных отзыва от ГКУ ТО «ЦСПН» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области и ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, согласно которым административные ответчики не согласны административным иском по следующим обстоятельствам. Разгулов В.В. впервые обратился в отдел социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области в <дата>, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году (удостоверение <№> от <дата>), ему была назначена денежная компенсация за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Однако Разгулов Валерий Валентинович, согласно выданному удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988году (ст.13 п.4 закона РФ №1244-1), имеет право на следующие меры социальной поддержки по следующим основаниям; п.2,4,6,7,9,-12 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: п.2 обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз; п.4 доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; п.6 выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт; п.7 преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; п.9 внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; п. 10 обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; п.12 внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации; п.14 преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме. Кроме того, гарантируются: 1) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время; 2) преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы). Из выше перечисленного следует, что денежная компенсация за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и меры социальной поллержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ему не предусмотрены законодательством. В связи с выявленной ошибкой специалиста в назначении компенсация за ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, с января 2017 года выплата прекращена. Меры социальной поддержи по оплате жилищно-коммунальных услуг не назначались и не выплачивались. В пояснении к исковым требованиям Разгулов В.В., ссылается на пункт 5 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому устанавливается повышенная оплата труда, сокращенный рабочий день и дополнительный оплачиваемый отпуск, но этот пункт согласно системы КонсультанПлюс Комментарий к Закону РФ от 15.05.1991 г №1244-1, разъясняет, что в п.5 ст.13 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» речь о гражданах, занятых на работах в зоне отчуждения в настоящее время.

Представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика. Ходатайство стороны административного истца о признании судом явки представителя административного ответчика обязательной судом отклонено, поскольку отсутствуют основания для признания явки представителя административного ответчика обязательной и отложения судебного разбирательства. Из представленного отзыва следует, что Министерство социальной защиты населения Тверской области не может согласиться с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям. Согласно пункту 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задание (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

Документами, подтверждающими участие в работах по объекту «Укрытие» (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных: выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте «Укрытие», и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива; выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «Укрытие»; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте «Укрытие»; пропуска для прохода на объект «Укрытие» для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по 31 декабря 1988 года с шифром «Шлем» (рисунок «буденовки»); с 1 января 1989 года с шифром «Тубус» (рисунок микроскопа); с 1 января 1989 года по пропускам 3 группы и временным с шифром «Птица» (рисунок птицы с поднятыми крыльями); справка о времени работы на объекте «Укрытие», табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте «Укрытие», справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте «Укрытие», выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром «Укрытие» Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).

Документы, перечисленные в абзацах 13 (кроме пропусков), 14 пункта 6, должны быть заверены гербовой печатью администрации Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо ПО «Комбинат», либо их соответствующими службами, выдавшими эти документы.

Под работами в 1988-1990 годах по объекту «Укрытие» понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск по охране объекта «Укрытие» на постах №№ 15-19, работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта «Укрытие» по периметру, ограниченному указанными постами.

Согласно представленным документам, Разгулов В.В. относится к категории граждан, указанных в пункте 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988-1990 годах службу в зоне отчуждения.

Документов, подтверждающих факт участия Разгулова В.В. в работах по объекту «Укрытие» нет. Исходя из этого, нет основания для отнесения его к категории граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 вышеназванного Закона.

Полагают, что категория истцу определена правильно. Удостоверение выдано в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на меры социальной поддержки предусмотренные пунктами 2,4,6,7,9,10,12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона, а именно: выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа; доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации; преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.

Кроме того, Разгулову В.В. гарантируется: использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время; преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы); постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Меры социальной поддержки по получению дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, а также компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов для данной категории граждан не предусмотрены. Просили отказать в удовлетворении заявленного административного иска.

