НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского городского суда (Ленинградская область) от 13.05.2021 № 2А-2320/2021

Гражданское дело № 2а-2320/2021

УИД 10RS0017-01-2019-001477-94

г. Выборг 13 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Наторхине Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карельской таможни к Василаке Инге Ивановне о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам,

УСТАНОВИЛ:

Выборгская таможня обратилась в суд с административным иском о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 08июня 2009 года Карельской таможней было направлено требование об уплате таможенных платежей № 157 Василаке И.И. на общую сумму 227 850 руб. 68 коп. (198 655 руб. 02 коп. – таможенные платежи, 29 195 руб. 66 коп. – пени) в связи с обманным использованием документов и недостоверным декларированием при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации.

В связи с неисполнением в установленный для добровольной уплаты срок требования об уплате таможенных платежей Карельской таможней была взыскана задолженность с Василаке И.И. в судебном порядке на общую сумму 227 850 руб. 68 коп. (исполнительный лист Сортавальского городского суда от 22 января 2010 года по делу № 2-60/2010).

Задолженность была взыскана с Василаке И.И. в полном объеме через территориальные подразделения УФССП России по Республике Карелия. Денежные средства поступали согласно представленному административным истцом графику в период с 14 декабря 2010 года по 12 августа 2019 года.

Таким образом, фактически уплата таможенных пошлин, налогов производилась постепенно в период с декабря 2010 по август 2019, срок уплаты по которым истек 04 июня 2008 года. Пени уплачены за период с 05 июня 2008 года по 08 июня 2009 года в размере 29 195 руб. 66 коп..

В соответствии со ст. 74 Закона Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И., в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09 июня 2009 года (следующий день начисления пеней после ранее выставленного таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 08 июня 2009 года № 157) по 12 августа 2019 года (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985 руб. 13 коп. (таможенный приходный ордер № ТС-0693438 от 11 сентября 2019 года).

Руководствуясь ст. 55 ТК ЕАЭС, ст. 73 Закона, 12 сентября 2019 года Карельская таможня направила Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени №10227000/У2019/0000040 в адрес Василаке И.И..

Согласно ч. 23 ст. 73 Закона в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. Таким образом, день получения уведомления – 20 сентября 2019 года. Уплата образовавшейся задолженности должна быть осуществлена в срок не позднее 15 рабочих дней со дня вручения (получения) данного уведомления (ч. 19. ст. 73 Закона), то есть 11 октября 2019 года. Уведомление не было оплачено должником в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 71 Закона принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц производится в судебном порядке.

12 ноября 2019 года судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985 руб. 13 коп.. Определением от 25 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

Административный истец просит взыскать с Василаке И.И. пени за период с 09 июня 2009 года по 12 августа 2019 года в размере 159 985 руб. 13 коп..

Представитель административного истца Веретинская В.В., действующая на основании доверенности от 28 декабря 2020 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Гуров А.Б., действующий на основании ордера № 819175 от 13 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований Карельской таможни просил отказать. Представитель ответчика росит применить сроки исковой давности, в восстановлении срока отказать, также указал, что административному ответчику была предоставлена рассрочка исполнения решения Сортавальского городского суда по делу № 2-60/2010 от 22 января 2010 года в размере 500 руб. ежемесячной выплаты до полного погашения задолженности. Также просил взыскать судебные расходы на представителя и его проезд в судебные заседания.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Кодексом срок уплачиваются пени. Пенями, согласно ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 3 ст. 72 Закона) по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена (п.2 ч. 16. ст. 72 Закона).

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока (ч. 7 ст. 72 Закона).

В соответствии со ст. 74 Закона Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И., в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09 июня 2009 года (следующий день начисления пеней после ранее выставленного таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 08 июня 2009 года № 157) по 12 августа 2019 года (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985 руб. 13 коп. (таможенный приходный ордер № ТС-0693438 от 11 сентября 2019 года).

Руководствуясь ст. 55 ТК ЕАЭС, ст. 73 Закона, 12 сентября 2019 года Карельская таможня направила Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10227000/У2019/0000040 в адрес Василаке И.И..

Согласно ч. 23 ст. 73 Закона в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма. Таким образом, день получения уведомления – 20 сентября 2019 года. Уплата образовавшейся задолженности должна быть осуществлена в срок не позднее 15 рабочих дней со дня вручения (получения) данного уведомления (ч. 19. ст. 73 Закона), то есть 11 октября 2019 года. Уведомление не было оплачено должником в установленный законом срок.

В соответствии с ч. 5 ст. 71 Закона принудительное взыскание таможенных платежей с физических лиц производится в судебном порядке.

12 ноября 2019 года судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985 руб. 13 коп.. Определением от 25 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке ст. 123.7 КАС РФ.

Взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ (ч. 2 ст. 123.7 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.

В период погашения Василаке И.И. задолженности по таможенным платежам таможенное законодательство изменялось: с 01 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) заменил Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), а с 04 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – ФЗ № 289-ФЗ), заменив Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Вместе с тем, обязанность по уплате пени в целях компенсирования потерь Федерального бюджета Российской Федерации в связи с несвоевременным исполнением плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей в установленный таможенным законодательством срок установлена во всех вышеуказанных нормативно-правовых документах.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ в связи с неуплатой или неполной уплатой в установленный срок таможенных пошлин, налогов подлежат уплате пени. Согласно ч. 2 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исходя из 4.7 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ в случаях, если сумма пеней, начисленная в соответствии с ч. 2 ст. 151 ФЗ № 311-ФЗ, не будет взыскана в полном объеме за счет иного имущества плательщика либо в судебном порядке, в отношении сумм неуплаченных пеней лицу, ответственному за уплату таможенных пошлин, налогов, направляется требование об уплате таможенных платежей, а при неисполнении указанного требования в установленные сроки принимаются меры принудительного взыскания в порядке, предусмотренном гл. 18 ФЗ № 311-ФЗ.

Таким образом, требование об уплате пени направляется в силу того, что за время принудительного взыскания сумм задолженности по уплате таможенных платежей и пени, сумма пени, подлежащая уплате за несвоевременное исполнение (неисполнение) обязанности по уплате таможенных платежей, изменилась.

В ФЗ № 289-ФЗ также заложено доначисление и взыскание пеней с физических лиц, осуществляющих многолетнее погашение задолженности по уплате таможенных платежей.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.

Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со ст. 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Согласно 4.1 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные ТК ЕАЭС и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствий с ч. 3 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме (ч. 5 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ).

Согласно 4.7 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности но уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная" со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено ч. 28 ст. 76 ФЗ № 289-ФЗ.

В соответствии с ч. 16 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день:

1) проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена;

2) исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.

Таким образом, в период многолетнего погашения задолженности по уплате таможенных платежей Василаке И.И. по исполнительному документу сумма пеней, подлежащая уплате, изменяется и ч. 1, ч. 5, ч. 7, пп. 2 ч. 16 ст. 72 ФЗ № 289-ФЗ установлено доначисление пеней в данном случае и, соответственно, их взыскание в соответствии с нормами гл. 12 ФЗ № 289-ФЗ в целях компенсирования потерь Федерального бюджета Российской Федерации в связи с несвоевременным исполнением физическим лицом обязанности по уплате таможенных платежей в установленный таможенным законодательством срок.

На основании вышеизложенного, уведомление № 10227000/У2019/0000040 от 11 сентября 2019 года об уплате пеней за период с 09 июня 2009 года по 12 августа 2019 года в сумме 159 985 руб. 13 коп. законное и обоснованное.

При таких обстоятельствах суд полагает доводы административного ответчика и его представителя о пропуске срока исковой давности на взыскание пени, о необоснованности их начисления, о наличии рассрочки как обстоятельства, исключающего начисление пени ошибочными и не подлежащими учету судом.

На основании изложенного суд полагает исковые требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судо в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением, в связи с чем, с Василаке И.И. в доход бюджета МО «Выборгский район» Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 400 руб. (159 895 руб. 13 коп. – 100 000 руб.) : 100% х 3% + 3 200 руб.).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Карельской таможни к Василаке Инге Ивановне о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам удовлетворить.

Взыскать с Василаке Инги Ивановны в пользу Карельской таможни пени за период с 09 июня 2009 года по 12 августа 2019 года в размере 159 985 руб. 13 коп..

Взыскать с Василаке Инги Ивановны в доход бюджета МО «Выборгский район» Ленинградкой области государственную пошлину в размере 4 400 руб..

В удовлетворении требований Василаке Инги Ивановны о взыскании судебных расходов отказать.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь Д.А. Наторхин

Подлинный документ находится в административном деле № 2а-2320 за 2021 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.

На _________________________решение не вступило в законную силу.

Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева

Секретарь Д.А. Наторхин