№ 2-32/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2017 года г. Выборг
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 25 января 2017 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2017 г.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.,
при секретаре Волковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по надлежащему исполнению законодательства о пожарной безопасности, обязании устранения нарушения правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор обратился в суд с уточненным исковым заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по надлежащему исполнению законодательства о пожарной безопасности, обязании устранения нарушения правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Выборгской городской прокуратурой с привлечением специалиста ОНД УНД ГУ МЧС России по городу Выборгу Ленинградской области 12.02.2016 года проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено следующее.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации /далее Правила/.
В нарушение требований п. 20 Правил руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Не произведен расчет категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности в административном и режимном корпусах;
- в нарушение требований п. 21 Правил руководитель организации не осуществил проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений в соответствии с инструкцией завода- изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- в нарушение требований п. 23 Правил допускается размещение производственных мастерских в подвальных помещениях, в режимном корпусе допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в производственных мастерских, а также в помещении общежития допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции;
- в нарушение требований п. 42 Правил лампы накаливания на путях эвакуации в режимном корпусе эксплуатируются без защитных плафонов;
- в нарушение пунктов 57 и 61 Правил руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем противопожарного водоснабжения путем проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы), а также не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (средств пожарной сигнализации) и не организовал не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и определения общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» /далее Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ/.
В нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ, а также СП 1.13330.2009 п. 4.3.2, в административном корпусе допускается отделка стен путей эвакуации материалами с более высокой пожарной опасностью;
- в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, а также СП 1.13330.2009 п. 4.3.4, в режимном корпусе допускается эксплуатация лестниц с различной шириной проступи и высотой ступеней в пределах марша лестничной клетки (с первого по третий этаж);
- в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (табл. 21), в режимном корпусе лестничный марш лестничной клетки с первого по третий этаж имеет предел огнестойкости менее R-60.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)», которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации.
В нарушение требований НПБ 110-03 помещения режимного корпуса, а также помещения общежития для сотрудников частично не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 11.06.2015 № 518 утверждены положения о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, где среди прочих утверждено Положение об УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (приложение № 65) /далее Положение/.
В силу п. 1 Положения УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющий в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена рассрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Пунктом 4 Положения УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств, имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что за УФСИН по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество.
В соответствии с подп. 1 п. 14 Положения основными задачами УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов.
К полномочиям УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области среди прочих относится: обеспечение правопорядка и законности в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подведомственных учреждений (подп. 1 п. 15 Положения); осуществление материально-технического обеспечения деятельности подведомственных учреждений, а также осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах УФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и подведомственных учреждений (подп. 2 п. 15 Положения).
В силу п. 1.2. устава ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом ФСИН России от 09.03.2011 № 135 (приложение № 3) в отношении федерального имущества, переданного ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.5.1 устава ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров.
Согласно п. 4.1. устава управление ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляют ФСИН России и УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В силу п. 4.3. устава УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет, в том числе доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано обеспечить пожарную безопасность при содержании осужденных, в то же время ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области являясь казенным учреждением, финансируясь за счет средств федерального бюджета, являясь некоммерческой организацией, не имеет достаточных средств для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, являясь территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, а также распорядителем (получателем) бюджетных средств обязано профинансировать проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
На основании изложенного истец просит суд обязать Федеральное казенное учреждение следственного изолятора № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области устранить нарушения правил пожарной безопасности при содержании вверенной им территории и зданиях по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить исправное состояние систем противопожарного водоснабжения, путем проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы;
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (средств пожарной сигнализации) и организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- обеспечить наличие на дверях помещений производственного и - складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- обеспечить обработку стен путей эвакуации материалами с более высокой пожарной опасностью в административном корпусе;
- установить защитные плафоны на лампы накаливания на путях эвакуации в режимном корпусе;
освободить подвальное помещение от размещенных в нем производственных мастерских;
- провести реконструкцию здания режимного корпуса, а именно лестничных пролетов, путем установки ступеней лестниц с одинаковой шириной проступи и высотой ступени в пределах марша лестничной клетки с первого по третий этаж;
- установить две двери выхода на кровлю из коридора второго этажа режимного корпуса с высокой степенью огнестойкости;
- оборудовать помещения режимного корпуса, а также общежитие для сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации;
- устранить нарушения изоляции электропроводов и кабелей в помещении общежития, а также в производственных мастерских, расположенных в режимном корпусе;
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области профинансировать проведение вышеуказанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности при содержании Федеральным казенным учреждением следственного изолятора № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области зданий административного, режимного корпусов, а также здания общежития, расположенных по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Резервная, д. 2.
Представитель истца помощник прокурора Тайдакова И.Н. в судебном заседании требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гончарова Н.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, согласно которым ответчиком неоднократно запрашивалось бюджетное финансирование на решение задач по соблюдению требований пожарной безопасности, однако в необходимом количестве денежные средства выделены не были.
Представитель ответчика УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в предварительном заседании представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагая, что ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области является самостоятельным субъектом правоотношений, а у истца не имеется самостоятельных требований к ответчику УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, также полагал, что ответчиком исполняются все обязательства по финансированию мер по соблюдению требований пожарной безопасности в пределах лимитов бюджетного финансирования в срок их доведения из казны РФ.
Представитель третьего лица ОНД Выборгского района МЧС УНД ГУ МЧС России по Ленинградской области в судебное заседание не явился, ранее старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы Выборгского района ГУ МЧС России по Ленинградской области РМС. поддержал заявленные исковые требования.
Третье лицо Комитет по культуре Ленинградской области, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, отзыва не представило, об отложении рассмотрения дела не просило.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в имеющемся составе участвующих в деле лиц.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из задач уголовно – исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В силу ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
Согласно представленным документам, прокурором совместно с сотрудниками МЧС ранее неоднократно принимались меры прокурорского реагирования, направленные на досудебное устранение нарушений, выявленных в указанной сфере деятельности ФКУ СИЗО-3, однако до настоящего времени нарушения не устранены. В свою очередь несоблюдение требований федерального законодательства должностными лицами ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, может поставить под угрозу жизнь и здоровье осужденных, сотрудников учреждения, а также других лиц, чьи права в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано защищать государство.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной 12.02.2016 года старшим инспектором ОНД Выборгского района УНД и ПР ГУ МЧС России по ЛО Рахановым М.С. совместно с сотрудниками Выборгской городской прокуратуры, выявлены нарушения соблюдения законодательства в области пожарной безопасности в помещениях ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, расположенных по адресу: ул. Резервная, д. 2, г. Выборг, Ленинградская область.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 12.02.2016 года, к которому приложена справка от 12.02.2016 года, содержащая перечень выявленных нарушений.
Согласно Уставу ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в редакции приложения № 3 к приказу ФСИН России от 09.03.2011 года № 135, учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением.
Деятельность казенных учреждений полностью финансируется за счет государственных (муниципальных) средств. Ответственность по своим обязательствам казенные учреждения несут лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник имущества.
В этой связи надлежит учитывать положения абзаца 2 пункта статьи 56 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ), регламентирующей ответственность юридического лица, согласно которому (абзацу) особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.
В то время как абзацем третьим пункта 6 статьи 113 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Пунктом 3 статьи 123.21 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В свою очередь пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ предусматривает, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В этой связи надлежит учесть положения пунктов 1.2, 1.3, 1.5 и 1.6 локального нормативного правового акта - ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом ФСИН России 09.03.2011 года № 135, согласно которым:
- пункт 1.2. Учредителем ФКУ СИЗО-3 является Российская Федерация.
Функции и полномочия учредителя ФКУ СИЗО-3 осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.
Собственник имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- пункт 1.3: Учреждение находится в ведении ФСИН России.
- пункт 1.6: Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.
При этом согласно пункту 1.9 Устава ФКУ СИЗО-3 вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в суде.
Следует отметить, что приведенные положения Устава ФКУ СИЗО-3 соответствуют требованиям пункта 1 статьи 296 ГК РФ (пункт 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Устава предметом и целями деятельности ФКУ СИЗО-3 являются, в частности:
- обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
- создание подозреваемым и обвиняемым условий содержания, соответствующих нормах международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.5.2 указанного Устава ФКУ СИЗО-3 (с учетом предмета настоящего спора осуществляет), в частности:
- эксплуатацию зданий, помещений и имущества Учредителя;
- эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию;
- разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации пожаров на объектах Учреждения.
