Дело № 12-153/2019
Решение
Именем Российской Федерации
06 сентября 2019 г. г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Шустрова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-2» ФИО2 на постановление о назначении административного наказания №69/12-2640-19-И, вынесенное 28 мая 2019 г. Государственным инспектором труда в Тверской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-2»,
установила:
постановлением государственного инспектора труда в Тверской области ФИО3 №69/12-2640-19-И от 28 мая 2019 г. Общество с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-2» (далее по тексту – ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе директор ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» ФИО2 просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, указав, что в постановлении о назначении административного наказания указано время совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ – 10:00 часов 30.04.2019. Таким образом, Государственная инспекция труда полагает, что ненадлежащее оформление трудового договора является длящимся правонарушением, а, значит, срок давности привлечения к административной ответственности за такое нарушение будет течь только с момента его обнаружения (ч.2 ст.4.5 КоАП РФ). Верховный Суд РФ с таким подходом не согласился. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения. Таким образом, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории срок давности привлечения учреждения к административной ответственности начал исчисляться 05 февраля 2016 г. (дата заключения трудового договора) и истек 05 февраля 2017 г., что на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным в ней основаниям.
Государственный инспектор труда в Тверской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, поступило заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, поддерживает доводы возражений на жалобу, направленные ранее. В письменных возражениях критикуются доводы жалобы, указано о том, что в дополнительном соглашении №1 от 28.02.2017 отсутствуют обязательные для включения в трудовой договор условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Законодательством РФ не установлен срок, в который работодатель должен внести дополнения к трудовому договору. Противоправность данного деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем, либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти. Срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления, в связи с чем должен исчисляться с 30.04.2019.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, судья приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В силу части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом (часть первая статьи 16 названного Кодекса).
Требования к форме трудового договора и порядку оформления приема на работу установлены статьями 67, 68 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия труда на рабочем месте.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В соответствии с частью второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: доплаты, надбавки; гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Часть 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Из диспозиции части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривается, что она предусматривает формальный состав правонарушения, при котором сам факт нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права достаточен для привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения (приказа) государственного инспектора труда Тверской области от 11 апреля 2019 г. № 69/12-1688-19-И, в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, в отношении ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» на основании информации о пострадавшем от несчастного случая на производстве ФИО1 вх. №69/6-345-19-ПВ от 21.03.2019, в период с 24 апреля 2019 г. по 30 апреля 2019 г. проведена документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки №69/12-2034-19-И от 30 апреля 2019 г., согласно которому, в ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской федерации, а именно, в трудовой договор <№> от 05.02.2016, дополнительное соглашение №1 от 28.02.2017, заключенное между ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» и ФИО1, не включено обязательное условие, а именно: гарантии и компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда.
30 апреля 2019 г. Государственной инспекцией труда в Тверской области в адрес ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» вынесено предписание №69/12-2035-19-И об устранении нарушений трудового законодательства.
24 мая 2019 г. по факту выявленных нарушений в отношении ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» составлен протокол об административном правонарушении №69/12-2344-19-И.
Постановлением Государственного инспектора труда в Тверской области ФИО3 №69/12-2640-19-И от 28 мая 2019 г. ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно постановлению о назначении административного наказания от 28 мая 2019 г., временем совершения ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является 10-00 часов 30.04.2019.
Вопреки выводам должностного лица, административное правонарушение, выразившееся в ненадлежащем оформлении трудового договора, длящимся признать нельзя.
Временем совершения вмененного ООО «Вышневолоцкое ПАТП-2» административного правонарушения, является дата ненадлежащего оформления соответствующего трудового договора.
Как следует из материалов дела, трудовой договор с ФИО1 заключен и оформлен 05 февраля 2016 г., дополнительное соглашение к трудовому договору «Об условиях труда, гарантиях и компенсациях» датировано 28 февраля 2017 г.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
При установленных обстоятельствах судья полагает, что постановление от 28 мая 2019 г. о назначении Обществу административного наказания за нарушение трудового законодательства по части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая приведенные обстоятельства и принимая во внимание вышеперечисленные нормы Закона, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решила:
постановление о наложении административного наказания №69/12-2640-19-И, вынесенное 28 мая 2019 г. Государственным инспектором труда в Тверской области ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-2» отменить.
Прекратить в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вышневолоцкое пассажирское автотранспортное предприятие-2» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.А. Шустрова