Представитель Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика. Ходатайство стороны административного истца о признании судом явки представителя административного ответчика обязательной судом отклонено, поскольку отсутствуют основания для признания явки представителя административного ответчика обязательной и отложения судебного разбирательства. Из представленного отзыва следует, что предъявленные в административном исковом заявлении требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По первому требованию (о признании удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича недействительным) статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен перечень дел, подлежащих рассмотрению в рамках административного судопроизводства. Заявленное требование отсутствует в данном перечне, поэтому не может быть рассмотрено в рамках административного судопроизводства. По второму требованию (признать действия Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконным и обязать исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС) исходя из заявленных требований административного истца и возражений, представленных ответчиком следует, что истец обращался к ответчику за установлением дополнительных гарантий и льгот, которые не предоставляются лицу, имеющим статус, установленный удостоверением <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС. Учитывая, что истец предоставлял ответчику для установления гарантий и льгот ранее выданное удостоверение, то отказ в предоставлении дополнительных гарантий и льгот, которые не предоставляются лицу, имеющим статус, установленный удостоверением <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС является правомерным. Документов об обращении за выдачей нового удостоверения, истцом не представлено, также как, и не приведены доказательства необходимости его повторной выдачи. Ссылка истца о том, что он во время командирования в 30-ти километровую зону Чернобыльской АЭС (зону отчуждения) выполнял работы на объекте «Укрытие» не находит документального подтверждения ни в прилагаемых к исковому заявлению документа, ни в ранее рассматриваемых судебных делах. Доказательством данного факта является решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 21.01.2016 по делу № 2-17/2016 оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда по делу № 33-1846. Кроме того, документы, подтверждающие нахождение истца на объекте «Укрытие» во время нахождения в командировке в 30-ти километровую зону Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения) отсутствуют на Калининской АЭС. Данный вопрос рассматривался Удомельской межрайонной прокуратурой Тверской области. Срок хранения архивных документов установлен Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558, за пределами которых обязанности у организаций хранить документы отсутствуют. Решением Удомельского городского суда Тверской области от 25.10.2017 оставлено без удовлетворения исковое заявление В.В. Разгулова об обязании предоставить оригинал командировочного удостоверения <№> от <дата> на имя В.В. Разгулова, а также предоставить его копию. Также, обращают внимание, что в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006 документами, подтверждающими участие в работах по объекту «Укрытие» (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных: выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте «Укрытие» и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива; выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «Укрытие»; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте «Укрытие»; пропуска для прохода на объект «Укрытие» для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по 31 декабря 1988 года с шифром «Шлем» (рисунок «буденновки»); с 1 января 1989 года с шифром «Тубус» (рисунок микроскопа); с 1 января 1989 года по пропускам 3 группы и временным с шифром «Птица» (рисунок птицы с поднятыми крыльями); справка о времени работы на объекте «Укрытие», табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте «Укрытие», справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте «Укрытие», выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром «Укрытие» Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова). Перечисленные документы должны быть заверены гербовой печатью администрации Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо ПО «Комбинат», либо их соответствующими службами, выдавшими эти документы. Данные документы истец не предоставлял, поэтому факт работы истца на объекте «Укрытие» не подтвержден определенными действующим законодательством РФ документами. По третьему требованию, учитывая, что нарушения прав административного истца отсутствуют, также как и нарушения действующего законодательства РФ, основания для вынесения частного определения отсутствуют. Просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Часть 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

В соответствии с п.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определяются категории граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к таковым в частности относятся 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы; 3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений; 4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения; 5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения.

Из личного дела Разгулова Валерия Валентиновича следует, что он относится к категории граждан, принимавших в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, указанных в п.4 ст.13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Разгулов В.В. имеет право на меры социальной поддержки предусмотренные пунктами 2,4,6,7,9,10,12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона, а именно: выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа; доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности; преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации; внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках; обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию; внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации; преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме.

Кроме того, Разгулову В.В. гарантируется: использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время; преимущественное вступление в гаражно-строительные кооперативы и садоводческие товарищества (кооперативы); постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по получению дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней для данной категории граждан не предусмотрены.

Из личного дела Разгулова В.В. следует, что Распоряжением руководителя ТОСЗН г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района <№> от <дата> Разгулову В.В. была назначена выплата по Ежегодному оплачиваемому отпуску. Распоряжением руководителя ТОСЗН г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района <№> от <дата> Разгулову В.В. была назначена выплата по Ежегодному оплачиваемому отпуску. Распоряжением руководителя ТОСЗН г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района от <дата> Разгулову В.В. была прекращена выплата по Ежегодному оплачиваемому отпуску с 01.01.2017 года, так как не положено по законодательству. В письменных объяснениях по делу ТОСЗН г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района указывает, что выплата Разгулову В.В. по Ежегодному оплачиваемому отпуску 2015,2016 г.г. производилась в связи с ошибкой специалиста, с 2017 года выплаты прекращены.

Оценивая данные действия ТОСЗН г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района об отказе Разгулову В.В. в мерах социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы в виде получения дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, по прекращению выплаты по ежегодному оплачиваемому отпуску, суд признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориальному отделу социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, следует отказать.

Из представленных письменных пояснений по делу и уточнения административных исковых требований Разгулова В.В. следует, что ему отказано в мерах социальной защиты с августа 2017 года в связи с тем, что меры социальной поддержки ему предоставляются в соответствии с ст.13 п.4 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 и при этом указывают о наличии у него удостоверения <№> от <дата>. Как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ему выдано удостоверение участника в ЛПА-ЧАЭС <№> от <дата> на Калининской АЭС за выполнение работ в командировке в период с 22.04.1988 года по 26.04.1988 года в пределах 30-ти километровой зоны Чернобыльской АЭС (зоны отчуждения), в измененных условиях труда. Как специалист он выполнял работы на объекте «Укрытие» внутри защитного сооружения 4-ого энергоблока в качестве дефектоскописта рентгено, гаммаграфирования в группе технического контроля по обнаружению и проведению ремонта. На объект ему выдавался наряд допуск, пропуск, на котором был рисунок «будёновки», шифр «Шлем». Приобщена справка о полученных дозах облучения. На выданном в 1991 году удостоверении был оттиск печати «Укрытие». Впоследствии удостоверение от 1991 года было им утрачено.

