Дело № 2а – 1027/18
Решение
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шустровой С.А.,
при секретаре Карпунец О.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам по Тверской области по Тверской области ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области административное дело по административному иску ФИО5 о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам по Тверской области ФИО3 и обязании произвести расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству с учетом индексации пропорционально увеличению МРОТ, признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2018 судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам,
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам по Тверской области ФИО3 по индексации алиментов, и обязании произвести расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству с учетом индексации пропорционально увеличению МРОТ, указанному в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В обоснование административного иска указано, что <дата> вынесено решение по гражданскому делу <№> по иску ФИО6 к ФИО5 о расторжении брака и взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 6МРОТ. На основании данного решения суда был выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства <№>. В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель 14.08.2018 вынес постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому у административного истца образовалась задолженность в размере 391170,71 рублей. В постановлении указаны периоды индексации и индексируемые суммы. В исполнительном листе указано, что индексация должна производиться пропорционально росту минимального размера оплаты труда. Однако судебный пристав-исполнитель проиндексировал алименты на основании увеличения прожиточного минимума. Указывает, что тем самым судебный пристав-исполнитель нарушил требования исполнительного документа, поскольку не наделен правом толкования судебных решений и должен строго выполнять требования исполнительного документа. Считает, что начисление платежей должно происходить следующим образом:
С 01.04.2008 по 31.12.2008 по 1254,55 рублей в месяц (пропорциональный коэффициент повышения МРОТ);
- с 01.01.2009 по 31.05.2011 в размере 2361,82 рублей в месяц
- с 01.06.2011 по 31.12.2012 в размере 2515,09 рублей в месяц
- с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 2839,08 рублей в месяц
- с 01.01.2014 по 31.12.2014 в размере 3029,44 рублей в месяц
- с 01.01.2015 по 31.12.2015 в размере 3253,62 рублей в месяц
- с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 3383,98 рублей в месяц
- с 01.01.2016 по 30.06.2017 в размере 4090,88 рублей в месяц
- с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 4254,51 рублей в месяц
- с 01.01.2018 по 30.04.2018 в размере 5175,77 рублей в месяц
- с 01.05.2018 по дату вынесения постановления о расчете задолженности по алиментам по 6088,85 рублей в месяц. Таким образом, общее начисление алиментов по состоянию на 13 августа 2018 г. составляло 373480,64 рублей, а с учетом ранее проведенных платежей в размере 94661,4 рублей, задолженность должна составлять 278819,24 рублей. Учитывая, что при проведении индексации по прожиточному минимуму разница между суммой, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя и приведенными расчетами составляет 112351,47 рублей, считает, что его законные права нарушены.
Определением судьи о подготовке дела к судебному разбирательству от 23 августа 2018 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области, в качестве заинтересованного лица - ФИО4.
В дальнейшем административный истец дополнил исковые требования, просил признать незаконным и отменить постановление от 14.08.2018 судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам.
В судебное заседание административный истец ФИО5 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме с учетом уточнений.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Вышневолоцкого, Спировского и Фировского районов УФССП России по Тверской области ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что на исполнении в отделе судебных приставов по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам Тверской области находится исполнительное производство от 04.09.2008 <№>, возбужденное на основании исполнительного листа мирового судьи судебного участка №3 г. Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> по делу <№> о взыскании с ФИО5 в пользу ФИО6 алиментов на содержание сына ФИО1, в размере шести минимальных размеров оплаты труда, ежемесячно, начиная с 01.10.2006 до совершеннолетия ребенка. Решением мирового судьи судебного участка №3 г.