Дело №12-9/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Выкса 06 февраля 2017 г.
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Власова И.Н., с участием главного специалиста-эксперта правового отдела Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
ФИО2, хххх года рождения, ИНН ххх, ххх ххх, хххх
по жалобе ФИО2 на постановление №хххот хххх года, начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ
у с т а н о в и л :
хххх года старшим государственным налоговым инспектором, хххх класса отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России №4 И.С. составлен протокол об административном правонарушении№хххх в отношении руководителя ххх «х»ФИО2, предусмотренном ч. 1ст. 15.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что межрайонной ИФНС России № 4 по Нижегородской области в отношении ххх «х» была проведена проверка по вопросу полноты учета денежных средств, соблюдения порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: хххх за период с ххх по ххх. В ходе проверки Инспекцией установлено, что ххх «х» является организатором азартных игр, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе на основании лицензии от ххх № ххх выданной ФНС России. Осуществляемый организацией вид предпринимательской деятельности, регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" (далее - Федеральный закон № 244-ФЗ), Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) и другими специальными нормативными правовыми актами. Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры". В силу положений Федерального закона № 54-ФЗ, организации осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе при осуществлении расчетов по приему ставок и выдачи участникам азартных игр (далее - клиенты, физические лица) выигрышей в виде денежных средств обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ). Для осуществления расчетов в пункте приема ставок букмекерской конторы организации установлена контрольно-кассовая хххх заводской № хххх.
Согласно суточному отчету с гашением по номеру смены № ххх от ххх, через данную контрольно-кассовую технику были «учтены денежные средства в сумме хххруб.ххх коп., в том числе по х секции была пробита выручка в сумме ххххруб. (прием денежных средств от участников азартной игры за услугу), а по х секции были учтены выплаты выигрышей в виде денежных средств в сумм хххх. Факт приема денежных средств от участников азартной игры за услугу и факт выплаты выигрышей в виде денежных средств участникам азартной игры подтверждается актом о проверке наличных денежных средств от хххх г. Согласно снятым фискальным отчетам ККТ, общая сумма денежных средств учтенных с применением данной ККТ за период с ххх по ххх составила ххх. Согласно вкладным листам № ххх кассовой книги выручка в сумме хххх руб. (прием денежных средств от участников азартной игры за услугу) учтена в кассовой книге обособленного подразделения по дебету счета ххх как выручка, полученная при оказании услуг. При проверке журнала кассира-операциониста указанной ККТ установлено, что произведенные расчеты (прием ставок и выдача выигрыша наличными деньгами участникам азартной игры) фиксируются на контрольной ленте (ЭКЛЗ) ККТ, показания из отчетных документов (суточные отчеты с гашением) переносятся в соответствующие строки и графы данного журнала. Несоответствий суммы выручки занесенной в журнал кассира-операциониста и отраженной во вкладных листах кассовой книги не установлено. Согласно порядку, установленному пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России 30.08.1993 № 104, кассир-операционист ежедневно на основании Z-отчета за рабочую смену или за день составляет справку-отчет по форме № хххх. В данной справке-отчете указываются показания счетчиков ККТ и выручка за рабочий день или смену, которая определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям. Справки-отчет кассира - операциониста кассирами в проверяемом периоде не оформлялись и для проверки не представлены. Порядок оприходования денежных средств в кассу юридического лица полученных с применением ККТ в проверяемом периоде регулировался Указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания № 3210-У). Согласно пункту 5.2 Указаний № 3210-У денежные средства полученные при осуществлении расчетов с применением ККТ оприходуются в кассу юридического лица и (или) в кассу обособленного подразделения на основании приходного кассового ордера оформленного на общую сумму принятых наличных денег. Форма приходного кассового ордера утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 № 88. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр. Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр" (далее - Правила). Пунктом 3 указанных Правил установлено, что организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение, в том числе порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации. В ходе проведенной проверки по осуществлению контроля за полнотой учета выручки денежных средств ххх "х", осуществляющего деятельность в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: хххх (проверяемый период с ххх по хххх), установлено нарушение обществом порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в:
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, которое выразилось в том, что вместо того, чтобы сдать свободные наличные денежные средства на расчетный счет в банке, общество выдавало их из кассы букмекерской выигравшим участникам азартных игр.
В соответствии с пунктом 4.6. Указаний № 3210-У поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (код ххх).
Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Из изложенного следует, что оприходование денежной наличности включает в себя совершение работниками организации ряда выше изложенных последовательных действий, в том числе и действий связанных с выполнением обязательных требований по оформлению приходных (расходных) кассовых ордеров. Следовательно, в случае не выполнения хотя бы одного из перечисленных действий, процесс оприходования нельзя признать завершенным.
Таким образом, ххх «х» в проверяемом периоде не обеспечило выполнение требований Указаний № 3210-У по надлежащему оприходованию денежных средств в кассу обособленного подразделения.
