НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 19.02.2020 № 2-471/202019

78RS0002-01-2019-007284-04

Дело № 2-471/2020 19 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

при секретаре Баталовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга о признании права, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на дополнительные меры государственной поддержки (средства материнского (семейного) капитала) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; обязать ответчика направить средства материнского (семейного) капитала в размере 453 026 руб. на формирование накопительной пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что является матерью троих несовершеннолетних детей; 18.12.2012 года в соответствии с уведомлением об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала средства материнского капитала в сумме 387 640,30 руб. были направлены на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту, направленных на улучшение жилищных условий – на оплату приобретенной 28.09.2007 года истцом совместно с супругом квартиры по адресу: Москва, <адрес><адрес>. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была продана, а денежные средства материнского капитала в размере 387 640,30 руб. были перечислены на счет пенсионного фонда. Впоследствии истец обратилась с заявлением о направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии, однако уведомлением от 09.11.2018 года ответчик отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на невозможность повторного распоряжения средствами после их использования в полном объеме даже в случае последующего возврата. Полагая такие действия ответчика незаконными, истец обратилась с настоящим иском в суд.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представители третьих лиц ГУ – ГУПФР № 2 по г. Москве и Московской области и ГУ – ОПФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно подп.1 п.1 ст.3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года, независимо от места их жительства.

Согласно ч.7 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч.6.1 ст.7 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.7 указанного Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п.п.1, 2 и 4 ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

При этом в соответствии со ст.3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020 года.

При этом в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 ст.3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 ст.3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 ст.3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным ч.7 ст.10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного ч.8 ст.10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч.2 ст.8 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что решением ГУ – ГУПФР № 2 по г. Москве и Московской области № 2228 от 06.08.2012 года ФИО1 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на сумму 387 640,30 руб.

Впоследствии решением ГУ – ГУПФР № 2 по г. Москве и Московской области № 660 от 18.12.2012 года удовлетворено заявление ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, денежные средства в размере 387 640,30 руб. направлены на улучшение жилищных условий – на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу) на приобретение жилья в соответствии с кредитным договором <***> от 28.09.2007 года (для приобретения квартиры по адресу: <адрес>).

24.12.2012 года денежные средства перечислены на счет кредитора ЗАО «КБ ДельтаКредит».

08.11.2017 года средства материнского капитала в размере 387 640,30 руб. были перечислены супругом истца на счет ГУ – ОПФР по г. Москве и Московской области в связи с отчуждением жилого помещения в соответствии с договором купли-продажи от 18.12.2017 года.

16.10.2018 года ФИО1 обратилась в ГУ – УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала в сумме 453 026,00 руб. путем их направления на формирование накопительной пенсии.

Решением ответчика от 09.11.2018 года № 1944 в удовлетворении заявления отказано в соответствии с п.1 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ в связи с прекращением права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 ст.3 Федерального закона (отсутствие средств в связи с полным использованием средств материнского (семейного) капитала).

Действительно, истец распорядилась средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, однако возвратив его пенсионному органу, право на него не утратила, поскольку по смыслу ст.ст.3 и 8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» оснований полагать, что право истца при возврате материнского (семейного) капитала прекратилось по предусмотренным ст.3 указанного Федерального закона, она не может его реализовать по предусмотренным ч.2 ст.8 указанного Федерального закона основаниям, не имеется.

Кроме того, п.51 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.03.2014 года № 94р «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки» предусмотрено, что ранее закрытое дело может быть восстановлено в случае получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Тот факт, что на момент возврата материнский капитал был ранее использован истцом в полном объеме на улучшение жилищных условий, а причиной его возврата явилось отчуждение жилого помещения и невозможность исполнения истцом принятых на себя обязательств по оформлению в общую с несовершеннолетними детьми собственность такого жилого помещения, не может являться основанием для лишения истца права на меры государственной поддержки, поскольку такие основания законом не предусмотрены.

Принимая во внимание, что в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, поскольку право истца подлежит восстановлению с момента его возникновения, а конкретный размер материнского капитала подлежит определению пенсионным органом на момент выплаты, суд полагает целесообразным не определять конкретный размер подлежащей выплате суммы.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1, возвратив пенсионному органу ранее полученную сумму материнского (семейного) капитала, фактически им не распорядилась, право на него не утратила, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материнского (семейного) капитала подлежит восстановлению с возложением на ответчика обязанности направить средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга направить средства материнского (семейного) капитала ФИО1 на формирование ее накопительной пенсии.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья (подпись) А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 27.02.2020 года

Копия верна. Судья: