Дело №2-572/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца. Выселки 02 апреля 2018 г.
Выселковский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кальчевского А.Н.,
при секретаре Черкасовой С.В.,
с участием истца Дьяконова В.Н.,
представителя ответчика – администрации Новобейсугского сельского поселения – Белан Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяконова В.Н. к администрации Новобейсугского сельского поселения Выселковского района о взыскании денежных средств,
установил:
Дьяконов В.Н., с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ требований, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что в соответствии с федеральными законами, законами Краснодарского края и решениями сессий Совета Новобейсугского сельского поселения ему было назначено дополнительное материальное обеспечение - пенсия за выслугу лет с (__)____ года по выходу на пенсию по возрасту с должности главы администрации Новобейсугского сельского поселения. Указанную пенсию за выслугу лет администрация Новобейсугского сельского поселения платила нерегулярно, истцу приходилось систематически обращаться к главам администрации поселения в устной и письменной форме о погашении задолженности, с просьбами о ежемесячной выплате в установленные сроки. В связи с тем, что в 2016 и 2017 годах объём задолженности стал резко расти, истец решил обраться в суд с указанным иском. Просит суд взыскать с администрации Новобейсугского сельского поселения задолженность по выплате ему, Дьяконову В.Н., пенсии за выслугу лет в размере 136 054 рубля 80 копеек; обязать администрацию Новобейсугского сельского поселения Выселковского района платежи за выслугу лет выплачивать в установленные сроки, ежемесячно и в полном объёме.
В судебном заседании истец Дьяконов В.Н. измененные исковые требования поддержал. Просил суд взыскать с ответчика государственную пошлину, исходя из размера уточненных исковых требований.
Представитель ответчика – администрации Новобейсугского сельского поселения – Белан Г.В. - в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что измененные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Дьяконов В.Н. занимал должность главы администрации Новобейсугского сельского поселения Выселковского района.
С 30 апреля 2009 года Дьяконову В.Н. назначено дополнительное материальное обеспечение – пенсия за выслугу лет по выходу на пенсию по возрасту с должности главы администрации Новобейсугского сельского поселения Выселковского района.
Решением Совета Новобейсугского сельского поселения от 11 декабря 2008 года № 2 «Об утверждении Положения «О дополнительном материальном обеспечении (пенсии за выслугу лет) лиц, замещавших выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Новобейсугкого сельского поселения Выселковского района»» и Решением Совета Новобейсугского сельского поселения от 30 апреля 2009 года № 1 «О внесении изменений в решение Совета Новобейсугского сельского поселения от 11 декабря 2008 года №2 «Об утверждении Положения «О дополнительном материальном обеспечении (пенсии за выслугу лет) лиц, замещавших выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Новобейсугкого сельского поселения Выселковского района»» размер дополнительного материального обеспечения устанавливается в пределах исчисленных базовой страховой и накопительной частей пенсии по старости или инвалидности: лицам, замещавшим выборные муниципальные должности группы «А» и муниципальные должности муниципальной службы группы «Б» от 1 года до 5 лет - 55%, а при исполнении этих же полномочий, свыше 5 лет - 100%.
Соответственно, так как Дьяконов В.Н. занимал должность главы администрации, ему установлено дополнительное материальное обеспечения в размере 100%.
Согласно справке от 12 мая 2016 года, выданной УПФР в Выселковском районе, следует, что сумма страховой пенсии по старости Дьяконова В.Н. составляет на 01 января 2016 года 14 159 рублей 40 копеек с 01 февраля 2016 года 14 726 рублей 27 копеек, соответственно пенсия по выслуги лет на 01 января 2016 года составляет 14 159 рублей 40 копеек. С 01 февраля 2016 года 14 726 рублей 27 копеек. 14159,40 + 14726,27 х 11= 176148,37 рублей. Итого за 2016 год начислено 176 148 рублей 37 копеек, из них согласно платежным поручениям выплачено 109 111 рублей 43 копейки.
