Дело № 2-1157/13
Решение
Именем Российской Федерации
«11» октября 2013 года г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Н.В.,
при секретаре Пыжовой О.А.,
с участием представителя ответчика Филипповой Е.Г.,
представителя третьего лица – ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области Зайцевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торопчиной Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонному) Тверской области о восстановлении срока начисления трудовой пенсии по старости,
установил:
Торопчина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, о восстановлении срока начисления трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что истец <дата> была задержана и заключена под стражу в СИЗО <№> города <адрес>, и находилась под следствием до <дата> С <дата> по <дата> содержалась в СИЗО <№> г. <адрес>. Уже находясь в заключении, истцу исполнилось 55 лет - <дата>.
В связи с тем, что истцу было необходимо оформлять пенсию по достижению пенсионного возраста, а находясь в заключении, она это сделать самостоятельно не имела возможности, она обратилась к начальнику СИЗО <№>, которая ей пояснила, что оформлением пенсии СИЗО не занимается и Торопчиной Н.В. пенсию оформят в колонии, куда ее направят для дальнейшего отбывания наказания, при этом она ничего не потеряет. Для дальнейшего отбывания наказания истец прибыла в ИК-<№> <адрес> <дата>, а пенсию ей назначили с <дата>, лишь после вмешательства в этот процесс начальника ИК-<№>.
Истцом на жалобы по поводу лишения ее пенсии с <дата> по <дата> получены следующие ответы.
Исполняющего обязанности заместителя начальника УФСИН, согласно которому в соответствии с требованиями приказа <№> МЮ РФ в исправительных учреждениях оформлением пенсии, занимается группа социальной защиты. Создание таких групп в СИЗО вышеуказанным приказом не предусмотрено. Истец находилась в СИЗО с <дата> по <дата> г.
Заместителя управляющего ГУОПФР по Тверской области, согласно которому граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. В управление Пенсионного фонда в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное), заявление со всеми необходимыми документами о назначении пенсии поступило <дата> На основании поданного заявления пенсия установлена с указанной даты. Законных оснований для выплаты пенсии с более раннего срока, независимо от причин просрочки даты обращения за пенсией не имеется.
Истец полагает, что если бы она находилась на свободе то пенсию начала бы получать как положено с <дата>, а не с <дата>, так как это зависело бы от нее самой, а не от работников социальных служб.
Торопчина Н.В. проживала и прописана в <адрес>.
В судебное заседание истец Торопчина Н.В. не явилась, отбывает наказание в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области. О времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. В ходе выездного судебного заседания истец поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, также пояснила, что просит восстановить срок обращения за пенсией и назначить трудовую пенсию по старости с <дата>, то есть по достижении пенсионного возраста.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом представлены заявления, поступившие в Вышневолоцкий городской суд Тверской области <дата> и <дата>, содержащие ее доводы и объяснения по существу иска.
Представитель ответчика – Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области Филиппова Е.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Из письменных возражений следует, что с <дата> Торопчиной Н.В. назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Закон № 173-ФЗ), на основании письменного заявления о назначении пенсии от <дата> г.
В исковом заявлении Торопчина Н.В. просит восстановить срок обращения за пенсией и назначить пенсию с <дата>, по достижении истцом пенсионного возраста, вышеуказанное требование не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 19 Закона №173-Ф3 трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В соответствии с п.2 ст.18 названного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 15 Постановления Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. №17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 г. и статье 23 Закона от 15.12.2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Исходя из вышеуказанного, действующее пенсионное законодательство не предусматривает правовых оснований восстановления срока подачи заявления для назначения трудовой пенсии по старости.
На основании пункта 13 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.12.2011 г., № 1521н граждане, осужденные к лишению свободы, подают заявление об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
В соответствии с пунктами 1,2,3 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, утвержденных ГУИН МВД РФ от 04.11.1997 г. оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения) осуществляется администрацией соответствующего учреждения. Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения. Основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.
Таким образом, вопросы подготовки и направления необходимых документов для назначения пенсии осужденным относятся к компетенции администрации исправительного учреждения. Истец, достигнув возраста 55 лет <дата> и находясь в СИЗО <№> <адрес>, должна была обратиться к администрации этого учреждения по вопросу назначения пенсии и в случае бездействия администрации обратиться в суд с исковыми требованиями к данному учреждению о возмещении причиненного ущерба, выразившегося в недополученной пенсии.
На основании пункта 2 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г., № 16/19па к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должен быть приложен документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.
В своем заявлении от <дата> о назначении трудовой пенсии по старости, Торопчина Н.В. указывает, что причиной обращения за назначением трудовой пенсии по старости после достижения пенсионного возраста и получения права на пенсию является отсутствие паспорта в момент приобретения данного права.