Рассматривая административные исковые требования Разгулова Валерия Валентиновича к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» о признании удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича недействительным, о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области незаконными и обязать исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. № 727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», принять по делу частное определение, суд приходит к следующему.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 727/831/165н (Далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям № 1 или № 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел «Сведения о работе») с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задание (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы «Прохождение учебных сборов» и «Особые отметки») с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

Документами, подтверждающими участие в работах по объекту «Укрытие» (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных: выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте «Укрытие», и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива; выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект «Укрытие»; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте «Укрытие»; пропуска для прохода на объект «Укрытие» для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по 31 декабря 1988 года с шифром «Шлем» (рисунок «буденовки»); с 1 января 1989 года с шифром «Тубус» (рисунок микроскопа); с 1 января 1989 года по пропускам 3 группы и временным с шифром «Птица» (рисунок птицы с поднятыми крыльями); справка о времени работы на объекте «Укрытие», табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте «Укрытие», справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте «Укрытие», выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром «Укрытие» Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).

Документы, перечисленные в абзацах 13 (кроме пропусков), 14 пункта 6, должны быть заверены гербовой печатью администрации Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо ПО «Комбинат», либо их соответствующими службами, выдавшими эти документы.

Под работами в 1988-1990 годах по объекту «Укрытие» понимаются все работы внутри защитного сооружения 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС независимо от времени пребывания в нем и полученной дозовой нагрузки, а также практическое несение боевой службы военнослужащими внутренних войск по охране объекта «Укрытие» на постах №№ 15-19, работы по контролю за несением службы, уровнем дозовых нагрузок на постах и проверке инженерно-технических средств охраны объекта «Укрытие» по периметру, ограниченному указанными постами.

Из представленного личного дела и копии удостоверения Разгулова В.В. усматривается, что Разгулову Валерию Валентиновичу Министерством социальной защиты населения Тверской области <дата> выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году <№>.

Оценивая действия Министерства социальной защиты населения Тверской области, суд признает данные действия соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Административным истцом не представлено письменных документов, подтверждающих факт участия Разгулова В.В. в работах по объекту «Укрытие». Доводы административного истца о том, что ему выдано было удостоверение участника в ЛПА-ЧАЭС <№> от <дата> подтверждающее факт участия Разгулова В.В. в работах по объекту «Укрытие», на выданном в <дата> удостоверении был оттиск печати «Укрытие» не подтверждаются представленными материалами дела. Довод о том, что документы, в том числе и командировочное удостоверение и сведения о выдаче удостоверения от <дата> должны иметься и храниться в Филиале АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля, опровергаются представленным отзывом административного ответчика Филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция», согласно которому указанные сведения не сохранились и не подлежат длительному хранению. Довод административного истца о том, что Министерство социальной защиты населения Тверской области при выдаче дубликата удостоверения должно было руководствоваться архивными сведениями и в том числе сведениями из архива Филиала АО «Концерна Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» г.Удомля судом не принимается, так как Министерство социальной защиты населения Тверской области при выдаче удостоверения Разгулову В.В. должно было руководствоваться и руководствовалось Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Относительно довода административного ответчика Филиала АО «Концерна Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» том, что требование Разгулова В.В. о признании недействительным удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суд с данным доводом не соглашается, поскольку требование о признании недействительным удостоверения является способом восстановления нарушенного права административного истца по административному иску о признании незаконными действий Министерству социальной защиты населения Тверской области по выдаче удостоверения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» о признании недействительным удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича; о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области по выдаче удостоверения <№> от <дата> участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу незаконными; об обязании исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», следует отказать.

В соответствии с п.1 ст.200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Поскольку административные исковые требования удовлетворению не подлежат, основания для вынесения частного определения по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Территориальному отделу социальной защиты населения города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области, о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в мерах социальной поддержки по оплате дополнительного отпуска и жилищно-коммунальных услуг и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Разгулова Валерия Валентиновича к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Филиалу АО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атомная станция» о признании недействительным удостоверения <№> от <дата> участника ЛПА-ЧАЭС Разгулова Валерия Валентиновича; о признании действий Министерства социальной защиты населения Тверской области по выдаче удостоверения <№> от <дата> участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу незаконными; об обязании исправить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения участнику ЛПА-ЧАЭС Разгулову Валерию Валентиновичу в соответствии с Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. №727/831/165н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (25 декабря 2017 года).

Председательствующий Р.Ю. Некрасов