НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Вышневолоцкого городского суда (Тверская область) от 15.10.2021 № 2А-858/2021

Дело № 2а –858/2021

Решение

Именем Российской Федерации

15 октября 2021 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Карпунец О.Н.,

с участием представителей административного истца (административного ответчика) Мошовец Р.А., Громовой Я.И.,

представителей административных соответчиков (административного истца) Чашина С.Ю., Осипова С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Казанчян Соны Овнатановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании незаконным и отмене решения №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, признании незаконным и отмене решения Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021, и по административному иску Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян Соне Овнатановне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней, штрафа,

установил:

Казанчян С.О. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании незаконным и отмене решения №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, признании незаконным и отмене решения Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021.

В обоснование административного иска указано, что решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области от 12 марта 2021 г. №511 Казанчян С.О. была привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 119 НК РФ (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета) в виде штрафа в размере 1979 рублей, ч. 1 ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) в идее штрафа в размере 7917 рублей, в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц за 2019 год, полученного в результате продажи недвижимого имущества. Также налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 633341 рублей и пени в размере 21591,65 рублей. Основанием для принятия указанного решения послужили выводы Инспекции, сделанные по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации о несвоевременном представлении Казанчян С.О. в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год и о неправомерном занижении налоговой базы для исчисления налога в нарушение положений п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020), в общем размере 4 871 855,75 рублей, в связи с продажей земельного участка и здания магазина. Административным истцом была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС по Тверской области, которая решением от 23 апреля 2021 г. №08-11/116 оставлена без удовлетворения. Административный ответчик не согласен с выводами налогового органа в части размера налоговой базы для исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Спор возник по поводу определения размера налоговой базы по НДФЛ в отношении следующего имущества: магазина (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка под зданием магазина (кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес>. Объекты приобретены административным истцом на основании договора купли-продажи от 04.04.2018 за 500000 рублей. Согласно договору купли-продажи от 01.04.2019 здание было продано ФИО1 за 500000 рублей. 31.07.2020 Казанчян С.О. представила в Инспекцию первичную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год с указанием дохода от реализации нежилого здания магазина и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в сумме 500000 рублей, с заявленным имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 2 п.2 ст. 220 НК РФ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере 500000 рублей. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет на основании первичной налоговой декларации, составила 0 рублей. Согласно сведениям, полученным из Управления Росреестра по Тверской области, кадастровая стоимость нежилого здания магазина по состоянию на 01.01.2019 и на момент вынесения оспариваемого решения от 12.03.2021 №511 определена в размере 7480178,78 рублей, земельного участка – 193900,85 рублей. Поскольку доход налогоплательщика от продажи недвижимого имущества меньше кадастровой стоимости земельного участка и здания магазина по состоянию на 01.01.2019 (7674079,63 рублей), умноженной на понижающий коэффициент 0,7, то в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ в целях налогообложения НДФЛ от продажи указанных объектов должна приниматься кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2019 г., умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то есть в размере 5371855,75 рублей. Таким образом, сумма доначислений по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации составила 633341 рублей (5371855,75 руб. – 500000 руб.) х 13%. Вместе с тем, налоговым органом не было учтено следующее. Согласно решению комиссии о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области №6 от 04 марта 2021 кадастровая стоимость спорного здания установлено на дату ее определения, т.е. на 02.06.2011 в размере 1 420 000 рублей. Кадастровая стоимость является базовой величиной, на основании которой определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц. Согласно ч. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Налоговое законодательство не регулирует отношения, связанные с оспариванием и применением кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения споров о результатах ее определения. Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость. В силу ст. 3 Федерального закона №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Согласно ч. 5, 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении Казанчян С.О. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени является незаконным. На основании изложенного просила признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении Казанчян С.О. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и размера пени.

В окончательной редакции административного иска административный истец (административный ответчик) Казанчян С.О. просила суд признать незаконными и отменить решение №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, а также решение Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021, принятое по результатам рассмотрения ее жалобы.