В ходе проведения проверки также установлено, что общество допустило нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а именно:
- не выполнении требований Указаний № 3210-У о возложении функции старшего кассира на одного из трех работающих в игорнрм» заведении кассиров;
- в проверяемом периоде ххх «х» осуществлялась выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, вместо выплаты выигрышей за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с ее расчетного счета, что является нарушением пунктов 2 и 4 Указаний Банка России от 07.10.2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».
Поступившие в проверяемом периоде в кассу обособленного подразделения организаций денежные средства от оказания услуг по организации и проведению азартных игр в сумме ххх руб. в кассу банка для хранения на банковских счетах не сдавались, в кассе ххх "х" не хранились, а выплачивались в виде выигрышей участникам - азартной игры пункта приема ставок букмекерской конторы (выплата выигрышей с хххх составила хххх.), при этом согласно Приказа N хххх лимит остатка наличных денежных средств, которые могут храниться в кассе обособленного подразделения, составляет хххх руб.
Таким образом, выплата выигрышей в виде денежных средств физическим лицам осуществлялись из оставшейся в кассе в распоряжении обособленного подразделения выручки, а не из денежных средств, поступивших в кассу с расчетного счета организации или обособленного подразделения, что является нарушением пунктов 2 и 4 Указаний N 3073-У.
В соответствии с пунктом 2 Указаний № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного, в соответствии с абзацами вторым - пятым пункта 2 Указания № 3210 лимита остатка наличных денег, являющихся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Указанием № 3073-У установлены правила осуществления наличных расчетов в Российской Федерации в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указания № 3073-У юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Инспекцией было установлено, что в период с ххх по ххх из кассы обособленного подразделения Общества были выданы участникам азартных игр выигрыши в виде наличных денежных средств в сумме хххх.. Между тем, указанная операция не входит в приведенный в пункте 2 Указания № 3073-У перечень операций.
Согласно пункту 4 Указания № 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по. организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Следовательно, подлежат сдаче в банк наличные денежные средства, кроме тех, которые могут быть израсходованы на указанные в пункте 2 Указания № 3073-У цели. В данном случае - для операции по выдаче участникам азартных игр выигрышей в виде наличных денежных средств они могли быть использованы только после того, как поступили в кассу с банковского счета.
Нарушение порядка работы с денежной наличностью выразилось в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, поскольку вместо того, чтобы сдать свободные наличные денежные средства на расчетный счет в банке, общество выдало их выигравшим участникам азартных игр, т.е. использовало их на операцию, не указанную в перечне пункта 2 Указания N 3073-У.
То есть в данном случае обязательным признаком состава правонарушения является наличие у этих денежных средств статуса "свободных денежных средств". Соответствующий статус денежные средства сохраняют до момента сдачи на расчетный счет в банке (для хранения) либо до момента использования денежных средств на цели, прямо предусмотренные пунктом 2 Указаний ЦБ РФ от 07.10.2013 N 3073-У.
Постановлением №ххх вынесенным начальником Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области от ххх года руководитель хххх "х" ФИО2 был, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме ххх рублей.
Не согласившись с данным Постановлением, ФИО2 была подана жалоба на него, в которой он указывает, что считает вынесенное постановление и наложенное на него административное наказание необоснованным по следующим основаниям: Он является хххх ххх «х», которое осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании Лицензии № хххот ххх г., выданной ФНС России.
МИФНС России № 4 по Нижегородской области в отношении обособленного подразделения ххх «х», расположенного по адресу: ххх, была проведена проверка по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период ххх г. по ххх г.
В ходе проверки административным органом установлено, что в проверяемый период Обществом в нарушение Указания Центрального Банка РФ от 16.10.2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных денежных расчетов» Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» неоднократно осуществлялась выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, а не за счет денежных средств, поступивших с расчетного счета.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения его, как руководителя организации, к административной ответственности послужило нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а именно: выплата выигрышей физическим лицам наличными денежными средствами, поступившими в кассу обособленного подразделения от деятельности по организации и проведению азартных игр, а не за счет денежных средств, поступивших с расчетного счета, т.е. совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в части несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Указания Центрального банка Российской Федерации от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, что обозначено частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Диспозиция ч. 1 статьи 15.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за такие самостоятельные действия как:
1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективная сторона данного правонарушения предполагает осуществление
расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом данного правонарушения являются отношения в области финансов, налогов и сборов.
Приведенный в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ перечень нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за которые предусмотрена административная ответственность, является закрытым и не подразумевает расширительного толкования.
Иные действия лица при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций, не предусмотренные вышеуказанной нормой, не являются административно наказуемыми и не влекут ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Ответственность за нецелевое использование наличных денежных средств в указанном перечне не предусмотрена.
