НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 29.01.2020 № 2А-1963/2020780002-01-2019-012409-52

Дело № 2а-1963/2020 78RS0002-01-2019-012409-52

29 января 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Никандровой С.А.,

при секретаре Филипповой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лозовского А. В., действующего в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, отделу образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Лозовский А.В., действуя в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к <адрес> Санкт-Петербурга, отделу образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконными бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возможности получить дошкольное образование в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении путем необеспечения ребенка в надлежащий срок и по сегодняшний день по месту жительства свободным местом в группе полного дня государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения; обязать <адрес> Санкт-Петербурга обеспечить Лозовского А.В. местом в группе полного дня государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения по месту жительства для его дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение одного месяца, согласно перечня учреждений, установленных личным заявлением Лозовского А.В.; обязать отдел образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в установленном порядке направить ФИО1 на свободное место в группу полного дня в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства в течение одного месяца и одного дня, но немедленно – по факту исполнения <адрес> Санкт-Петербурга решения суда по пункту 2 данных требований.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ его несовершеннолетняя дочь была поставлена на учет через МФЦ в отдел дошкольного образования <адрес> Санкт-Петербурга для определения в ГБДОУ Детский сад , 11, 13 для получения дошкольного образования по месту жительства ребенка. Комиссия ДД.ММ.ГГГГ предоставляла ребенку место в ГБДОУ Детский сад . После отказа от данного места административный ответчик сообщил о постановке ребенка на учет следующего учебного года. Полагая, что доводы об отсутствии свободных мест не предусмотрены законодательством, автоматический режим формирования очереди и направления детей в образовательную организацию нарушает права несовершеннолетнего ребенка, а орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, Лозовский А.В. обратился с настоящим административным иском в суд.

Административный истец Лозовский А.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков <адрес> Санкт-Петербурга, отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга – Лисовская Е.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Суд, исследовав материалы дела, изучив представленные документы, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Данные положения согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержден Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ-р.

В соответствии с пунктом 1.4 указанного Порядка комплектование образовательных организаций осуществляется в текущем году в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование образовательных организаций при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных) в период с 1 сентября текущего года по 1 февраля следующего года.

Пунктом 1.5 Порядка установлены следующие сроки комплектования для детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга: имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в образовательную организацию, с 1 февраля по 1 марта текущего года; стоящих на учете по переводу из образовательной организации одного района Санкт-Петербурга в образовательную организацию другого района Санкт-Петербурга, из списка «очередников» и получивших вариативные формы дошкольного образования временно, с 1 марта по 1 апреля текущего года; стоящих на учете и на учете по переводу из одной образовательной организации в другую одного района Санкт-Петербурга, в том числе в группы компенсирующей и оздоровительной направленностей, с 1 апреля текущего года.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ-р также утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 3.1.4.2 названного Административного регламента заявитель имеет право после получения уведомления о постановке ребенка на учет внести следующие изменения в заявление с сохранением даты постановки ребенка на учет: изменить ранее выбранный год поступления ребенка в ОУ; изменить ранее выбранный район Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ; изменить ранее выбранные ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга; изменить ранее выбранную направленность группы; изменить или добавить сведения о преимущественном праве зачисления в ОУ; изменить сведения о месте регистрации и месте жительства ребенка.

Заявитель может внести изменения в заявление только по месту его первичной подачи в зависимости от способа подачи.

В силу пункта 3.1.6.4 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ-р, в случае отсутствия свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает: место в другом(-их) ОУ согласно приложению к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в ОУ подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу; вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в ОУ или следующего периода комплектования, согласно приложению к настоящему Административному регламенту.

В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников ОУ следующего года в указанные ОУ с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке «очередников», который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению к настоящему Административному регламенту.

В случае отсутствия до 1 февраля следующего года свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, заявление рассматривается в списке «очередников» в период комплектования ОУ следующего года в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего Административного регламента.

При зачислении ребенка в ОУ временно заявитель имеет право внесения изменений в заявление в соответствии с пунктами 3.1.4.2-3.1.4.4 Административного регламента. До начала комплектования ОУ (1 февраля текущего года) заявления временно зачисленных детей восстанавливаются по дате подачи заявления в списке будущих воспитанников ОУ на текущий год.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, Лозовский А.В. является отцом несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).

