НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского городского суда (Ленинградская область) от 29.06.2022 № 12-139/2022

УИД 47RS0005-01-2021-008393-41

Дело № 12-139/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выборг 29 июня 2022 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,

с участием защитника юридического лица ООО «РАСЭМ» по доверенности б/н от 22.03.2022 Новосельцевой И.А.,

рассмотрев жалобу директора ООО «РАСЭМ» Зубенко Д.С. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Свидерского Д.А. от 06.12.2021 года № АД-1237/13/2021 о назначении административного наказания в отношении юридического лица ООО «РАСЭМ» по ст. 8.41 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Свидерского Д.А. № АД-1237/13/2021 от 06.12.2021 о назначении административного наказания ООО «РАСЭМ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО «РАСЭМ» Зубенко Д.С. подал жалобу, в которой просил постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы заявитель указал, что привлечение общества к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ допустимо только в случае, если будет установлено и доказано совершение бездействия по невнесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако административным органом не установлено и не доказано событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. В соответствии с п. 2 изменений в Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904) пункт 12 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила) не применяются в случае, установленном пунктом 12(1) Правил. В соответствии с п. 12(1) Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов используют формулу, указанную в пункте 17 Правил с применением коэффициента к ставкам платы за выброс i-ro загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, равный 1. При этом в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904, постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2019 г.

ООО «РАСЭМ» на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 29.12.2018 № 2334-В получено разрешение № 26-7479- 18/23 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.12.2018 сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2023.

Следовательно, на основании п. 12(1) Правил ООО «РАСЭМ» осуществило расчет внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 и 2020 годы в полном соответствии с действующим законодательством РФ, правомерно применив при расчете коэффициент 1.

Внесение ООО «РАСЭМ» платы за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год в полном объеме и в срок подтверждается платежными поручениями № 826 от 17.04.2020; № 1597 от 13.07.2020; №2288 от 12.10.2020, № 311 от 26.02.2021.

Таким образом, ООО «РАСЭМ» внесена плата за выбросы загрязняющих веществ за 2019, 2020 годы в полном объеме и в срок, нарушений требований п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» не допущено, что исключает основания для привлечения ООО «РАСЭМ» к административной ответственности.

В судебном заседании защитник ООО «РАСЭМ» по доверенности Новосельцева И.А. доводы жалобы поддержала, представила дополнительные пояснения, согласно которым административным органом нарушены п.п. 40-45 Правил № 255, поскольку отсутствует акт контроля и требование о внесении доначислений платы в бюджет. В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют сведения о соблюдении процедуры проверки правильности исчисления платы в соответствии с Правилами № 255. Более того, требование Росприроднадзора о предоставлении обществом пояснений к декларации о плате за 2020 год поступило в общество только 30.07.2021, то есть за пределами составления акта проверки, явившегося основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, в связи с чем акт проверки является ненадлежащим доказательством.

Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, заместитель начальника отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Свидерский Д.А. в суд не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с увольнением Свидерского Д.А.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду с назначением наказания в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из описания события административного правонарушения, указанного в обжалуемом постановлении следует, что в ООО «РАСЭМ» по объекту 2 категории № 41-0178-001127-П в период с 01.01.2019 по 15.06.2020 отсутствовали разрешительные документы в соответствии с п. 1.2. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вследствие чего была выявлена задолженность за выбросы загрязняющих веществ, то есть нарушены требования п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 №255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В чем в отношении ООО «РАСЭМ» были составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ, а затем вынесено постановление о назначении административного наказания № АД-1237/13/2021 от 06.12.2021.

Вместе с тем, вынесенное постановление административного органа признать законным и обоснованным нельзя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).

В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (пункт 2); плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3); несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока (пункт 7).

Из системного толкования приведенных положений следует, что юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (кроме деятельности на объектах IV категории), за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) является плательщиком платы за НВОС.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).

В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пункту 40 Правил N 255, в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 названных Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил N 255).

Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.

В соответствии с пунктом 47 Правил N 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 названных Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.

В случае если при проведении проверки декларации о плате, мероприятий по проверке своевременности внесения платы выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного пунктом 35 названных Правил, не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года и (или) не внесло плату либо внесло ее не в полном объеме в соответствии со статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ, администратор платы направляет указанному лицу требование о представлении декларации о плате и (или) о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за соответствующие периоды, а также пеней, начисляемых в соответствии с пунктом 33 названных Правил (пункт 49 Правил N 255).

Согласно акту проверки № 76-ПВ от 23.07.2021 (л.д. 28-29 акта) было выявлено, что ООО «РАСЭМ» не осуществляет авансовые платежи за размещение отходов производства потребления; по объекту 2 категории № 41-0178-001127-П в период с 01.01.2019 по 15.06.2020 отсутствовали разрешительные документы в соответствии с п. 1.2. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вследствие чего была выявлена задолженность за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год в размере 18 550 755,47 руб., за 2019 год в размере 8 997 927,41 руб.

Акт проведения контроля за исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год был составлен 21.07.2021 с вынесением требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 8 997 927,341 руб. В адрес общества данное требование было направлено лишь 30.07.2021.

Однако акт проведения контроля за исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год был составлен лишь 02.09.2021 с вынесением требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 365 270,14 руб.

Таким образом, акт проверки № 76-ПВ от 23.07.2021 с указанием суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год был вынесен до фактического составления 02.09.2021 акта проведения контроля за исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с расчетом задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 19 365 270,14 руб.

При этом, размер задолженности в акте проверки и в требовании о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду существенно отличаются друг от друга.

Кроме того, в нарушение вышеуказанных положений Правил N 255 до составления акта проверки, где, в том числе, указаны нарушения по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в адрес общества не были направлены акты проведения контроля за исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2020 годы и требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Также при вынесении обжалуемого постановления не было учтено, что в соответствии с п. 2 изменений в Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904) пункт 12 Правил N 255 не применяются в случае, установленном пунктом 12(1) Правил N 255. В соответствии с п. 12(1) Правил N 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов используют формулу, указанную в пункте 17 Правил с применением коэффициента к ставкам платы за выброс i-ro загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, равный 1. При этом в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904, постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2019 г.

ООО «РАСЭМ» на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 29.12.2018 № 2334-В получено разрешение № 26-7479- 18/23 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.12.2018 сроком действия с 29.12.2018 по 28.12.2023.

Следовательно, на основании п. 12(1) Правил N 255 ООО «РАСЭМ» осуществило расчет внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 и 2020 годы в полном соответствии с действующим законодательством РФ, правомерно применив при расчете коэффициент 1.

Внесение ООО «РАСЭМ» платы за выбросы загрязняющих веществ за 2020 год в полном объеме и в срок подтверждается платежными поручениями № 826 от 17.04.2020; № 1597 от 13.07.2020; №2288 от 12.10.2020, № 311 от 26.02.2021.

Следовательно, в действиях ООО «РАСЭМ» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Свидерского Д.А., в отношении директора ООО «РАСЭМ» Зубенко Д.С. от 06.12.2021 года № АД-1237/13/2021 о назначении административного наказания в отношении юридического лица ООО «РАСЭМ» по ст. 8.41 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Прокопьева