Согласно копии паспорта истца, имеющегося в материалах пенсионного дела, он выдан отделением УФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе <дата>.
Таким образом, истец не имея паспорта или иного документа, удостоверяющего ее личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, не могла обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении пенсии.
На основании вышеизложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований Торопчиной Н.В. о восстановлении срока обращения за трудовой пенсией по старости с <дата> отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области Зайцева С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Торопчина Н.В. прибыла в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области <дата> При прибытии в учреждение у осужденной отсутствовали все документы для оформления трудовой пенсии по старости, а именно паспорт, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство. Работниками учреждения оформлялись необходимые документы для назначения истцу пенсии, в том числе и паспорт. После сбора всех необходимых документов, истцу была оформлена трудовая пенсия по старости.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ СИЗО-<№> УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, представлены письменные возражения. О явке извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из письменных возражений следует, что Торопчина Н.В. в период с <дата> по <дата> содержалась под стражей в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее - Учреждение).
Торопчина Н.В. арестована <дата> сотрудниками ОМВД РФ <данные изъяты> по САО <адрес> по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ.
Приговором Тимирязевского районного суда <адрес> от <дата> Торопчина Н.В. осуждена по ст. 161 ч. 2 п. «г», 325 ч. 2 УК РФ с применением ст. 69 ч. 3 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима со штрафом 10000 рублей.
Приговор вступил в законную силу <дата>.
<дата> осужденная Торопчина Н.В. была этапирована для дальнейшего отбывания наказания в распоряжение УФСИН России по Тверской области.
При этапировании Торопчиной Н.В. в исправительную колонию из следственного изолятора, вместе с осужденной направлено ее личное дело, к которому были приобщены все документы (заявления, ходатайства, жалобы и др.), поступившие на имя Торопчиной Н.В., а также направленные ею в различные инстанции через администрацию Учреждения.
Согласно Журналу <№> регистрации жалоб и заявлений в отношении спецконтингента, за время содержания под стражей через администрацию Учреждения Торопчина Н.В. заявлений, связанных с вопросом назначения трудовой пенсии по старости не направляла.
Согласно Журналу <№> учета предложений, заявлений и жалоб спецконтингента в адрес администрации СИЗО, за время содержания под стражей в адрес администрации Учреждения заявлений от Торопчиной Н.В. не зарегистрировано.
В момент поступления Торопчиной Н.В. в следственный изолятор, а также во время последующего содержания под стражей, в личном деле заключенной отсутствовал паспорт гражданина РФ и иные документы, удостоверяющие личность.
Кроме этого, отсутствовала запись о месте жительства (регистрации) Торопчиной Н.В., то есть везде в официальных документах (постановлениях, приговоре) было указано «Без определенного места жительства».
Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 262 «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» специалист по социальной работе исправительного учреждения обязан готовить необходимые документы для получения осужденными паспорта установленного образца, оформлять необходимые документы на получение пенсии осужденным, и т.д.
Согласно пункту 9 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительным учреждением являются колония-поселение, воспитательная колония, исправительные колонии всех режимов, а также следственный изолятор - для осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (Торопчина Н.В. за время содержания под стражей к данной категории осужденных не относилась).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственный изолятор является местом содержания под стражей.
Создание групп социальной защиты, а также оформление документов (восстановление утраченных паспортов, трудовых книжек, оформления пенсий и т.д.) лицам, содержащимся под стражей в следственных изоляторах, законом не предусмотрено.
Обвиняемые имеют право обращаться в паспортные столы для восстановления утраченных документов, органы пенсионного фонда и т.д. самостоятельно, либо через адвокатов и иных доверенных лиц (Торопчина Н.В. с вышеуказанными заявлениями через администрацию Учреждения не обращалась).
Право на получение помощи социального работника для оформления пенсии по старости возникло у осужденной после прибытия в исправительную колонию <№> УФСИН России по Тверской области - в конце <дата>.
Ввиду отсутствия в личном деле Торопчиной Н.В. паспорта гражданина РФ и трудовой книжки, социальный работник исправительного учреждения вероятнее всего сначала оказывал помощь осужденной в восстановлении утраченных документов, а уже после их восстановления - обратился в пенсионный фонд для оформления пенсии.
На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении исковый требований Торопчиной Н.В. в полном объеме.
В силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости) (п.1 ст.19 указанного Федерального закона).
В соответствии с п.7 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Торопчина Н.В., <дата> года рождения, в период с <дата> по <дата> содержалась под стражей в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>», с <дата> отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области.
В период содержания Торопчиной Н.В. в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор <№> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» обращений по поводу оформления трудовой пенсии по старости в адрес администрации Учреждения не зарегистрировано.
Сведений о направлении Торопчиной Н.В. заявления о назначении трудовой пенсии по старости непосредственно в пенсионный орган, согласно сообщению ФКУ СИЗО <№> УФСИН России по <адрес>, не имеется.
Из справки ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области следует, что по прибытии Торопчиной Н.В. в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области у нее отсутствовали документы необходимые для оформления трудовой пенсии по старости, а именно: паспорт, трудовая книжка, страховое пенсионное свидетельство.
Из материалов пенсионного дела следует, что Торопчина Н.В. с <дата> является получателем пенсии на основании п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из заявления Торопчиной Н.В. на имя начальника ГУ – Управление ПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области от <дата> следует, что Торопчина Н.В. ранее не обращалась с заявлением о назначении пенсии в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, так как прибыла в ИК-<№> <адрес> <дата> и у нее не было паспорта. В СИЗО <№> <адрес>, откуда она прибыла, пенсию ей не оформляли по той же причине. Она находится под стражей с <дата>.
Паспорт гражданина Российской Федерации выдан Торопчиной Н.В. <дата> отделением УФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе.
<дата> Торопчина Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о назначении пенсии, что подтверждается распиской-уведомлением от <дата>.
С указанным заявлением истцом были представлены следующие документы: копия паспорта, справки о работе – 4 шт., справки о заработной плате – 3 шт., копии личных карточек – 3 шт., копии лицевых счетов- 11 шт., справка о расторжении брака, сообщение из налоговой службы, личное заявление.
На основании решения <№> от <дата> Торопчиной Н.В. назначена ежемесячная трудовая пенсия по старости с <дата> в сумме 7543 руб. 71 коп.
Согласно справке ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области при прибытии в учреждение осужденной Торопчиной Н.В. в карантине <дата> ст. специалистом ГСЗ и УТС майором внутренней службы ФИО1 был разъяснен порядок оформления пенсии по старости. Из-за отсутствия бюджетных денежных средств паспорт осужденной Торопчиной Н.В. был подан на оформление в ОУФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе <дата>.
Паспорт был получен начальником отдела специального учета капитаном внутренней службы ФИО2 <дата> ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области.
Из-за отсутствия трудовой книжки, которая подтверждает общий трудовой стаж, проводилась работа по розыску стажа осужденной Торопчиной Н.В. На основании ее заявлений сделаны соответствующие запросы <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>; получены соответствующие ответы <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>.
<дата> документы на оформление пенсии по старости ос. Торопчиной Н.В. были сданы в Пенсионный фонд <адрес>.
На лицевой счет пенсия осужденной Торопчиной Н.В. была зачислена <дата>.
Факт совершение третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, указанных в справке действий, направленных на оформление истцу трудовой пенсии по старости, подтверждаются также представленными запросами.
Согласно справке Торопчина Н.В., <дата> года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, на учете в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> Тверской области не состоит, пенсия не назначалась и не выплачивалась.
Из справки Межрайонной ИФНС России <№> по Тверской области от <дата> следует, что Торопчина Н.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> Указаны сведения о суммах вмененного дохода за периоды <дата> – <дата>, первый квартал <дата>.
<дата> истцу на ее обращение в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <данные изъяты> сообщено, что к компетенции указанного отделения отнесены вопросы исполнения действующего законодательства, а также осуществление контроля за правильностью исчисления и выплаты пенсий, назначенных по линии Пенсионного фонда РФ гражданам, проживающим в <данные изъяты>.
Согласно сообщению УФСИН России по Тверской области от <дата> на обращение истца от <дата> по вопросу оформления пенсии в местах лишения свободы, в соответствии с требованиями приказа №262 МЮ РФ в исправительных учреждениях решением социальных вопросов, возникающих у осужденных, в том числе и оформлением пенсии, занимается группа социальной защиты. Создание таких групп в СИЗО вышеуказанным приказом не предусмотрено. При поступлении Торопчиной Н.В. в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области в личном деле отсутствовали документы, подтверждающие право на пенсию (сведения о наличии трудового стажа) и паспорт гражданина РФ.
Из сообщения ОПФР по Тверской области от <дата> <№> следует, что в Управление Пенсионного фонда в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) заявление со всеми необходимыми документами о назначении пенсии поступило <дата> На основании поданного заявления пенсия установлена с указанной даты. Законных оснований для выплаты пенсии с более раннего срока, независимо от причины просрочки даты обращения за пенсией, не имеется.
В силу п.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии производится по заявлению гражданина.
Согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда РФ №17, ПФ РФ №19пб от 27.02.2002 г. граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания (п.6).
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя (п.7).
Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения (п.8).
Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 г. и статье 23 Закона от 15.12.2001 г., но не ранее дня приобретения права на пенсию.
Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17.12.2001 г.).
Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п.15).