После предъявления вышеназванного административного иска и возбуждения по нему административного дела в суд с административным иском обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области, в котором просила вынести решение о взыскании с налогоплательщика Казанчян Соны Овнатановны задолженности в сумме 664828,65 рублей, в том числе, по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 633341 рубля, пеней в сумме 21591,65 рублей, штрафа по п. 1 ст. 119НК РФ в сумме 1979 рублей и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 7917 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Казанчян С.О. представила в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год с нарушением установленного НК РФ срока. В соответствии со ст. 88 НК РФ Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт налоговой проверки от 12.11.2020 №2301. После рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 12.03.2021 №511 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 633341 рублей, пени по налогу в сумме 21591,65 рублей, и штраф в сумме 9896 рублей. На данное решение Казанчян С.О. представлена апелляционная жалоба. При рассмотрении жалобы Управление ФНС России по Тверской области вынесло решение от 23.04.2021 №08-11/116, в котором решение Инспекции от 12.03.2021 №511 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. МРИ ФНС России №3 по Тверской области в соответствии со ст. 69 НК РФ направила требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов от 26.04.2021 №5256. Данное требование до настоящего времени не исполнено. 08 июня 2021 г. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №12 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пеням и штрафу в общей сумме 664828,65 рублей. Судебным приказом мирового судьи судебного участка №12 Тверской области от 18 июня 2021 г. с Казанчян С.О. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пеням и штрафу в общей сумме 664828,65 рублей. Поскольку мировому судье судебного участка №12 Тверской области от Казанчян С.О. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от 06 июля 2021 г. судебный приказ о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по налогу, пеням и штрафу, отменен.

Определением суда административные дела по вышеназванным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Административный истец (административный ответчик) Казанчян С.О. в судебное заседание не явилась, ее интересы по доверенности представляли Мошовец Р.А. и Громова Я.И., которые в судебном заседании административный иск Казанчян С.О. поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям, с учетом уточнений. Административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области не признали. Представитель Мошовец Р.А. пояснил, что в Инспекцию от имени Казанчян С.О. представлена уточненная налоговая декларация, по которой сумма налога на доходы физических лиц исчислена и уплачена, исходя из установленной рыночной стоимости отчужденного недвижимого имущества.

Представитель административного ответчика (административного истца) Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области Чашин С.Ю. в судебном заседании административный иск Казанчян С.О. не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян С.О. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019, пеням и штрафам поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что в настоящее время по уточненной налоговой декларации проводится камеральная проверка, в связи с чем учесть платежи, произведенные Казанчян С.О. в счет уплаты НДФЛ невозможно.

Из письменных возражений административного ответчика (административного истца) Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области следует, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по форме 3-НФДФл за 2019 год, представленной 31.07.2020 налогоплательщиком Казанчян С.О. По результатам проверки составлен акт налоговой проверки и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7917 рублей ( с учетом смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа снижен в 16 раз), по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1979 рублей. Такое решение принято с учетом доначисления налога на доходы физических лиц в размере 633341 рублей, пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 21591,65 рублей, основанием для чего послужили выводы Инспекции о несвоевременном предоставлении Казанчян С.О. в налоговый орган декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год и о неправомерном занижении налоговой базы для исчисления НДФЛ в нарушение положений п. 5 ст. 217.1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) в общем размере 4871855,75 рублей, в связи с продажей земельного участка и здания магазина. Решением УФНС России по Тверской области от 23.04.2021 №08-11/116 решение Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.03.2021 №511 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Казанчян С.О. – без удовлетворения. Оспаривая решение Инспекции, административный истец считает его незаконным в части определения размера доначисленного НДФЛ и размера пени, мотивируя тем, что кадастровая стоимость здания магазина завышена, поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Тверской области от 04.03.2021 №6 кадастровая стоимость здания магазина определена в размере 1420000 рублей по состоянию на 02.06.2011. Инспекция считает заявленные налогоплательщиком требования необоснованными и не подлежащими по следующим основаниям. В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделка), а также о владельцах недвижимого имущества предоставляются в налоговый орган органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Таким образом, налоговые органы руководствуются сведениями, полученными в соответствии со ст. 85 НК РФ. Первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год Казанчян С.О. представлена в Инспекцию 31.07.2020 с указанием дохода от реализации нежилого здания магазина и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, в сумме 500000 рублей, заявлен имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере 500 000 рублей. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет на основании первичной налоговой декларации составила 0 рублей. По данным, представленным Управлением Росреестра по Тверской области в электронном виде, право собственности Казанчян С.О. прекращено на объекты недвижимости: здание магазина (кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка под зданием магазина (кадастровый номер ), расположенного по адресу: <адрес> (период владения с 12.04.2018 по 19.04.2019). Также согласно сведениям Управления Росреестра по Тверской области, представленным в порядке ст.85 НК РФ, кадастровая стоимость нежилого здания магазина по состоянию на 01.01.2019 и на момент вынесения оспариваемого решения от 12.03.2021 №511 определена в размере 7480178,78 рублей, земельного участка – 193900,85 рублей. Согласно п. 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.04.2018 здание магазина и земельный участок приобретались Казанчян С.О. у ФИО2 за 500 000 рублей, а в соответствии с п. 3 договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.04.2019 это же имущество оценивается и продается Казанчян С.О. также за 500000 рублей гражданину ФИО1 Вместе с тем, поскольку доход налогоплательщика от продажи недвижимого имущества меньше кадастровой стоимости земельного участка и здания магазина по состоянию на 01.01.2019 (7674079,63 рублей), умноженной на понижающий коэффициент 0,7, то в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) в целях налогообложения НДФЛ от продажи указанных объектов должна приниматься кадастровая стоимость недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2019 г, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то есть в размере 5371855,75 рублей. Таким образом, сумма доначисленного Инспекцией НДФЛ по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации составила 633341 рубль (5371855,75 руб.-500000 руб.) х13%). Следовательно, Инспекцией правомерно определена налоговая база объектов налогообложения с учетом положений п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020), то есть исходя из кадастровой стоимости объектов с применением налогового вычета по пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. Относительно довода Казанчян С.О. о том, что Инспекцией при расчете сумы НДФЛ и пени не учтено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области, на основании которого размер кадастровой стоимости здания магазина снижен, Инспекция полагает, что п. 2.1 ст. 52 НК РФ, предоставляющий налоговому органу возможность осуществить перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, распространяется только в отношении имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц) и не предусматривает возможность перерасчета Инспекцией начисленного НДФЛ. При этом обращают внимание, что Казанчян С.О. изначально не была лишена возможности предвидеть размер НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, до отчуждения недвижимого имущества, и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной стоимости до заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от 01.01.2019. При этом с заявлением от 19.02.2021 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания магазина в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области обратилась не Казанчян С.О, а новый собственник ФИО1 Следовательно, изменение кадастровой стоимости нежилого здания магазина по заявлению, поданному третьим лицом в 2021 году, не влияет на налоговую базу по НДФЛ Казанчян С.О. при отчуждении этого объекта в 2019 году. Таким образом, решение Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области от 12.03.2021 №511 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным, в связи с чем, просят в удовлетворении административного иска Казанчян С.О. отказать.

Представитель административного ответчика Управления ФНС Тверской области Осипов С.А. в судебном заседании административный иск Казанчян С.О. с учетом представленных уточнений не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, аналогичных письменным возражениям Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области, с административным иском Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян С.О. согласился.

Административный ответчик заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Алексеев А.Н. в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине. О дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Заслушав представителей административного истца (административного ответчика) Мошовец Р.А., Громову Я.И., представителя административного ответчика (административного истца) Чашина С.Ю., представителя административного ответчика Осипова С.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц».