Таким образом, задолженность администрации Новобейсугского сельского поселения Выселковского района Дьяконову В.Н. за 2016 год составляет 67 036 рублей 94 копейки.
За 2017 год размер дополнительного материального обеспечения на 01 января 2017 года составил 14 726 рублей 27 копеек.
Согласно Решению Совета Новобейсугского сельского поселения Выселковского района от 10 мая 2017 года №4-164 «Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Новобейсугское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район»; Решение Совета Новобейсугского сельского поселения от 11 декабря 2008 года № 2 «Об утверждении Положения «О дополнительном материальном обеспечении (пенсии за выслугу лет) лиц, замещавших выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Новобейсугкого сельского поселения Выселковского района»» и Решение Совета Новобейсугского сельского поселения от 30 апреля 2009 года № 1 «О внесении изменений в решение Совета Новобейсугского сельского поселения от 11 декабря 2008 года № 2 «Об утверждении Положения «О дополнительном материальном обеспечении (пенсии за выслугу лет) лиц, замещавших выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы Новобейсугкого сельского поселения Выселковского района» признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Решения максимальный размер пенсии за выслугу лет с учетом перерасчета не может превышать минимальный размер страховой пенсии, установленный Правительством Российской Федерации, в сумме 13 700 рублей 00 копеек на 01 марта 2017 года.
Таким образом, за 2017 год Дьяконову В.Н. начислено 168 505 рублей 08 копеек, из расчета: (14726,27 х 4) + (13700 х 8) = 168505,08 рублей.
Из них согласно платежным поручениям выплачено 154 805 рублей 08 копеек.
В соответствии с пунктами «ж» и «н» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п.2 ст.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23).
В силу ч.2 ст.24 Федерального закона №25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона №25-ФЗ от 02 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2015 года) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Ранее аналогичные положения содержались и п.5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
При этом как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года №132-П «По делу о проверке конституционном положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой» назначаемые муниципальным служащим пенсии за выслугу лет по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсия за выслугу лет) являются дополнительным пенсионным обеспечением, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, и может регулироваться законами, иными нормативными актами субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления. Оно направлено на достижение оптимального сочетания унификации и дифференциации в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному обеспечению муниципальных служащих и обусловлено задачами поддержания необходимого уровня гарантирования пенсионных прав данной категории граждан с учетом социально-экономического развития конкретного субъекта РФ и его особенностей, включая специфику отношений местного самоуправления, то принимаемыми ими в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ актами определяются условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за выслугу лет, которая выплачивается за счет средств местных бюджетов. Наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12), в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств указанного обеспечения для лиц, замещавших должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании. Соответственно, правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, установленное на федеральном уровне (включая предусмотренное положением пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу), не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсии за выслугу лет. Органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что устанавливаемый ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
В соответствии с изменениями внесенными в п.4 ст.7 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
Указанные изменения вступили в силу лишь с 01 января 2017 года.
Пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования пенсиям.
На основании справки расчета по дополнительному материальному обеспечению муниципальных служащих №... от 30 марта 2018 года следует, что задолженность ответчика перед исцом на данный момент составляет 136 054 рубля 80 копеек.
Дьяконов В.Н. с размером указанной задолженности согласен, о чем указал в своем заявлении об уменьшении исковых требований.
Факт нарушения прав истца несвоевременной выплатой дополнительного материального обеспечения нашел свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, измененные исковые требования Дьяконова В.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судебные издержки по уплате государственной пошлины, понесенные истцом и подтвержденные квитанцией от 19 февраля 2018 года, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Дьяконова В.Н. – удовлетворить.
Взыскать с администрации Новобейсугского сельского поселения задолженность по выплате Дьяконову В.Н. пенсии за выслугу лет в размере 136 054 рублей 80 копеек, государственную пошлину в сумме 3921 рубль 10 копеек.
Обязать администрацию Новобейсугского сельского поселения Выселковского района платежи за выслугу лет выплачивать в установленные сроки, ежемесячно и в полном объёме.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Выселковский районный суд.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Выселковского районного суда А.Н. Кальчевский