Дело № 2-4530/2019 78RS0002-01-2019-003179-97
10 июня 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Никандровой С.А.,
при секретаре Филипповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Отделу социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконными решения ответчика от № 2561, № 2562 и № 2563 от 06.11.2018 об отказе в назначении ежегодной компенсационной выплаты; обязать ответчика принять положительные решения о предоставлении ежегодной компенсационной выплаты на несовершеннолетних детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В обоснование заявленных требований истец указала, что обратилась к ответчику с заявлениями, в которых просила предоставить ее семье ежегодную компенсационную выплату на несовершеннолетних детей (на школьную форму). Вместе с тем, ответчиком приняты оспариваемые решения, которые нарушают ее права и законные интересы, в связи с чем она была вынуждена обратиться в суд.
Представители ответчика Отдела социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга – ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание явились, исковые требования не признали, представив в суд письменный отзыв.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, об отложении рассмотрения дела не просила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72).
Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 принят «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», которым установлены меры социальной поддержки многодетным семьям в Санкт-Петербурге.
Меры поддержки, установленные Социальным кодексом Санкт-Петербурга, являются реализацией предоставленных субъектам Российской Федерации дискреционных полномочий по обеспечению мер дополнительной социальной поддержки нуждающихся групп населения.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, истец ФИО4 является матерью несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16-18).
Согласно свидетельству № ВБГ-2012-9731/К от 14.05.2012, семья ФИО4 является многодетной, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга (л.д. 20).
Из справки о регистрации (форма 9) следует, что ФИО4 и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 29).
20 октября 2018 года ФИО4 обратилась в Отдел социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», с заявлениями в целях получения государственной (муниципальной) услуги: «Выполнение отдельных функций по предоставлению меры социальной поддержки в виде ежегодной компенсационной выплаты на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), но не старше 18 лет», приложив к ним паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, документ, подтверждающий статус многодетной семьи, справка из образовательной организации, находящейся за пределами Санкт-Петербурга, документ, содержащий сведения о реквизитах банковского счета, справку о регистрации (форма 9) (л.д. 21-26).
Решениями № 2561, № 2562, № 2563 от 06.11.2018 Отдела социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, оформленными письмом № 04-19774/18 от 09.11.2018, ФИО4 было отказано в назначении ежегодной компенсационной выплаты за 2018 – 2019 учебный год на детей ФИО2, ФИО3 и ФИО1 (л.д. 27-28).
Основанием для отказа послужило то, что не подтвержден статус многодетной семьи в Санкт-Петербурге для предоставления мер социальной поддержки, так как отсутствуют документы, подтверждающие совместное проживание и ведение общего хозяйства заявителя с детьми.
В соответствии с нормами статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» многодетная семья - семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в возрасте до 18 лет.
Для целей главы 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга используется понятие: семья – это граждане, являющиеся законными представителями детей, и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство.
В силу положений статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
На основании пункта 2 статьи 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), но не старше 18 лет, назначается в размере 4058 рублей.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что для принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям определяющим критерием служит совместное проживание родителей и детей, ведение совместного хозяйства.
Из представленных в материалы дела документов усматривается и не оспаривается стороной истца, что ФИО4 при подаче заявлений о назначении ежегодной компенсационной выплаты были представлены, в комплекте с иными документами, справки из общеобразовательного учреждения от 12.09.2018, свидетельствующие о том, что несовершеннолетние дети истца ФИО2 (4 класс), ФИО3 (2 класс), ФИО1 (1 класс) являются учениками МБОУ «Лядская средняя общеобразовательная школа», находящейся в Плюсском районе Псковской области.
В свою очередь, в качестве документов, подтверждающих свое место проживания, истцом представлена справка о регистрации (форма 9), свидетельствующая о ее проживании по адресу: <адрес>.
Документов, свидетельствующих о совместном проживании истца ФИО4 и ее несовершеннолетних детей, а также о ведении ими общего хозяйства в материалы дела, также как и при подаче заявления от 20.10.2018, не представлено.
Каких-либо разъяснений относительно обучения несовершеннолетних детей в Псковской области и регистрации истца в Санкт-Петербурге исковое заявление не содержит. Истец ФИО4 от явки в судебное заседание уклонилась, пояснений не дала, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств совместного проживания матери и несовершеннолетних сыновей, суд приходит к выводу о невозможности распространения на истца ФИО4 мер социальной поддержки предусмотренных пунктом 2 статьи 18 Социального кодекса Санкт-Петербурга и назначения ей ежегодной компенсационной выплаты на детей.
Вопреки доводам истца, факт регистрации истца и ее несовершеннолетних детей по одному адресу в Санкт-Петербурге, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств ведения ими совместного хозяйства, последствий, о которых заявитель указывает в заявлении, не порождает.
Таким образом, суд считает правомерным отказ отдела социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в назначении ФИО4 ежегодной компенсационной выплаты на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных учреждениях, в связи с чем требования ФИО4 о его оспаривании и возложении на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 167, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО4 к Отделу социальной защиты населения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
/В окончательной форме решение изготовлено 14 июня 2019 года/