Несмотря на установленный Указанием ЦБ РФ от 07.10.2013 г. № 3073-У запрет наличных расчетов при осуществлении деятельности по организации и проведению
азартных игр за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов не с его банковского счета, расходование кассовой выручки на цели, не предусмотренные законодательством, не предусмотрено диспозицией ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, не образует указанного состава административного правонарушения, и не может служить основанием привлечения меня к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей.
Как уже указано ранее, согласно Постановлению № ххх по делу об административном правонарушении от ххх г. им допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств.
Порядок ведения кассовых операций определен Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание ЦБ РФ № 3210-У).
Согласно п. 2 Указания ЦБ РФ № 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег) (абзац 1).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег (абзац 2).
Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица (абзац 4).
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами (абзац 7).
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций (абзац 8).
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзац 9).
Таким образом, свободными денежными средствами являются денежные средства сверх установленного юридическим лицом для обособленного подразделения лимита остатка наличных денег на конец рабочего дня.
Следовательно, для установления в его действиях вины в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в части несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, обязательному выяснению подлежат:
-установление остатка денежных средств сверх установленного лимита, т.е. суммы свободных денежных средств в кассе обособленного подразделения; установление даты, когда данное превышение было допущено; какими действиями он как директор юридического лица допустил нарушение порядка хранения свободных денежных средств, т.е. денежных средств, которые на конец рабочего дня образовались в кассе обособленного подразделения сверх установленного лимита.
В нарушение п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ конкретные обстоятельства совершения правонарушения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, МИФНС России № 4 по Нижегородской области в обжалуемом постановлении не отражены, отсутствуют сведения о том, где, в каком размере им как директором Общества допущено превышение лимита остатка наличных денег (сумма свободных денежных средств) в кассе, когда именно образовалось превышение, в каком размере и когда им были израсходованы свободные денежные средства на цели, не предусмотренные Указанием ЦБ РФ № 3073-У. Из Постановления № ххх от ххх г. не усматривается, что административным органом выяснялись обстоятельства, которые в силу ст. 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению. Таким образом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Просит отменить постановление № … от ДАТАг. о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России № 4 по Нижегородской области, в отношении ФИО2 и прекратить производство по делу.
В судебное заседание заявительФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление в получении судебной повестки.
В судебном заседании главный специалист-эксперт правового отдела Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области ФИО1, возражал против удовлетворения жалобы, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Судья, изучив материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
Статья 15.1 ч.1 КоАП РФ, предусматривает, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
По смыслу закона, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге.
Согласно пункту 2 Указания № 3073-У индивидуальные предприниматели и Юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплат работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Согласно пункту 4 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Из смысла пункта 4 Указания № 3210-У следует, что выплата выигрыша может быть выдана только наличными денежными средствами, поступившими в кассу организации с расчетного счета.
В соответствии с пунктом 2 Указаний Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, после выведения в кассовой книги суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.
Согласно требованиямст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения инспекцией проверки деятельностиххх «х» установлено, что за проверяемый период сххх по хххналичные деньги, поступившие в организацию от деятельности по организации и проведению азартных игр расходовались на выплаты выигрышей клиентам пункта приема ставок букмекерской конторы, вместо выплаты выигрышей за счет наличных денег, поступивших в кассу организации с банковского счета, то есть совершено деяние, выразившееся в обеспечении ненадлежащего контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций.
По данному факту в отношении должностного лица –ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст. 15.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ххх года №ххх, актом налоговой проверки№ххх, поручением№ххх отхххх года.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело при вынесении оспариваемого постановления.
Довод ФИО2 относительно того, что налоговым органом не установлен размер превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе, судья считает подлежащим отклонению как не имеющий правового значения для настоящего спора, поскольку административным органом данное нарушение не вменялось в вину ФИО2 Административным органом ФИО2 вменялось несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, что является самостоятельным составом правонарушения.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения, подлежат отклонению как противоречащие собранным по делу доказательствам.
Оценивая в совокупности материалы дела об административном правонарушении в соответствии с требованиямистатьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу об обоснованности выводов начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области о доказанности вины ФИО2, как должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе, по сути, сводятся к переоценке фактических обстоятельств, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, и не влекут за собой отмены постановления.
Иных оснований для отмены и изменения постановления начальника Межрайонной ИФНС №4 поНижегородской области в отношении ФИО2 при рассмотрении жалобы, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу что жалобаФИО2 удовлетворению не подлежит, постановление начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области №ххх отхххх года вынесено законно, обоснованно, с соблюдением требований норм КоАП Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана в соответствии с требованиямист. 26.11 КоАП Российской Федерации.
ДействияФИО2 начальником Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области были правильно квалифицированы по ст. 15.1 ч. 1 КоАП Российской Федерации, поскольку в его бездействии имеется состав данного административного правонарушения. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1, КоАП РФ с учетом всех обстоятельств по делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Нижегородской области от хххх года №ххх в отношении директора ххх «х» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд Нижегородской области.
Судья-И.ФИО3