Из смысла названных норм следует, что назначение пенсии носит заявительный характер и пенсионные органы не вправе назначать пенсию в отсутствие такого заявления, поскольку обращение за пенсией является правом гражданина.
Судом установлено, что Торопчина Н.В. в период с <дата> по <дата> содержалась под стражей в ФКУ СИЗО-<№> УФСИН России по <адрес>, осуждена приговором Тимирязевского районного суда <адрес> от <дата> к наказанию в виде лишения свободы. С <дата> отбывает назначенное наказание в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области.
В соответствии с п.9 ст.16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
В исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (п.1 ст.77 указанного Кодекса).
Согласно статье 8 Федерального закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Таким образом, из смысла указанных правовых норм следует, что следственные изоляторы в систему органов исполнения наказаний входят в исключительных случаях, предусмотренных ст.77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае следственный изолятор не является органом исполнения наказания, поскольку истец наказание в виде лишения свободы в ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по <адрес> не отбывала.
В силу п. 1 Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, утвержденного ГУИН МВД России от 04.11.1997 г. оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения (п. 2).
При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении (Приложение 1).
При отсутствии в личном деле необходимых документов администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению (п.4).
Согласно п.1 Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 г. №262, настоящее Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее - группа), ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности сотрудников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут сотрудники группы.
К основным задачам группы социальной защиты осужденных относится, в том числе решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных (п.14).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у ФКУ СИЗО-<№> УФСИН России по <адрес> обязанности по оформлению трудовой пенсии по старости истцу не имелось. В связи с чем, оформление трудовой пенсии по старости в период нахождения в указанном учреждении зависело от волеизъявления истца.
Доводы истца, изложенные в заявлении от <дата>, о том, что Приказ №262 МЮ РФ не предусматривает создание групп социальной защиты в СИЗО, и, что осужденные к лишению свободы обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через администрацию этого учреждения, не могут быть приняты судом во внимание.
Так, в период содержания под стражей в ФКУ СИЗО-<№> УФСИН России по <адрес> истец не была лишена возможности самостоятельно обратиться в пенсионный орган по вопросу назначения трудовой пенсии по старости путем направления соответствующего заявления через администрацию следственного изолятора либо путем выдачи соответствующей доверенности представителю.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что по вопросу оформления трудовой пенсии по старости Торопчина Н.В. в адрес администрации ФКУ СИЗО <№> УФСИН России по <адрес> не обращалась.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами, содержащимися в личном деле осужденной Торопчиной Н.В., сообщением ФКУ СИЗО-<№> УФСИН России по <адрес>.
В материалах личного дела осужденной содержится только сопроводительная от <дата> о препровождении доверенности Торопчиной Н.В. по оформлению пенсии.
Также материалы личного дела осужденной Торопчиной Н.В. не содержат и заявления в адрес администрации ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области по вопросу оформления трудовой пенсии по старости.
В материалах дела имеются сведения о направлении ходатайства осужденной Торопчиной Н.В., отбывающей наказание в ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области, о предоставлении сведений в отношении пенсии от <дата> в адрес ГУ УПФ РФ в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе, жалобы о назначении пенсии в адрес Председателя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002 г. к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 г. или 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 15 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда РФ №16, ПФ РФ №19па от 27.02.2002 г. в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, предъявляется паспорт этого лица.
В судебном заседании установлено, что в период с <дата> по <дата> администрацией ФКУ ИК-<№> УФСИН России по Тверской области осуществлялся сбор документов, подтверждающих трудовой стаж, необходимых для назначения Торопчиной Н.В. трудовой пенсии по старости, а также производились действия по оформлению истцу паспорта гражданина РФ.
Как усматривается из материалов дела, паспорт гражданина РФ Торопчиной Н.В. был выдан <дата>, ранее документов, удостоверяющих личность истца, не имелось.
Таким образом, доказательств, подтверждающих совершение ответчиком, третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, действий, влекущих невозможность для истца назначения трудовой пенсии по старости с момента возникновения права, а также доказательств самостоятельного обращения истца в пенсионный орган в материалах дела не имеется.
Доводы истца, изложенные в заявлении от <дата>, о том, что справка Межрайонной ИФНС России <№> по Тверской области, содержащая сведения об уплате единого налога на вмененный доход, что уже дает право для начисления минимальной пенсии, была представлена ею в администрацию исправительного учреждения сразу же по прибытию в ИК-<№>, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований по указанным выше основаниям.
Учитывая, заявительный характер назначения трудовой пенсии по старости, обращение истца с соответствующим заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в пенсионный орган <дата>, оснований для восстановления срока начисления трудовой пенсии по старости и назначения истцу указанной пенсии с <дата> не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Торопчиной Н.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонному) Тверской области о восстановлении срока начисления трудовой пенсии по старости и назначении трудовой пенсии по старости с <дата> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Белякова