Вышний Волочек и Вышневолоцкого района алименты взысканы в твердой денежной сумме, установлен минимальный размер оплаты труда 1100 рублей. Согласно п. 1 ст. 117 СК РФ, определено, что судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве), производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами п. 1 настоящей статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума (п. 2 ст. 117 СК РФ). При повышении величины прожиточного минимума согласно ч. 1 ст. 102 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление. В соответствии с указанной статьей в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 363-ФЗ, при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Размер задолженности по алиментам в соответствии с ч. 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Из системного анализа приведенных норм права следует, что индексация алиментов, предусмотренная положениями ст. 106, 117 СК РФ и ст. 102 Закона об исполнительном производстве, является обязанностью судебного пристава-исполнителя. Закон не ставит в зависимость возникновение данной обязанности с момента подачи ходатайства или иного обращения участников исполнительного производства, в связи с чем она считается безусловной. ФИО4 обратилась в Вышневолоцкий городской суд Тверской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам Тверской области ФИО3 и возложении обязанности провести расчет задолженности по исполнительному производству с учетом индексации. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам Тверской области ФИО3 от 14.08.2018 произведена индексация алиментов с 01.04.2008 по 14.08.2018 и определен расчет задолженности административного истца по алиментам с учетом индексации и выплаченных сумм за данный период, который составил 391170,71 рублей Согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 № 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с 01 мая 2006 минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 1100 рублей, с 01 сентября 2007 г. - 2300 рублей, с 01 января 2009 года - 4330 рублей, с 01 июня 2011 года - 4611 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 3бЗ-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 декабря 2011 индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума в Тверской области устанавливается постановлениями Правительства Тверской области и составляет для детей: с 1 декабря 2011 года - 5721 рубль 75 копеек, с 1 января 2012 года - 5825 рублей 59 копеек, с 1 апреля 2012 года - 5918 рублей 04 копеек, с 1 июля 2012 года - 6105 рубля 64 копеек, с 1 октября 2012 года - 6122 рубля 59 копеек, с 1 января 2013 года - 6923 рубль 85 копеек, с 1 апреля 2013 года - 7276 рублей 77 копеек, с 1 июля 2013 года - 7353 рубля 66 копеек, с 1 октября 2013 года - 7187 рублей 62 копеек, с 1 января 2014 года - 7715 рублей 24 копеек, с 1 апреля 2014 года - 8217 рублей 83 копеек, с 1 июля 2014 года- 8092 рублей 26 копеек, с 1октября 2014 года - 8324 рублей 19 копеек, с 1 января 2015 года - 10067 рублей 20 копеек, с 1 апреля 2015 года - 10369 рублей 55 копеек, с 1 июля 2015 года - 9961 рублей 86 копеек, с 1 октября 2015 года - 9692 рублей 04 копеек, с 1 января 2016 года - 10215 рубля 70 копеек, с 1 апреля 2016 года - 10340 рублей 14 копеек, с 1 июля 2016 года - 10178 рубля 53 копеек, с 1 октября 2016 года - 9880 рублей 95 копеек, с 1 января 2017 года - 10235 рубль 49 копеек, с 1 апреля 2017 года - 10625 рублей 00 копеек, с 1 июля 2017 года - 10706 рубля 39 копеек, с 1 октября 2017 года - 10037 рублей 39 копеек, с 1 января 2018 года - 10347 рубль 80 копеек, с 1 апреля 2018 года - 10710 рублей 64 копеек, с 1 июля 2018 года — будет установлена в ноябре 2018, следует брать сумму за второй квартал. Согласно п. 1 ст. 113 СК РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов в силу п. 2 ст. 113 СК РФ производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 СК РФ трехлетнего срока. Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 841-0-0, 05.07.2011 № 953-0-0 и 06.06.2016 № 1417-0, а также разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года. В связи с чем, указывает, что судебным приставом-исполнителем правильно произведена индексация алиментов за период с 01.04.2008 по 30.11.2011 пропорционально росту минимального размера оплаты труда, а с 1 декабря 2011 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей в Тверской области и обоснованно произведен расчет задолженности по алиментам с учетом индексации. Административным истцом не указаны нормы права, которые были нарушены ответчиком при производстве расчета задолженности, не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов в результате незаконных действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов. Таким образом, считает, что факт бездействия не установлен, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют нормам действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований заявителя нет.
