78RS0002-01-2019-008697-33
Дело № 2-772/2020 28 февраля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,
с участием истца ФИО2, представителя истца Мох А.С., представителя ответчика ФИО3,
при секретаре Баталовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии, восстановить дополнительную фиксированную выплату, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором, после изменения заявленных требований, просила обязать ответчиков произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента 0,66 за период с 01.01.2002 года; обязать ответчиков произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом надбавки к расчетному размеру трудовой пенсии в размере 12 % за период с 10.09.1994 года; обязать ответчиков восстановить дополнительную фиксированную выплату в связи с работой, связанной с вредными условиями труда, и произвести перерасчет размера пенсии по старости за период с 10.09.1994 года; взыскать с ответчиков солидарно денежную компенсацию морального вреда в размере 300 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что является получателем досрочной пенсии по старости в связи с вредными условиями труда с 10.09.1994 года, при этом ее стажевый коэффициент составляет 0,67, однако расчет и выплата пенсии производится ей с учетом коэффициента 0,64. При назначении пенсии размер пенсии был определен в размере минимального размера и повышался на 12 % за сверхтребуемый общий стаж работы. Однако такое повышение с 01.01.2002 года не было назначено ей к расчетному размеру трудовой пенсии. Кроме того, при назначении пенсии истцу выплачивалась дополнительная фиксированная выплата в связи с работой, связанной с вредными условиями труда, которая была исключена ответчиком при перерасчете пенсии. Также истец полагала, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, который оценила в сумме 300 000 руб.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представитель ответчика ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда с 11.09.1994 года, назначенной по п. «а» ст.12 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На момент назначения пенсии в силу ст.ст.12, 14. 16 Закона № 340-1 пенсия устанавливалась в размере 55 % заработка и, сверх того, 1 % заработка за каждый полный год общего или специального трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии; при этом размер пенсии не может превышать 75 % заработка.
Из материалов дела следует, что при назначении пенсии ФИО2 были учтены все периоды согласно записям в трудовой книжке, а размер пенсии определен с учетом 12 % за сверх требуемый общий стаж работы, исходя из следующего.
Стаж ФИО2 с учетом периода ухода за ребенком до 3-х лет по нормам Закона № 340-1 составил 27 лет 2 мес. 24 дня, при требуемом стаже – 15 лет, стаже сверх требуемого – 12.
Таким образом, стажевый коэффициент составил 0,67 (0,55 за требуемый стаж для женщины в связи с работой с вредными условиями труда + 0,12 за стаж сверх требуемого).
На сентябрь 1994 года был учтен заработок 71 187 руб. (с учетом индексации) * 67 % = 47 695 руб.
Минимальный твердый размер пенсии для лиц, вышедших на пенсию в связи с особыми условиями труда, устанавливался на уровне двух минимальных размеров пенсий, который в сентябре 1994 года составлял 24 700 руб.; таким образом, размер пенсии истца составил: 24 700 * 2 + 24 700 * 2 * 12 % = 55 328 руб.
В связи с введением в действие Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2002 года Закон № 340-1 утратил силу.
В соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается по состоянию на 01.01.2002 года; после указанной даты учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в ПФР в пользу застрахованного лица.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст.36 Федерального закона № 400-ФЗ для исчисления размера пенсии применяются нормы Федерального закона № 173-ФЗ.
С 2015 года в соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст – размер страховой пенсии по старости; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При этом в силу п.9 ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015 года; ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП – коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
При расчете вновь назначаемых пенсий применяется так называемая «новая пенсионная формула», в основу которой положен «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
В новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также начисляются за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
Все сформированные пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не уменьшается; все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы также не могут быть уменьшены.
Стаж работы истицы на 01.01.2002 года составил 26 лет 8 мес. 5 дней (без учета периодов ухода за ребенком, то есть по п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ), из них 15 лет – требуемый стаж для назначения пенсии, 11 лет (26-15) – стаж сверх требуемого. Таким образом, стажевый коэффициент составил 0,66 (0,55 за требуемый стаж для женщины в связи с работой с вредными условиями труда + 0,11 за стаж сверх требуемого). При этом увеличение за счет ИПК в отношении периодов ухода за детьми до достижения ими полутора лет 30,94. Соответственно размер пенсии истца по данному варианту с учетом всех индексаций на 01.11.2019 года составил бы 10 447,74 руб.
В соответствии с разделом V Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н, по общему правилу перерасчет размера установленной пенсии производится: в сторону уменьшения – без истребования от пенсионера заявления о перерасчете; в сторону увеличения – на основании соответствующего заявления.
17.10.2017 года в адрес УПРФ от истца поступило заявление о перерасчете страховой пенсии по старости в связи с заменой периодов работы на периоды ухода за ребенком; такой перерасчет был произведен с 01.11.2017 года с учетом ИПК в отношении периода ухода за детьми до достижения мии полутора лет по нормам Закона № 400-ФЗ. Поскольку периоды ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения частично совпадают с периодами работы истца, которые засчитаны в трудовой стаж для определения размера страховой пенсии, при перерасчете периоды работы исключены из подсчета трудового стажа и заменены периодами ухода за детьми. Таким образом, из периодов работы до 01.01.2002 года, учтенных ранее в стаж для расчета пенсии, были исключены отпуска по уходу за детьми до достижения ими полутора лет.
Стаж ФИО2 на 01.01.2002 года по нормам Закона № 400-ФЗ с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми составил 24 года 1 мес. 5 дней, из них 15 лет – требуемый стаж для назначения пенсии, 9 лет (24-15) – стаж сверх требуемого. Стажевый коэффициент составил 0,64 (0,55 за требуемый стаж для женщины в связи с работой с вредными условиями труда + 0,09 за стаж сверх требуемого). При этом увеличение за счет ИПК в отношении периода ухода за детьми до достижения ими полутора лет составило 706,65. Таким образом, по данному варианту размер пенсии с учетом всех индексаций на 01.11.2019 года составил 10 759,91 руб.
Из приведенных обстоятельств следует, что с учетом данных о страховом стаже истца и ИПК в отношении периодов ухода за детьми до 1,5 лет размер пенсии истца определен по наиболее выгодному для нее варианту в соответствии с действующим Пенсионным законодательством.
Оценивая доводы истца о восстановлении дополнительной фиксированной выплат в связи с работой, связанной с вредными условиями труда, и перерасчете размера пенсии с 10.09.1994 года, суд находит их необоснованными, поскольку такая выплата не предусмотрена ни Законом № 340-1, ни Федеральными законами № 173-ФЗ и № 400-ФЗ.
В силу п.5 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года (за исключением надбавки на уход и надбавки на нетрудоспособных членов семьи, без учета районного коэффициента, а для лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере, чем повышение к пенсии, - также соответствующего повышения), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам.
Судом отклоняются как основанные на неверном понимании действующего законодательства доводы истца о необходимости повышения ее пенсии на 12 %, предусмотренного ч.1 ст.17 Закона РФ № 340-1, поскольку названной статьей установлен порядок расчета минимального размера пенсии, а надбавки и повышения к пенсиям были предусмотрены ст.ст.21, 38, 70, 86.1, 110, 112 Закона РФ № 340-1.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п.31 Постановления Пленума № 30 от 11.12.2020 года, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст.1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Таким образом, поскольку требования истца о возмещении морального вреда основаны на нарушении его имущественного права – права на пенсию, оснований для удовлетворения требований в указанной части также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии, восстановить дополнительную фиксированную выплату, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья (подпись) А.В. Николаева
Решение принято в окончательной форме 26.03.2020 года
Копия верна. Судья: