НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выксунского городского суда (Нижегородская область) от 27.06.2016 № 12-108/2016

Дело №12-108/2016 Р Е Ш Е Н И Ег. Выкса 27 июня 2016 г.

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Илюшков М.Н., с участием представителя юридического лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении Мишенина В.И., должностного лица Абдуллаевой Л.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.7 КоАП НО в отношении

ООО «НижегородСтройСервис…………………………………….

по жалобе представителя ООО «НижегородСтройСервис» Мишенина В.И. на постановление начальника Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Абдуллаевой Л.И. №… от …..2016 г., которым ООО «НижегородСтройСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренным ст.5.7 КоАП НО и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300000,00 руб.

у с т а н о в и л

Постановлением начальника Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Абдуллаевой Л.И. №…от …..2016 г., ООО «НижегородСтройСервис» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренным ст.5.7 КоАП НО и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300000,00 руб.

На данное постановление представителем ООО «НижегородСтройСервис» Мишениным В.И. (доверенность в деле) подана жалоба, в которой заявитель просит обжалуемое постановление отменить и дальнейшее производство по нему прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения).

В судебном заседании представителю заявителя, должностному лицу разъяснены права, в соответствии с их процессуальным положением.

Отвод не заявлен.

Ходатайство представителя заявителя о приобщении письменных документов, удовлетворено.

Суд по своей инициативе допросил свидетелей 1. и 2.

В судебном заседании представитель заявителя Мишенин В.И. доводы жалобы поддержал и просил её удовлетворить.

Должностное лицо Абдуллаева Л.И. просила постановление оставить без изменения, а жалобу представителя заявителя без удовлетворения.

Суд, выслушав доводы представителя заявителя, должностного лица, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит следующее.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно протоколу об административном правонарушении №… от …..2016 г., составленным ведущим специалистом Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – госинспектором в области охраны окружающей среды А.., ООО «НижегородСтройСервис» производило разработку недр в районе – около …. метров об боковых сторон приусадебных участков ул…….. г. Выкса Нижегородской области, на земельном участке в виде усеченной пирамиды, размером: нижнее основание – прямоугольник, размеры сторон составляют …. м. и …. м.; верхнее основание – прямоугольник, размеры сторон которого составляют … м и …. м.; высота усеченной пирамиды составляет …. м.; объем выемки грунта составляет …. куб. м., без соответствующей лицензии.

Согласно диспозиции ст.5.7 КоАП НО, административная ответственность юридических лиц за нарушение порядка пользования участками недр местного значения, установленного законодательством области, за исключением случав, предусмотренных статьями 8.9 – 8.11 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с п.1 ст.2.3 Закона РФ от 21.02.1991 г. №2395-1 (в редакции от 13.07.2015 г. с изм. и доп. 01.01.2016 г.) «О недрах», к участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

В силу ст.4 данного Закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;

7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;

8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

9) установление порядка пользования участками недр местного значения;

10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;

13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;

14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;

14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;

15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Согласно ст.5 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;

2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

В соответствии с п.п.1, 2, 3 и 5 ст.1 Закона Нижегородской области от 03.11.2010 г. №169-З (в редакции от 21.12.2015 г.) «О недропользовании на территории Нижегородской области», в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

2) участок недр - геометризованный блок или блоки недр, пространственные границы которых определяются в установленном порядке;

3) общераспространенные полезные ископаемые - часто встречающиеся на территории Нижегородской области горные (в том числе и органоминеральные) породы и минералы, включенные в региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых, формируемый совместно федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и Правительством Нижегородской области;

5) участки недр местного значения - участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.2 данного Закона, настоящий Закон регулирует отношения недропользования на территории Нижегородской области, в том числе порядок предоставления участков недр местного значения и использования их в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, а также геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Вопросы недропользования, не регламентированные настоящим Законом, регулируются Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах"), иным законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Согласно п.9 ч.1 ст.4 названного Закона, к полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере регулирования отношений недропользования относится:

9) установление порядка пользования участками недр местного значения.

В соответствии с п.п. 2.3-2.8 п.2.1 постановления Правительства Нижегородской области от 24.04.2013 г. №260 «О Порядке пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области, пользование участками местного значения на территории Нижегородской области», в соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации "О недрах" к участкам недр местного значения относятся:

2.3. Пользователями недр местного значения могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено Законом Российской Федерации "О недрах", федеральными законами.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

2.4. Право пользования участками недр местного значения на территории Нижегородской области предоставляется органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере недропользования, - министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в порядке, установленном федеральным законодательством о недрах и законодательством Нижегородской области о недропользовании.