Представитель административного соответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, доводы, изложенные в письменных возражениях судебного пристава-исполнителя ФИО3, поддерживают. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что судебным приставом - исполнителем ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области ФИО3 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам от 14.08.2018, согласно которому ФИО5 определен размер задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 14.08.2018 в размере 391170,71 рублей. Судебным приставом-исполнителем ФИО3 расчет задолженности по алиментам произведен с учетом индексации (с 01.04 2008 по 30.11.2011 с учетом индексации пропорционально увеличению установленного минимального размера оплаты труда, а с указанного периода по 14.08.2018 с учетом индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума). Считает, что судебным приставом-исполнителем ФИО3 расчет задолженности по алиментам произведен законодательно обоснованно и правомерно. Статьей 117 СК РФ (в редакции до изменений, внесенных ФЗ №363-ФЗ) было установлено, что индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда (ч. 1). В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда (ч. 2). В соответствии со ст. 102 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30.11.2011 г. №363-ФЗ), при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Об указанной индексации лица, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель - вынести постановление (ч. 1). Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (ч. 2). Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), с 01.09.2007 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 2300 рублей, с 01.01.2009 - 4330 рублей, с 01.06.2011- 4611 рублей Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда РФ от 19 мая 2009 года №841-0-0 и 05 июля 2011 года №953-0-0, а также разъяснению Верховного Суда РФ, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года. Верховный Суд указал, что необходимость защиты от инфляции лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, в равной мере с лицами, получающими алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, размер которой увеличивается при повышении минимального размера оплаты труда, предполагает при индексации в таком случае применение минимального размера оплаты труда, установленного ст. 1 ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В отсутствие нового правового регулирования, обеспечивающего своевременное и адекватное уровню инфляции увеличение размера алиментных платежей, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, такой способ их индексации - пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда - по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 мая 2009 года №841-0-0, позволяет защитить интересы получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка. Кроме того, согласно положениям ведомственного нормативного акта - п. 5.2 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19 июня 2012 года №01-16), при индексации алиментов, установленных пропорционально минимальному размеру оплаты труда, необходимо применять МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Применение к алиментным обязательствам МРОТ, установленного ст. ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в качестве норматива в целях индексации алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, имеют целью сохранение уровня жизнеобеспечения их получателя, и в системе действующего нормативного правового регулирования направлены на соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности, гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны трудоспособных и обеспеченных в достаточной мере членов их семьи и не предполагают чрезмерное и неразумное обременение граждан, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме. Указывает, что судебным приставом-исполнителем индексация алиментов за период с 01.04.2008 по 30.11.2011 правомерно произведена пропорционально росту МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Федеральным законом от 30.11.2011 №363-ФЗ в ст. 102 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 117 СК РФ внесены изменения, согласно которым, при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление. Новая редакция ст. 117 СК РФ и ст. 102 ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" как и ранее действующая предусматривает индексацию взыскиваемых на основании решения суда алиментов, то есть увеличение их размера, но изменяет порядок такой индексации. Установление нового порядка индексации алиментов означает, что размер алиментов, взыскиваемых на момент вступления в действие Федерального закона №363-ФЗ от 30 ноября 2011 года, в дальнейшем судебным приставом-исполнителем должен быть индексирован по новым правилам. Таким образом, учитывая, что с декабря 2011 года законодательством установлен новый и единственный порядок индексации алиментов (пропорционально росту величины прожиточного минимума), считает, что судебным приставом-исполнителем индексация алиментов за период с 01.12.2011 по 14.08.2018 произведена правомерно и законодательно обосновано, пропорционально росту величины прожиточного минимума.
Заслушав представителя административного истца ФИО2, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам по Тверской области по Тверской области ФИО3, заинтересованное лицо ФИО4, изучив материалы административного дела, в том числе, материалы исполнительного производства <№>, материалы гражданского дела <№> (судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района), суд приходит к убеждению об отказе в административном иске.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.
Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от <дата>. с ФИО5 в пользу ФИО6 взысканы алименты на содержание сына ФИО1, <дата> года рождения, в размере шести минимальных размеров оплаты труда, начиная с 01 октября 2006 г. до совершеннолетия ребенка, с индексацией пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
В описательно-мотивировочной части решения мирового судьи указано, что в соответствии с Федеральным Законом от 19 июня 2000 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года №82-ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен 1100 рублей. Решение не обжаловано и вступило в законную силу.
При установлении размера алиментов мировым судьей учтено, что ФИО5 не имеет твердого заработка, так как занимается предпринимательской деятельностью, других детей у него нет, а также то, что истец просила установить размер алиментов в твердой денежной сумме, и ответчик с таким размером алиментов согласился.
Таким образом, размер алиментов в твердой денежной сумме был установлен судом с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в соответствии с МРОТ и определен в размере 1100 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому и Спировскому районам УФССП России по Тверской области от 04.09.2008, на основании исполнительного документа – исполнительного листа <№>, выданного <дата> мировым судьей судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области, в отношении должника ФИО5 возбуждено исполнительное производство <№>, о взыскании в пользу взыскателя ФИО4 алиментов.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства <№> от 04.09.2008 следует, что размер взыскиваемых с ФИО5 алиментов должен производиться из расчета 6 МРОТ.
Как следует из материалов исполнительного производства <№>, расчет индексации алиментов судебным приставом-исполнителем ОСП по Вышневолоцкому и Спировскому районам УФССП России по Тверской области произведен с индексацией пропорционально минимальному размеру оплаты труда в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Поскольку решением мирового судьи был прямо указан порядок индексации - пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, и стороны исполнительного производства, в том числе должник, не обращались в суд с заявлением об изменении данного порядка индексации, при индексации размера алиментов и расчете суммы задолженности судебный пристав-исполнитель также руководствовался решением мирового судьи от <дата>.