В силу пунктов 5.7, 5.8 и 5.12 Устава ФКУ СИЗО-3 контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества ФКУ СИЗО-3 осуществляет ФСИН России по СПб и ЛО, тогда как источниками финансирования деятельности ФКУ СИЗО-3 являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, в свою очередь при недостаточности у ФКУ СИЗО-3 денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России по СПб и ЛО в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом суд находит несостоятельным довод представителя ответчика УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно которому ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области является самостоятельным субъектом правоотношений, а у истца не имеется самостоятельных требований к ответчику УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, поскольку требование истца направлено на устранение недостатков в сфере соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе путем обеспечения необходимого и достаточного финансирования мероприятий, необходимых для полного и своевременного устранения возникших недостатков. Также довод представителя ответчика о том, что ответчиком исполняются все обязательства по финансированию мер по соблюдению требований пожарной безопасности в пределах лимитов бюджетного финансирования в срок их доведения из казны РФ не является состоятельным, поскольку ответчиком не исполняются обязательства по финансированию мер по соблюдению требований пожарной безопасности в объеме, необходимом для устранения выявленных на проверке недостатков, в том числе тех, которые системно выявлялись при проведении предыдущих проверок, что подтверждается материалами дела.
Доводы представителей ответчиков о том, что ряд требований истца могут быть устранены силами сотрудников ФКУ СИЗО-3 суд также оценивает критически, поскольку нормативно-правовое акты, устанавливающие меры пожарной безопасности предусматривают проведение мероприятий по обеспечению исправности систем противопожарного водоснабжения, систем и средств противопожарной защиты, проверку качества огнезащитной обработки и иных мер силами специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии. Доказательств, что указанные меры осуществляются ответчиком, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (п. 1).
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (п. 2).
С учетом длительности бюджетного процесса по финансированию и организации исполнения действий, присужденных решением суда, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по надлежащему исполнению законодательства о пожарной безопасности, обязании устранения нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение следственного изолятора № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения правил пожарной безопасности при содержании вверенной им территории и зданиях по адресу: <адрес> а именно:
- обеспечить исправное состояние систем противопожарного водоснабжения, путем проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- осуществить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы;
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (средств пожарной сигнализации) и организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- обеспечить наличие на дверях помещений производственного и - складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- обеспечить обработку стен путей эвакуации материалами с более высокой пожарной опасностью в административном корпусе;
- установить защитные плафоны на лампы накаливания на путях эвакуации в режимном корпусе;
освободить подвальное помещение от размещенных в нем производственных мастерских;
- провести реконструкцию здания режимного корпуса, а именно лестничных пролетов, путем установки ступеней лестниц с одинаковой шириной проступи и высотой ступени в пределах марша лестничной клетки с первого по третий этаж;
- установить две двери выхода на кровлю из коридора второго этажа режимного корпуса с высокой степенью огнестойкости;
- оборудовать помещения общежитие для сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации;
- устранить нарушения изоляции электропроводов и кабелей в помещении общежития, а также в производственных мастерских, расположенных в режимном корпусе.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда профинансировать проведение следующих мероприятий по обеспечению пожарной безопасности при содержании Федеральным казенным учреждением следственного изолятора № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области зданий административного, режимного корпусов, а также здания общежития, расположенных по адресу: <адрес>:
- обеспечение исправного состояния систем противопожарного водоснабжения, путем проведения проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- осуществление проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки), с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы;
- обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (средств пожарной сигнализации) и организовать не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (с привлечением организации имеющей лицензию на данный вид работы);
- обеспечение наличия на дверях помещений производственного и - складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны;
- обеспечение обработки стен путей эвакуации материалами с более высокой пожарной опасностью в административном корпусе;
- установку защитных плафонов на лампы накаливания на путях эвакуации в режимном корпусе;
- освобождение подвального помещения от размещенных в нем производственных мастерских;
- проведение реконструкции здания режимного корпуса, а именно лестничных пролетов, путем установки ступеней лестниц с одинаковой шириной проступи и высотой ступени в пределах марша лестничной клетки с первого по третий этаж;
- установку двух дверей выхода на кровлю из коридора второго этажа режимного корпуса с высокой степенью огнестойкости;
- оборудование помещения общежитие для сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации;
- устранение нарушения изоляции электропроводов и кабелей в помещении общежития, а также в производственных мастерских, расположенных в режимном корпусе.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд.
Судья Д.Ю. Гришин