Административное дело № 2а-1666/2020
УИД: 47RS0005-01-2020-000696-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2020 года город Выборг
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 08 июля 2020 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 г.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.
при секретаре Андреевой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Речинского Андрея Анатольевича к Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения по начислению налогов за земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с административным иском к Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения по начислению налогов за земельные участки.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Инспекцией ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области в адрес административного истца направлено налоговое уведомление № от 18.09.2019, в соответствии с которым ему начислен земельный налог за 2018 год.
Инспекцией при расчете земельного налога в отношении принадлежащих Речинскому А.А. земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» применена налоговая ставка в размере 1,5 %. При этом, Инспекцией для части указанных земельных участков применено ограничение, предусмотренное п. 17 ст. 396 НК РФ.
В связи с наличием в указанном налоговом уведомлении ошибок, а также в связи с несогласием Речинского А.А. с применением повышенной ставки земельного налога, он направил в Инспекцию в электронном виде заявления, в которых просил устранить ошибки и произвести в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» перерасчет земельного налога, исходя из ставки в размере 0,3%.
В ответ на указанные заявления Инспекция устранила ошибки, произвела соответствующий перерасчет земельного налога, что оформлено налоговым уведомлением № от 14.10.2019. Однако требования административного истца о применении налоговой ставки в размере 0,3% Инспекцией не удовлетворены.
Письмом <данные изъяты> от 15.10.2019 начисление повышенной ставки земельного налога Инспекция обосновывает наличием у Речинского А.А. «множественности земельных участков» и признаков их «коммерческого использования».
На повторные возражения (письмо от 22.10.2019) относительно применения повышенной ставки земельного налога Инспекция направила в адрес Речинского А.А. письмо <данные изъяты> от 07.11.2019, в котором также указала, что считает обоснованным применения ставки по земельному налогу в размере 1,5%.
Между тем, действующая редакция НК РФ не предоставляет налоговому органу право на применение ставки земельного налога в размере 1,5 % в зависимости от использования соответствующих земельных участков в предпринимательской деятельности. Соответствующие изменения, внесенные в ст. 394 НК РФ, вступают в силу только с 01.01.2020.
В силу п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Административный истец полагает, что до вступления в силу новой редакции ст. 394 НК РФ он должен уплачивать земельный налог по ставке 0,3 % в отношении всех земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В письме Минфина РФ от 06.06.2019 № отмечено, что изменения, внесенные в ст. 394 НК РФ ФЗ от 15.04.2019 № 63-ФЗ, вступят в силу с 01.01.2020, до вступления в силу указанных изменений, при рассмотрении вопроса о применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества и используемых в предпринимательской деятельности, полагаем возможным руководствоваться складывающейся судебной практикой.
Однако, вся судебная практика, на которую ссылается Инспекция в вышеуказанных письмах, сложилась по делам с абсолютно иными фактическими обстоятельствами. В связи с этим выводы, изложенные в данных судебных актах, не могут быть применены к административному истцу.
В частности, в рамках всех приведенных Инспекцией судебных дел проверялась законность решений налогового органа, принятых по результатам камеральных налоговых проверок в отношении деклараций по земельному налогу за периоды, когда НК РФ предусматривал обязанность индивидуальных предпринимателей подавать налоговую декларацию по земельному налогу и самостоятельно исчислять сумму земельного налога, подлежащего уплате.
В настоящее время данные положения отменены, обязанность индивидуального предпринимателя подавать налоговую декларацию по земельному налогу НК РФ не предусмотрена.
Таким образом, до 01.01.2020 при уплате земельного налога индивидуальный предприниматель приравнивается к физическому лицу, а ставка земельного налога не зависит от использования соответствующих земельных участков в предпринимательской деятельности.
Полагает, что у Инспекции не имелось оснований для перерасчета ему сумм налога согласно положениям налогового законодательства, не вступившим в законную силу.
С учетом сказанного решение Инспекции (налоговое уведомление) № от 18.09.2019, в редакции решения (налогового уведомления) № от 14.10.2019, считает незаконным в части начисления ему земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» по налоговой ставке в размере 1,5%. 19.11.2019 на указанное решение (налоговое уведомление) Речинским А.А. подавалась жалоба в Управление ФНС по Ленинградской области. Жалоба была направлена с использованием сервиса «Личный кабинет» на сайте ФНС РФ. Отправка жалобы подтверждается распечаткой с данного сайта, а также письмом Инспекции от 06.12.2019 № о направлении жалобы в Управление. На момент предъявления административного иска сведений о рассмотрении жалобы и о результатах ее рассмотрения административным истцом не получено.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (налоговое уведомление) № от 18.09.2019, в редакции решения (налогового уведомления) № от 14.10.2019, в части начисления Речинский А.А. земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» по налоговой ставке в размере 1,5%.
Представитель административного истца Назаркина В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Башкина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Полагала, что данные участки использовались в предпринимательской деятельности. Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ленинградской области в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не просил.
Суд, участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, полагает следующее.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из материалов дела, Речинский А.А. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным налоговых уведомлений от 18.09.2019 №, от 14.10.2019 № в части начисления земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения дачного строительства» по налоговой ставке в размере 1,5% за налоговый период 2018 год.
Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре индивидуальных предпринимателей, Речинский А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.02.2015. Основным видом деятельности является покупка и продажа земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьёй 391 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Сведения представляются в налоговые органы в электронной форме (п. 11 ст. 85 НК РФ).
В Ленинградской области сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их собственниках поступают в налоговые органы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра). В соответствии с законодательством данные сведения передаются в электронном виде.