25.04.2017 ФИО5 обращался к мировому судье судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области с заявлением о разъяснении решения мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> по гражданскому делу <№>.
Определением мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 11 мая 2017 г. в удовлетворении заявления ФИО5 о разъяснении решения мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> по гражданскому делу <№> по иску ФИО6 отказано по тем основаниям, что требования заявителя, по сути, направлены на изменение решения суда и сводятся к несогласию с действиями судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства по определению размера алиментов, взысканных по указанному решению, что не связано с разъяснением решения суда.
Вышневолоцким городским судом Тверской области 19.09.2017 рассмотрено дело по административному иску ФИО5 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Вышневолоцкого и Спировского РОСП УФССП России по Тверской области ФИО3 и обязании произвести расчет задолженности по исполнительному производству в соответствии со ст. 4, 5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В административном иске было отказано.
Апелляционным определением Тверского областного суда от 29.11.2017 решение суда первой инстанции отменено, административный иск ФИО5 был удовлетворен, определено обязать судебного пристава-исполнителя произвести расчет задолженности по алиментам, исходя из базовой суммы МРОТ, равной 100 рублям.
В рамках рассмотрения данного дела и жалобы на решение суда первой инстанции правильность применения индексов, определяемых в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда по ст. 1 Закона, ФИО5 не оспаривалась.
Из материалов исполнительного производства (том 1) следует, что ФИО4 обращалась в Вышневолоцкий городской суд Тверской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам Тверской области ФИО3 и возложении обязанности провести расчет задолженности по исполнительному производству с учетом индексации. Определением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 15.08.2018 данное дело прекращено в связи с отказом от иска.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам УФССП России по Тверской области ФИО3 от 14.08.2018 произведена индексация алиментов с 01.04.2008 по 14.08.2018 и определен расчет задолженности ФИО5 по алиментам с учетом индексации и выплаченных сумм за данный период, который составил 391170,71 рублей. До 30 ноября 2011 года расчет произведен, исходя из величины МРОТ, с 1 декабря 2011 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума в Тверской области для детей.
Разрешая административный иск, суд руководствуется следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 113 Семейного кодекса РФ размер задолженности определяется судебным приставом – исполнителем, исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Данная норма воспроизводится также в п. 2 ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Следовательно, расчет задолженности по алиментным обязательствам, по смыслу данных норм материального права в их нормативном единстве с вышеприведенными положениями норм процессуального права, является властным волеизъявлением судебного пристава-исполнителя, облеченного в форму решения (постановления).
Согласно ч. 2 ст. 117 Семейного кодекса РФ в редакции, действовавшей вплоть до 1 декабря 2011 года, в целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.
В силу ч. 1 ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции, действовавшей до 1 декабря 2011 года) при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда. Об указанной индексации лица, указанные в части 1 статьи 9 данного Федерального закона, обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель - вынести постановление.
По вопросу индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2011 года №953-О-О высказал следующую позицию.
Российская Федерация как правовое и социальное государство обязана гарантировать адекватную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, для которых регулярное получение алиментов может стать одним из основных источников средств к существованию, что предполагает установление эффективных правовых механизмов, посредством которых обеспечивалось бы сохранение уровня жизнеобеспечения получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также исключалось бы чрезмерное и неразумное обременение лиц, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме.
В условиях, когда минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», постоянно увеличивается (с 1 июня 2011 года он повышен до 4 611 рублей в месяц), при том, что размер базовой суммы для исчисления платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, по-прежнему равен 100 рублям, определяющая этот размер часть вторая статьи 5 названного Федерального закона - во взаимосвязи со статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - не может истолковываться как допускающая использование оставшейся неизменной с 2001 года базовой суммы (100 рублей) в качестве критерия при индексации размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка, уплачиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, поскольку это фактически означало бы при имеющей место инфляции невозможность увеличения размера данных алиментных платежей, что несовместимо с их предназначением и приводило бы к нарушению прав получателя алиментов - несовершеннолетнего ребенка, а также противоречило бы воле федерального законодателя, прямо предусмотревшего в указанных статьях Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об исполнительном производстве» необходимость периодической индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме.
Верховный Суд Российской Федерации, реализуя свои полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства (статья 126 Конституции Российской Федерации), в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года) также указывал, что необходимость защиты от инфляции лиц, получающих алименты в твердой денежной сумме, в равной мере с лицами, получающими алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, размер которой увеличивается при повышении минимального размера оплаты труда, предполагает при индексации в таком случае применение минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с 01 мая 2006 минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 1100 рублей, с 01 сентября 2007-2300 рублей, с 01 января 2009 года - 4330 рублей, с 01 июня 2011 года - 4611 рублей (Федеральные законы от 20.04.2007 года №54-ФЗ, от 24.06.2008 года №91-ФЗ, 01.06.2011 года №106-ФЗ).