Как указано административным истцом, 30.09.2016 его несовершеннолетняя дочь ФИО1 была поставлена на учет для получения места в ГБДОУ Детский сад №№ 9, 11 или 13 Выборгского района Санкт-Петербурга; при этом о наличии каких-либо льгот заявлено не было.

26 марта 2019 года заявителю выдано уведомление № 12609252 (л.д. 15), согласно которому в соответствии с решением комиссии по комплектованию образовательных организаций, созданной администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга, не может быть выдано направление в образовательную организацию ГБДОУ № 11, ГБДОУ № 9, ГБДОУ № 8 с 2019 года, по причине отсутствия свободных мест. Одновременно разъяснено, что ребенку может быть предоставлено место с 01.09.2019 года в группе полного дня в ГБДОУ № 69 Выборгского района Санкт-Петербурга. В случае отказа или при отсутствии согласия / отказа от предложенной образовательной организации в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления, заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников следующего года с сохранением даты постановки на учет.

Впоследствии, в связи с отсутствием согласия заявителя с предложенным учреждением, в его адрес было направлено уведомление о постановке ребенка на учет следующего учебного года.

Как неоднократно указывалось отделом образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в ответ на различные обращения Лозовского А.В. и его супруги Лозовской Ю.А., и не оспорено в установленном законом порядке в ходе рассмотрения дела судом, Комиссия по комплектованию дошкольных образовательных учреждений не имела возможности предоставить несовершеннолетней ФИО1 место в ГБДОУ Детский сад №№ 9, 11 или 13 Выборгского района Санкт-Петербурга, в связи с обязанностью обеспечить местами граждан, зарегистрировавших заявления ранее административного истца, а также имеющих льготную категорию семьи и желающих получить направления в эти же образовательные учреждения.

Доводы административного истца, изложенные в ходе рассмотрения дела, о том, что при комплектовании второй площадки ГБДОУ Детский сад № 11 направления получили родители, которыми заявления были поданы позднее, чем формировалась очередь, являются голословными и опровергаются представленными в материалы дела документами. Ссылка административного истца на то, что количество несовершеннолетних детей, зачисленных и обучающихся в настоящее время в ГБДОУ Детский сад № 11 превышает количество детей, указанных в представленном административным ответчиком списке, не свидетельствует о допущении со стороны административного ответчика бездействия.

Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми определено допустимое количество детей в группах.

В распоряжении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2014 № 5208-р определены категории детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга.

Так, согласно пункту 1.1 названного распоряжения, преимущественное право зачисления на обучение в государственные образовательные организации Санкт-Петербурга, реализующие образовательные программы дошкольного образования, имеют: дети из семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид; дети из неполных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; братья и сестры детей, посещающих данную дошкольную образовательную организацию; дети, родитель (законный представитель) которых занимает штатную должность в данной дошкольной образовательной организации.

Согласно представленному административным ответчиком списку, в ГБДОУ Детский сад (вторая площадка) на 2019 – 2020 учебный год в группы детей 2015-2016 года рождения зачислены 18 несовершеннолетних, имеющих право на первоочередное зачисление; 13 несовершеннолетних, которые переводятся из района в район; а также 9 несовершеннолетних детей с датами постановки на учет от 07.11.2015 по 04.03.2016 (л.д. 66).

Из представленного в материалы дела ходатайства № 128/1 от 19.08.2019, направленного заведующей ГБДОУ Детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга начальнику отдела образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга следует, что в связи с открытием 2 здания ГБДОУ Детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга, принятием сотрудников согласно штатного расписания, имеется необходимость рассмотреть вопрос о предоставлении мест их детям в учреждении в количестве 11 человек, а также – о предоставлении мест детям, чьи братья и сестры являются воспитанниками данного дошкольного учреждения в количестве 12 человек (л.д. 104). В данном ходатайстве также сообщено о том, что дополнительные места для вышеуказанного количества детей созданы.