Согласно статье 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) отнесен к федеральным налогам.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц регулируется нормами главы 23 НК РФ.

Положениями ст. 207 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ установлено, что дата фактического получения дохода физического лица в целях исчисления НДФЛ определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

Согласно подпункту 5 статьи 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

Статья 217.1 НК РФ введена Федеральным законом от 29.11.2014 №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №382-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона №382-ФЗ положения ст. 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ установлено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при продаже, в частности, имущества.

Согласно пп.1 п.2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества (за исключением ценных бумаг), находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 250 000 рублей.

Вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

На основании пунктов 2, 3, 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статье 225 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу статьи 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательствами о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (ч. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками налоговой декларации, срок подачи которой приходится на март-май 2020 года, продлен на три месяца.

Таким образом, срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год – не позднее 30 июля 2020 г.

В силу пункта 5 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. ст. 106 НК РФ).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов), что предусмотрено пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 04.04.2018 Казанчян С.О. по договору купли-продажи недвижимого имущества приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером общей площадью 577 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины, а также нежилое здание (магазин) общей площадью 374,4 кв.м., кадастровый номер , расположенные по адресу: <адрес>. Согласно п. 2.1 указанного договора земельный участок и нежилое здание магазина оценены и проданы за 500000 рублей.

01.04.2019 Казанчян С.О. по договору купли-продажи продала вышепоименованное имущество ФИО1, отчуждаемые объекты оценены по обоюдному соглашению в размере 500000 рублей (п. 3 договора).

По данным, представленным в налоговую инспекцию Управлением Росреестра кадастровая стоимость нежилого здания магазина с кадастровым номером , по состоянию на 01 января 2019 г. определена в размере 7480178,78 рублей, земельного участка в размере 193900,85 рублей.

31 июля 2020 г. Казанчян С.О. представила в Инспекцию налоговую декларацию за 2019 год по НДФЛ по форме 3-НДФЛ, согласно которой налогоплательщиком получен доход от продажи нежилого здания магазина, кадастровый номер , и земельного участка, кадастровый номер , расположенных по адресу: <адрес>, в сумме 500000 рублей, а также заявлено применение налогового вычета, в соответствии с пп.2 п.2 ст.220 НК РФ в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом же размере; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основании первичной налоговой декларации, составила 0 рублей.

В подтверждение фактически произведенных расходов Казанчян С.О. к налоговой декларации приложен договор купли-продажи от 01.04.2019.

Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по НДФЛ, представленной Казанчян С. О., по итогам которой 12 ноября 2020 г. составлен акт №2301, направленный в адрес налогоплательщика 17.11.2020 заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ ).

О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки Казанчян С.О. была уведомлена посредством извещения, направленного в адрес налогоплательщика 17.11.2020 (ШПИ ).

Решениями Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области №1 от 13.01.2021, №2 от 12.02.2021 срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлевался по заявлениям Казанчян С.О. от 21.12.2020 и 12.02.20, в которых она указывала о проведении комплекса мероприятий по переоценке кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания магазина, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области от 12 марта 2021 г. № 511 Казанчян С.О. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за занижение суммы НДФЛ в результате необоснованно заявленного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации нежилого здания магазина и земельного участка, в результате чего на нее наложены штрафы в сумме 9896 рублей (1979 рублей - по п. 1 ст.119 НК РФ; 7917 рублей - по п. 1 ст.122 НК РФ).

Также Инспекцией доначислен налог на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 633341 рубля, размер которой исчислен из кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01.01.2019, с учетом понижающего коэффициента 0,7 (5371855,75 рублей) за вычетом суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (500000 рублей), с применением ставки НДФЛ 13%. За просрочку исполнения обязанности по уплате налога в установленный Законом срок (не позднее 15 июля 2020 г.) начислены пени, начиная с 16.07.2020 по день вынесения оспариваемого решения - 12.03.2021, в сумме 21591,65 рублей.