2.5. Предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами (далее - лицензия). Оформление, государственная регистрация и выдача лицензии осуществляется в соответствии с Порядком оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на право пользования участками недр местного значения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июля 2012 года N 438.

2.6. Участки недр местного значения предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока в соответствии со сроками пользования участками недр, установленными статьей 10 Закона Российской Федерации "О недрах".

Сроки пользования участками недр местного значения исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

2.7. Пользование участками недр местного значения является платным. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" при пользовании участками недр местного значения уплачиваются следующие платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

3) сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2.8. Земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом Российской Федерации "О недрах".

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

В соответствии с п.п.5-7 Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16.07.2012 г. №438, лицензии оформляются в соответствии с принятыми Минэкологии решениями о предоставлении права пользования участками недр местного значения субъекту предпринимательской деятельности, признанному победителем аукциона или конкурса на право пользования участком недр местного значения, либо о предоставлении права пользования участками недр местного значения субъекту предпринимательской деятельности без проведения аукциона или конкурса в случаях, установленных законодательством.

6. Оформление и государственная регистрация лицензии субъекту предпринимательской деятельности осуществляются Минэкологии в течение 30 календарных дней со дня принятия Минэкологии решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения.

7. Лицензия оформляется в соответствии с требованиями статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" в трех экземплярах.

Текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные условия пользования участками недр, являются неотъемлемой составной частью лицензии.

Согласно муниципальному контракту №118-2015 от 23.05.2015г., данный контракт заключен на основании законодательства РФ и на основании результатов размещения закупки путем проведения аукциона в электронной форме.

Согласно п.1.4 муниципального контракта, работы выполняются иждивением подрядчика из его материалов, его силами и средствами, с использованием его материалов и оборудования.

Согласно п.2.1.17 муниципального контракта, подрядчик должен осуществлять за свой счет доставку на строительную площадку необходимые материалы, оборудование, изделий, конструкций, строительную технику, а также осуществлять систематическую, а по завершению работ – окончательную уборку рабочих мест и строительной площадки в целом.

Согласно локальному сметному расчету №…..,в п.п…. предусмотрено перемещение грунтов до …. метров или перевозку грунтов на расстояние до …. км.

Муниципальным контрактом не было предусмотрено, что для восстановления плотины будет использоваться грунт (суглинка) расположенная в ……-ти метрах от ул. …….г. Выкса Нижегородской области.

Согласно распоряжению администрации г.о.г. Выкса от ….2015 г. №….. об организации ремонтных работ по восстановлению плотины, ремонту сооружения искусственного водоема и устройству тротуара, расположенного в районе ул. …… г. Выкса, не предусмотрено место изъятие грунта для тела плотины в районе д……

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля 1. показал, что работает в должности ….. администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области с …...2014 г. Он являлся ответственным лицом со стороны Администрации г.о.г. Выкса по исполнению муниципального контракта по восстановлению плотины в ….. г. Выкса в ….2015 г. в связи с тем, что в локально-сметном расчете по работе на восстановлении плотины не было заложено приобретение глиняного грунта, необходимо было найти место изъятия необходимого грунта. ОКСиР был сделан запрос в отдел архитектуры и градостроительства о нахождении полезных ископаемых в районе …… г. Выкса. Отделом архитектуры и градостроительства был дан ответ, что в районе г…… месторождения и проявления месторождения в районе отсутствует. Место изъятия грунта было определено начальником западного территориального управления администрации г.о.г. Выкса 2. После администрацией г.о.г. Выкса была проведена экспертиза грунта. Образцы грунта для проведения экспертизы были взяты из тела плотины. Выемка грунта производилось подрядной организацией. Он осуществлял технический надзор за проведением работ, в том числе и за объемами выработанного грунта. При проведении работ по выемке грунта он не присутствовал.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля 2 показал, что работает начальником управления Западного территориального управления администрации г.о.г. Выкса. На основании распоряжения администрации №… от ….2015 г. об организации ремонтных работ г.о.г. Выкса он был включен в комиссию по проведению работ по строительству плотины в ….. г. Выкса. Ему известно, что грунт, необходимый для планировки тела плотины, подрядной организацией изымался с участка, расположенного в ….-ти метрах от ул. ……. г. Выкса. На каком основании изымался грунт, он не был уведомлен, т.к. данный вопрос не входит в его полномочия. Отношение к определению места изъятия грунта он не имеет. Ему известно, что место изъятия грунта указали жители ул. …… г. Выкса. При изъятии грунта он не присутствовал. Кто и кем выделялся участок, с которого проводились выемка грунта, он не может пояснить, т.к. об этом его никто не уведомлял.

Инженер МБУ АПУ 3., в своих объяснениях, данных в процессе административного производства, показал, что он был назначен ответственным за проведение технического надзора при проведении работ по восстановлению плотины в д. …... Ежедневно он выезжал на объект и проводил надзор за строительством плотины, согласно проектно-сметной документации. В….2015 г. подрядной организацией проводились работы по выемке грунта с территории, расположенной рядом с ул. ….. г. Выкса для тела плотины. Объем вывезенного грунта соответствовал объему, указанному в актах. Кто и кем выделялся земельный участок, с которого проводилась выемка грунта, он пояснить не может, т.к. об этом его никто не уведомил.

4, являвшийся непосредственным производителем работ, в своих объяснениях, данных в процессе административного производства, показал, что в технических документах, кроме разработки грунта с погрузкой на самосвалы и перевозки до ….. км., других объемов работ не предусмотрено. В связи с тем, что заказчиком своевременно не было указано место (карьер) и не была определена проектная плотность грунта, с его стороны были остановлены работы более чем на ….. месяц? до решения указанных вопроса заказчиком с проектной организацией. В последующем администрацией г.о.г. Выкса было определено место взятия проб грунта для его лабораторного изучения, что после дало возможность разработать его проектную плотность.

Директор подрядной организации ООО «НижегородСтройСервис» в своих объяснениях, данных в процессе административного производства, показал, что в сметной документации на строительство и восстановление плотины не была заложена покупка и стоимость грунта, который должен быть использован по проекту для строительства тела плотины. В связи с тем, что заказчиком не было указано место изъятия грунта, работа по контракту была отложена на ….. месяц. Спустя месяц заказчиком было определено место изъятия проб грунта для его лабораторного изучения, что после дало возможность разработать его плотность. После чего было дано указание прорабу ООО «НижегородСтройСервис» 3. возобновить работы. При выполнении указанных работ, составлялись акты.

Согласно письму директора ООО «Нижегородагроводпроект» на имя Главы администрации г.о.г. Выкса от ….2015 г. №…., по результатам лабораторных данным грунта из выделенного карьера для ремонтных работ по восстановлению плотины и ремонта сооружения искусственного водоема, расположенного в районе ул. ….. г. Выкса, является тугопластичная глина.

Согласно актам по выемке и перевозке глинистого грунта на объект – плотину искусственного водоема …. г. Выкса, общее количество грунта составило …. куб. м. (…. актов).

Согласно акту №…. от ….2015 г., составленному по результатам обследования территории, расположенной рядом с ул. ……. г. Выкса НО, произведенными специалистами Выксунского МРО РНЭН и ООС в рамках рассмотрения обращения жителей …. вследствие создания котлована глубиной до …. м. в связи с изъятием грунта для строительства плотины в д. …... В ходе проведения обследования установлено, что на расстоянии около ….. метров от боковых сторон приусадебных участков ул….. имеется глиняный карьер в виде усеченной пирамиды. Размер основания усеченной пирамиды: нижнее основание – прямоугольник, размеры сторон которого составляют … м. и …м., верхнее основание – прямоугольник, размеры сторон которого составляют … м. и … м., высота усеченной пирамиды составляет …. м. Объем выемки грунта составляет ….. куб. м.

Таким образом, разница между указанными объемами вывезенного грунта, составляет …. куб. м. …..

Материалами дела установлено, что администрацией г.о.г. Выкса НО решение о предоставление карьера для забора грунта, расположенного в ….-ти метрах от ул. ……г. Выкса Нижегородской области, не принималось.

Суд пришел к выводу о том, что данное решение было принято самой подрядной организацией ООО «НижегородСтройСервис». Администрация г.о.г. Выкса о данном решении была поставлена перед фактом, против которого не возражала.

Доводы заявителя о том, что возникшие отношения, связанные с изъятием глинистого грунта и последующей его укладки в тело плотины, урегулированы законом «О недрах», в соответствии со ст.19 которого, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Следовательно, администрация г.о.г. Выкса в соответствии с данной статьей, ст.215 ГК РФ, ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является собственником муниципального имущества в виде земельного участка, на котором происходила выемка грунта и ремонтируемой плотины, имела право использования для собственных нужд, определенных в Уставе муниципального образования, контракте, имеющихся в границах земельного участка общераспространенных полезных ископаемых, суд находит неубедительными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

При указанных обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит. Действия ООО «НижегородСтройСервис» по ст.5.7 КоАП РФ квалифицированы правильно, наказание назначено в пределах санкции ст.5.7 КоАП НО.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л

Постановление начальника Выксунского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Абдуллаевой Л.И. №… от …...2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.7 КоАП Нижегородской области в отношении ООО «НижегородСтройСервис» оставить без изменения, а жалобу ООО «НижегородСтройСервис» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.

Судья - М.Н. Илюшков