Таким образом, на основании данного ходатайства, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2014 № 5208-р, в ГБДОУ Детский сад № 11 были дополнительно созданы и направлены в возрастную группу 3 - 4 лет – 23 несовершеннолетних ребенка.

Учитывая изложенное, исходя из представленных в материалы дела документов, следует вывод о том, что группы для детей 2015 – 2016 года рождения в ГБДОУ Детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга укомплектованы детьми, имеющими льготу и меньшие регистрационные номера по отношению в несовершеннолетней дочери административного истца. Доводов о наличии свободного места для несовершеннолетней ФИО1 в ГБДОУ Детский сад № 9 и 13 на момент комплектования групп на период 2019 – 2020 учебного года, при подаче административного иска Лозовский А.В. не высказывал, в связи с чем нашло свое подтверждение фактическое отсутствие возможности у административного ответчика осуществить зачисление несовершеннолетней ФИО1 в одно из указанных административных истцом государственных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, что соответствует положениям статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Названные обстоятельства были разъяснены административным ответчиком в письменной форме согласно требованиям вышеназванного Административного регламента с предложением иного доступного варианта перевода.

Одновременно суд принимает во внимание положения пункта 3.1.4.2 административного регламента, в соответствии с которым при внесении изменений, в том числе, в случае изменения ранее выбранного года поступления ребенка в ОУ, ранее выбранного района Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ, ранее выбранных ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга, дата постановки ребенка на учет сохраняется, в связи с чем лица, ранее заявителя подавшие соответствующие заявления о зачислении в другие образовательные учреждения, в случае внесения изменений в свои заявления путем указания в них ГБДОУ Детский сад №№ 9, 11 и 13 автоматически распределяются в очереди в такие учреждения в зависимости от даты и времени подачи первоначального заявления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принимая во внимание, что доводы административного истца о допущенном административным ответчиком бездействии не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела судом, поскольку основаны на неверном понимании действующего законодательства, доказательств обратного заявителем не представлено и материалами дела нарушение прав административного истца не подтверждается, действия административного ответчика по предоставлению несовершеннолетней дочери административного истца места в альтернативном ГБДОУ Детский сад № 69 Выборгского района Санкт-Петербурга полностью соответствуют нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», права и свободы административного истца не нарушают, препятствия к осуществлению его прав и свобод не создают и какую-либо обязанность на него незаконно не возлагают, в связи с чем заявленные требования подлежат отклонению в полном объеме.

При этом, следует отметить, что реализация административным истцом конституционных прав на получение несовершеннолетней ФИО1 дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное представление места в дошкольных образовательных учреждениях.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятие судом решения о признании действий (бездействия), решений незаконными преследует своей целью восстановление прав административного истца, при этом административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда права восстановлены до принятия решения судом.

В период рассмотрения настоящего административного дела, в связи с открытием 03.02.2020 здания ГБДОУ Детский сад № 13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Архитектора Белова, д. 4, стр. 1, комиссия по комплектованию ДОО предоставила несовершеннолетней дочери Лозовского А.В.ФИО1 место во второй младшей группе ГБДОУ Детский сад № 13 Выборгского района Санкт-Петербурга (л.д. 89), с родителями несовершеннолетней 21.01.2020 заключен договор № 1 об образовании по образовательным программам дошкольного образования (л.д. 90-95), что стороной административного истца не оспаривалось.

При этом, вопреки доводам административного истца, суд не усматривает оснований для того, чтобы расценивать указанные обстоятельства в качестве признания административными ответчиками требований Лозовского А.В., поскольку на момент обращения к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга с требованиями о предоставлении несовершеннолетнему ребенку ФИО1 места, в том числе в ГБДОУ Детский сад № 13, здание ГБДОУ Детский сад № 13 по вышеуказанному адресу не было сдано в эксплуатацию, основания для комплектования в нем групп отсутствовали, комплектование групп в новом здании ГБДОУ Детский сад № 13 произведено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом наличия льгот и дат постановки на учет, при этом, дата постановки несовершеннолетней ФИО1 на учет (30.09.2016) предоставила ей право получения места в названном государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении (л.д. 86).

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Лозовского А. В., действующего в защиту интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, отделу образования Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

/Решение изготовлено в окончательной форме 04 февраля 2020 года/