Принимая решение о доначислении НДФЛ по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации за 2019 год в сумме 633341 рубля, Инспекция исходила из того, что доход налогоплательщика от продажи недвижимого имущества меньше кадастровой стоимости земельного участка и здания магазина по состоянию на 01.01.2019, рассчитанной с учетом понижающего коэффициента 0,7.

Указанное решение направлено Казанчян С.О. 16.03.2021 заказной почтовой корреспонденцией (ШПИ ).

В адрес Казанчян С.О. через личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от 26 апреля 2021 г. №5256, которое согласно распечатки с базы данных Инспекции получено адресатом 28.04.2021.

Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщиком Казанчян С.А. не исполнено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до вынесения оспариваемого налогоплательщиком Казанчян С.О. решения о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения в части непредставления декларации в установленный законом срок и занижения налоговой базы для исчисления НДФЛ Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Тверской области №6 от 04 марта 2021 г. принято решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания магазина с кадастровым номером по адресу: <адрес>), в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке от 17.02.2021 №1310.

Данный отчет составлен ООО «Агентство независимой оценки и экспертизы» по заказу нового собственника объекта недвижимости – ФИО1, по итогам согласования результатов оценщиком установлена рыночная стоимость объекта недвижимости, которая по состоянию на 02.06.2011 составила 1420000 рублей.

Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в ЕГРН 17 марта 2021 г., что подтверждается соответствующей выпиской от 15.08.2021.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Алексеева А.Н. от 23 апреля 2021 г. №08-11/116 апелляционная жалоба Казанчян С.О. от 22 марта 2021 г. на решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области от 12.03.2021 г. №511 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.

Представленные налогоплательщиком сведения о снижении решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области кадастровой стоимости – нежилого здания магазина до 1420000 рублей по состоянию на 02.06.2011 отклонены налоговыми органами.

Из материалов административного дела следует, что Казанчян С.О. в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации от 12.08.2021 с заявленной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет в размере 64220 рублей, и от 01.10.2021 с заявленной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 81865 рублей.

08 июня 2021 г. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №12 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пеней и штрафов в общей сумме 664828,65 рублей.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №12 Тверской области от 18 июня 2021 г. с Казанчян С.О. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пени и штрафам в общей сумме 664828,65 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №12 Тверской области от 06 июля 2021 г. судебный приказ о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2019 год, пени и штрафу в общей сумме 664828,65 рублей отменен.

Заявляя требования о признании незаконными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, решения Управления ФНС Тверской области, принятого по результатам рассмотрения жалобы на вышеназванное решение, административный истец Казанчян С.О. указывает на отсутствие оснований для исчисления НДФЛ, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости – здания магазина, равной 7480178,78 рублей (с учетом понижающего коэффициента 0,7 – 5236125,15 рублей), ссылаясь на то, что кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на 02.06.2011 установлена в размере 1420000 рублей.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность установления рыночной стоимости объекта недвижимости в административном либо судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 вышеназванного Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу статей положений статей 400 - 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого объекта, равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 4 пункта 1.1 статьи 391 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 30 января 2020 г. №45-0 с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости положения Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, пункт 1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403), предусматривавшие учет измененной в установленных процедурах кадастровой стоимости недвижимого имущества исходя из его рыночной стоимости, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщиком было подано соответствующее заявление, утратили силу с 1 января 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ, устранившего действовавшие ранее ограничения для применения измененной кадастровой стоимости имущества на прошлые налоговые периоды (подпункты «а», «б» пункта 4 статьи 2, часть 6 статьи 3 данного Федерального закона).

В силу нормы Федерального закона от 3 августа 2018 г. №334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов, а, следовательно, оспариваемое законоположение, регулирующее вопросы применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, определенной исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, не нарушает конституционных прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. №1565-0 и от 19 декабря 2019 г. №3562-0).