Таким образом, судебным приставом-исполнителем индексация алиментов за период с 01.04.2008 по 30.11.2011 правомерно произведена пропорционально росту МРОТ, установленного ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Согласно ст. 117 Семейного кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 декабря 2011 года) судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
По смыслу приведенного положения закона индексацию алиментов производят судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ.
Аналогичный порядок осуществления индексации предусмотрен частью 1 статьи 102 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
Таким образом, до 30 ноября 2011 г. индексация алиментов правомерно производилась, исходя из величины МРОТ на конкретный период и с учетом изменения величины МРОТ, с 1 декабря 2011 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Из изложенного следует, что механизм индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, изменен Федеральным законом от 30.11.2011 №363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым зависимость индексации алиментов от роста величины минимального размера оплаты труда заменена зависимостью от роста величины прожиточного минимума.
Разъяснения судебным приставам-исполнителям о порядке индексации алиментов даны в Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19 июня 2012 года №01-16 (пункт 5.2), а также в Письме ФССП России от 21 декабря 2011 года №12/01-31164-АП "О порядке индексации алиментов".
Согласно главе 5.2 раздела 5 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 19.06.2012 №01-16, в соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ и п. 1 ст. 117 СК РФ в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.
Величина прожиточного минимума в Тверской области устанавливается постановлениями Правительства Тверской области и составляет для детей: с 1 декабря 2011 года - 5721 рубль 75 копеек, с 1 января 2012 года - 5825 рублей 59 копеек, с 1 апреля 2012 года - 5918 рублей 04 копеек, с 1 июля 2012 года - 6105 рубля 64 копеек, с 1 октября 2012 года - 6122 рубля 59 копеек, с 1 января 2013 года - 6923 рубль 85 копеек, с 1 апреля 2013 года - 7276 рублей 77 копеек, с 1 июля 2013 года - 7353 рубля 66 копеек, с 1 октября 2013 года - 7187 рублей 62 копеек, с 1 января 2014 года - 7715 рублей 24 копеек, с 1 апреля 2014 года - 8217 рублей 83 копеек, с 1 июля 2014 года- 8092 рублей 26 копеек, с 1октября 2014 года - 8324 рублей 19 копеек, с 1 января 2015 года - 10067 рублей 20 копеек, с 1 апреля 2015 года - 10369 рублей 55 копеек, с 1 июля 2015 года - 9961 рублей 86 копеек, с 1 октября 2015 года - 9692 рублей 04 копеек, с 1 января 2016 года - 10215 рубля 70 копеек, с 1 апреля 2016 года - 10340 рублей 14 копеек, с 1 июля 2016 года - 10178 рубля 53 копеек, с 1 октября 2016 года - 9880 рублей 95 копеек, с 1 января 2017 года - 10235 рубль 49 копеек, с 1 апреля 2017 года - 10625 рублей 00 копеек, с 1 июля 2017 года - 10706 рубля 39 копеек, с 1 октября 2017 года - 10037 рублей 39 копеек, с 1 января 2018 года - 10347 рубль 80 копеек, с 1 апреля 2018 года - 10710 рублей 64 копеек, с 1 июля 2018 года — будет установлена в ноябре 2018 года, следует брать сумму за второй квартал.
Судом установлено, что в постановлении судебного пристава-исполнителя от 14.08.2018 расчеты составлены по форме, утвержденной в Приложении №3 к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утвержденной ФССП России 19.06.2012 №01-16), и соответствуют названным Методическим рекомендациям.
Согласно п. 1 ст. 113 СК РФ взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов в силу п. 2 ст. 113 СК РФ производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 СК РФ трехлетнего срока.
Принимая во внимание, что положения действующего семейного законодательства и законодательства об исполнительном производстве наделяют судебного пристава-исполнителя полномочиями по индексации размера алиментов, которые взысканы решениями судов в МРОТ либо в иной твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя от 14.08.2018 вынесено полномочным должностным лицом, соответствует положениям ч. 2 ст. 113 СК РФ, прав и законных интересов должника не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО5 о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам по Тверской области ФИО3 и обязании произвести расчет задолженности по алиментам по исполнительному производству с учетом индексации пропорционально увеличению МРОТ, признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2018 судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Шустрова