На аналогичное применение положений пункта 1.1 статьи 391 НК РФ указано в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. №БС-4-21/24379@ о применении для целей налогообложения объекта недвижимого имущества оспоренной кадастровой стоимости в случае перехода права на этот объект, а в случае изменений кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (в том числе земель участка) на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы по соответствующему налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.

Схожая позиция изложена в кассационном определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2021 г. по делу № 88а-176/2021.

Принимая во внимание, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области от 04 марта 2021 г. №6 установлен иной размер кадастровой стоимости нежилого здания (магазина) по состоянию на 02.06.2011, то есть на день внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, расчет налога на доходы физических лиц, штрафов и пеней, произведенный налоговым органом в оспариваемом решении, исходя из неактуальной кадастровой стоимости объекта недвижимости, нельзя признать законным и обоснованным.

Ссылка налоговых органов на то, что положениями статьи 52 НК РФ не предусмотрена возможность пересчета исчисленного НДФЛ в связи с изменением кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку действие данной нормы Закона распространяется только на отношения, связанные с исчислением имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц), суд признает несостоятельными, исходя из следующего.

Федеральным законом, устанавливающим систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации, в статье 3 которого закреплено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; они должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункты 1 - 3).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. В налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (Постановления от 13 марта 2008 г. №5-П, от 22 июня 2009 г. №10-П, от 25 декабря 2012 г. № 33-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П и др.).

Суд принимает во внимание, что вопрос об определении налоговой базы при исчислении НДФЛ в случае изменения кадастровой стоимости после отчуждения имущества и фактического получения дохода налоговым законодательством не урегулирован, в том числе и действовавшими в спорный период положениями части 5 статьи 217.1 НК РФ.

Вместе с тем, пункт 2 статьи 403 НК РФ содержит общие положения о том, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения, новые сведения учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, приведенные выше положения налогового законодательства подлежат распространению и на налог на доходы физических лиц. Иное толкование положений налогового законодательства, предложенное административным ответчиком (административным истцом), носит дискриминационный характер, поскольку предполагает необусловленные различия в правовом регулировании сходных правоотношений, что недопустимо.

Таким образом, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе и по налогу на доходы физических лиц.

В данном случае, измененная кадастровая стоимость применяется при определении налоговой базы с 10.01.2014, о чем имеются соответствующие сведения в выписке из ЕГРН от 15.08.2021.

То обстоятельство, что на момент вынесения оспариваемого решения Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области (12 марта 2021 г.) сведения о кадастровой стоимости, установленной Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области от 04 марта 2021 г. №6 не были внесены в ЕГРН, не может служить основанием для не применения пункта 2 статьи 403 НК РФ, поскольку от воли налогоплательщика Казанчян С.О. не зависело.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявление, административное исковое заявление, связанное с пересмотром кадастровой стоимости, вправе подать юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, чьи права и обязанности затронуты результатами определения кадастровой стоимости. К таким лицам относится в том числе и бывший собственник объекта недвижимости.

Ссылка представителей налоговых органов на то, что с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания магазина в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области обратилась не Казанчян С.О., а новый собственник объекта недвижимости ФИО1, не может влиять на правомерность оспаривания Казанчян С.О. размера применяемой при исчислении НДФЛ за 2019 год налоговой базы, поскольку результатами кадастровой оценки затрагиваются ее права и обязанности, как налогоплательщика.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что кадастровую стоимость отчужденного земельного участка под зданием магазина (в размере 193900,85 рублей, с учетом понижающего коэффициента - 135730,60 рублей), Казанчян С.О. не оспаривала, налог на доходы физических лиц за 2019 год, подлежал уплате Казанчян С.О. в сумме 81865 рублей (1420000 +193900,85) х 0,7) – 500000) x 13%, исходя из определенной Решением Росреестра кадастровой стоимости объектов недвижимости, с учетом понижающего коэффициента 0,7, с применением налогового вычета, и ставки НДФЛ 13%).

При установленных обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконными и отменить решение №511 от 12 марта 2021 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021, принятое по результатам рассмотрения жалобы Казанчян С.О. в части определения размера налога на доходы физических лиц, превышающего 81865 рублей.

Материалами камеральной налоговой проверки установлено и подтверждается материалами дела, что налогоплательщик Казанчян С.О. налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 год представила 31.07.2020, то есть с нарушением установленного срока на 1 день. Соответственно пропуск срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год составил 1 неполный месяц.

Таким образом, налогоплательщик правомерно привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ.

Судом также установлено, что налогоплательщик не исчислила и не уплатила в полном объеме сумму налога на доходы физических лиц за 2019 год, в результате занижения налоговой базы, в результате чего у налогового органа имелись правовые основания для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и взыскания штрафных санкций.

Обстоятельств, исключающих привлечение Казанчян С.О. к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу ст. 109 НК РФ, а также обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения в силу ст. 111 НК РФ, по делу не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, в силу ст.112 НК РФ, налоговым органом правомерно признаны несоразмерность деяния тяжести наказания (совершение правонарушения впервые), тяжелое материальное положение физического лица (на иждивении находятся несовершеннолетние дети), незначительность просрочки (1 день).

Вместе с тем, поскольку размер пеней и штрафных санкций исчислен налоговым органом от неверно рассчитанной Инспекцией суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате, вышеназванные решения являются незаконными и подлежат отмене в части определения их размера.

Поскольку в срок до 15 июля 2020 г. Казанчян С.О. не уплатила НДФЛ, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ, с нее подлежат взысканию пени в размере 2790,92 рублей, исходя из расчета:

- 81865 * 11 х 4,5% /300 = 135,08 рублей (за период с 16.07.2020 по 26.07.2020 – 11 дней)

- 81865 * 229 х 4,25% /300 = 2655,84 рублей (с 27.07.2020 по 12.03.2021 – 229 дней).

Размер штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ составит 256 рублей, исходя из расчета: 81865 * 5% /16; штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ – 1023 рублей, исходя из расчета: 81865 * 20% /16 - количество раз снижения размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств).

Таким образом, общая сумма штрафных санкций, подлежащая взысканию с налогоплательщика Казанчян С.О. составит 1279 рублей.

При установленных обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконными и отменить решение №511 от 12 марта 2021 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021, принятое по результатам рассмотрения жалобы Казанчян С.О. в части определения размера пеней, превышающего 2790,92 рублей, и штрафных санкций - 1279 рублей.

В остальной части решение №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и принятое по результатам рассмотрения жалобы Казанчян С.О. решение Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021 являются законными и отмене не подлежат.

При рассмотрении административного иска Межрайонной ФНС России №3 по Тверской области о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по уплате налога на доходы физических лиц, пеней и штрафных санкций суд учитывает, что в обоснование своих доводов административный истец ссылается на оспариваемое решение о привлечении Казанчян С.О. к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ей также доначислен налог в сумме 633341 рублей, и от этой же суммы исчислены размер пеней и штрафные санкции.

Также представлено требование №5256 по состоянию на 26 апреля 2021, в котором налогоплательщику Казанчян С.О. предложено в срок до 04 июня 2021 г. уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 633341 рубля, пени в сумме 21591,65 рублей, штрафные санкции в сумме 9896 рублей. Данное требование получено налогоплательщиком через личный кабинет 28.04.2021, что подтверждается представленным Инспекцией скриншотом.

Поскольку суд пришел к убеждению признать незаконным и отменить вышеназванное решение в части определения размера налога на доходы физических лиц, превышающего 81865 рублей, пеней в сумме 2790, 92 рублей и штрафных санкций в сумме 1279 рублей, требования Инспекции о взыскании задолженности в большем размере является неправомернымы, и в данной части в административном иске следует отказать.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в ходе рассмотрения данного административного дела Казанчян С.О. представила чеки по операциям от 04.09.2021 и 01.10.2021, свидетельствующие об уплате налога на доходы физических лиц по указанным в административным иске реквизитам в сумме 64220 рублей и 17645 рублей, итого 81865 рублей.

Таким образом, на момент рассмотрения административного иска Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области о взыскании с Казанчян С.О. задолженности по налогам, пеням и штрафам, обязанность по уплате НДФЛ за 2019 год, налогоплательщиком Казанчян С.О. исполнена. То обстоятельство, что в рамках представленной налогоплательщиком уточненной декларации проводится камеральная проверка, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела.

При таких обстоятельствах в административном иске по требованию о взыскании с Казанчян С.О. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 год необходимо отказать.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Суд учитывает, что требования о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций заявлены административным истцом в установленный Законом срок.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с Казанчян С.О. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области задолженность в общей сумме 4069,92 рублей, в том числе, пени по налогу на доходы физических лиц, начисленные за период с 16.07.2020 по 12.03.2021 в сумме 2790, 92 рублей, штраф за несвоевременное представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (по п. 1 ст. 119 НК РФ) в размере 256 рублей, штраф за неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в размере 1023 рублей.

В остальной части административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян Соне Овнатановне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней, штрафа, является необоснованным, в связи с чем в его удовлетворении следует отказать.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В силу пункта 4 вышеназванного Положения, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Таким образом, Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины как территориальный орган Федеральной налоговой службы России, являющейся государственным органом Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 400 рублей, исходя из удовлетворенного требования имущественного характера.

В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Тверской области от 02.04.2019 №13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» установлено наименование преобразованного муниципального образования – Вышневолоцкий городской округ Тверской области (Вышневолоцкий городской округ).

При установленных обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с Казанчян С.О. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск Казанчян Соны Овнатановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании незаконным и отмене решения №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, признании незаконным и отмене решения Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021 удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить решение №511 от 12 марта 2021 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы Казанчян С.О. в части определения размера налога на доходы физических лиц, превышающего 81865 (Восемьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят пять) рублей, пеней в сумме 2790 (Две тысячи семьсот девяносто) рублей 92 копеек и штрафных санкций в сумме 1279 (Одна тысяча двести семьдесят девять) рублей.

В остальной части административного иска Казанчян Соны Овнатановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании незаконным и отмене решения №511 от 12 марта 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения размера налога на доходы физических лиц и пени, признании незаконным и отмене решения Управления ФНС Тверской области №08-11/116 от 23.04.2021 отказать.

Административный иск Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян Соне Овнатановне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней, штрафа удовлетворить частично.

Взыскать с Казанчян Соны Овнатановны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области задолженность в сумме 4069 (Четыре тысячи шестьдесят девять) рублей 92 копеек, в том числе:

- пени по налогу на доходы физических лиц за 2020-2021 г. в сумме 2790 (Две тысячи семьсот девяносто) рублей 92 копейки (КБК 18210102030012100110);

- штраф за несвоевременное представление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (по п. 1 ст. 119 НК РФ) в размере 256 (Двести пятьдесят шесть) рублей (КБК 18211605160010002140),

- штраф за неполную уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы (по п. 1 ст. 122 НК РФ) в размере 1023 (Одна тысяча двадцать три) рублей (КБК 18210102030013000110) на счет №40101810600000010005, получатель Управление Федерального казначейства по Тверской области, (МРИ ФНС РФ № 3 по Тверской области), ИНН 6908005886/КПП 690801001, Отделение Тверь, БИК 042809001, ОКТМО 28714000).

В остальной части административного иска Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области к Казанчян Соне Овнатановне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней, штрафа, отказать.

Взыскать с Казанчян Соны Овнатановны, <дата> года рождения, уроженки <адрес>, в доход бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Шустрова

УИД: 69RS0006-01-2021-002043-58

Дело № 2а –858/2021