Согласно сведений Управления Росреестра по Ленинградской области налогоплательщику принадлежат (ли) на праве собственности земельные участки, расположенные на территории Выборгского района Ленинградской области.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
С 01.01.2015 индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений (Федеральный закон от 04.11.2014 №347-Ф3).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеры налоговых ставок, установленных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, а именно:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решениями Совета депутатов муниципального образования Рощинское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 22.09.2015 № 52 (ред. от 19.09.2017) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»; Совета депутатов муниципального образования Полянское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 07.07.2015 № 44 (ред. от 26.09.2017) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Полянское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области»; Совета депутатов муниципального образования Приморское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 18.05.2015 № 43 (ред. от 06.09.2017) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области; Совета депутатов муниципального образования Первомайское сельское поселение Выборгского района Ленинградской области от 25.10.2005 № 12 (ред. от 01.12.2017) «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Первомайское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области; Совета депутатов от 31.03.2016 № 55 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Селезневское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области" (с изменениями от 26.05.2017 № 91, от 19.07.2017 №95 от 02.08.2018 № 139) установлены следующие налоговые ставки:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Инспекцией, по вопросу порядка начисления Речинскому А.А. земельного налога на земельные участки, имеющие разрешенное использование «для ведения дачного строительства», установлено:
- наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу – Речинскому Андрею Анатольевичу, <данные изъяты>, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя с 17.02.2015;
- наличие признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в т.ч. создание на соответствующей территории инфраструктуры, наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Порядок исчисления налога предусмотрен ст. 52 НК РФ. Указанная статья дополнена пунктом 2.1 (введен Федеральным законом от 03.08.2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), который начинает действовать с 01.01.2019. При этом Законом №. 33,4-Ф3 не предусмотрено, что положения статьи 1 Закона № 334-ФЗ имеют обратную силу.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ с 01.01.2019 перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и п.п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абз. 1 данного пункта, в отношении налогов, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Таким образом, указанное ограничение до 01.01.2019 не применяется и действует общая норма, указанная в п. 2 ст. 52 НК РФ: налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В п.п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ указаны такие местные налоги, как земельный и налог на имущество физических лиц.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра, налогоплательщиком реализовано в период 2016 – 2017 года 12 земельных участка, в 2018 году реализовано 45 земельных участков.
Инспекцией Речинскому А.А. произведен расчет земельного налога только за 2018 год на вышеуказанные земельные участки, имеющие разрешенное использование «для ведения дачного хозяйства», по налоговой ставке 1,5%.
Инспекцией в адрес Речинского А.А. было направлено налоговое уведомление от 18.09.2019 № расчет земельного налога за 2018 год с применением налоговой ставки в размере 1,5 процента по спорным земельным участкам.
Земельный налог был исчислен Инспекцией с учетом доли в праве, а также с учетом количества месяцев владения земельными участками.
В связи с наличием в указанном налоговом уведомлении ошибок, а также с несогласием налогоплательщика с применением повышенной ставки земельного налога, Речинский А.А. направил в Инспекцию в электронном виде заявления: от 27.09.2019 №№, в которых просил устранить ошибки и произвести в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для дачного строительства» перерасчет земельного налога, исходя из ставки в размере 0,3 процента.
Инспекция письмом от 15.10.2019 №№№ сообщила налогоплательщику о правомерности применения повышенной ставки земельного налога по спорным земельным участкам, а также о перерасчете земельного налога на основании уточненных сведений, поступивших из Управления Росреестра по Ленинградской области (уточнен период владения земельным участком по муниципальному образованию с (ОКТМО №) и кадастровая стоимость земельных участков расположенных в муниципальном образовании (ОКТМО №)), которые отражены в налоговом уведомление от 14.10.2019 №.
Инспекцией на основании уточненных сведений, поступивших из Росреестра, произведен перерасчет земельного налога за 2018 год по налоговому уведомлению от 18.09.2019 №, сформировано и направлено в адрес Заявителя уточненное налоговое уведомление от 14.10.2019 №.
Земельный налог исчислен налоговым органом с учетом доли в праве, количества месяцев владения земельными участками.
Расчет налога за 2018 год проведён с применением коэффициента 1,1 к сумме налога за предыдущий налоговый период (п. 17 ст. 396 НК РФ).
При расчете земельного налога в отношении спорных земельных участков налоговым органом применена ставка 1,5 процента от кадастровой стоимости земельных участков, поскольку указанные земельные участки, имеющие разрешенное использование «для дачного строительства» использовались налогоплательщиком Речинским А.А., являющимся индивидуальным предпринимателем, для извлечения прибыли.
Налоговым органом установлено, что в 2018 году Речинским А.А. были реализованы физическим лицам земельные участки с кадастровыми номерами.
Таким образом, установлено, что спорные земельные используются Заявителем в предпринимательской деятельности.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего до 01.01.2019, дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Ч. 7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ) установлено, что для целей применения в Федеральном законе № 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
При этом п. 1 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ предусмотрено, что садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Заявителем не представлено доказательств фактического ведения сельскохозяйственного производства либо использования им принадлежащих ему земельных участков для удовлетворения личных некоммерческих нужд, что являлось бы основанием для применения льготной ставки в размере 0,3 процента при исчислении земельного налога.
Вывод налогового органа о том, что пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства основан, в том числе, и на судебной практике (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 №, от 29.02.2016 №, от 20.04.2017 № от 20.06.2018 №).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от Дата№, следует, что при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков; приобретенных (предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника.
Довод налогоплательщика о неполучении Решения Управления ФНС России по Ленинградской области № от 17.12.2019 несостоятелен в виду следующего. Согласно данным официального сайта «Почта России», Решение Управления ФНС России по Ленинградской области № от 17.12.2019 (почтовый идентификатор <данные изъяты>) было отправлено 19.12.2019 в адрес Речинского А.А. и возвращено отправителю по истечении срока хранения 21.01.2020.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает исковые требования Речинского Андрея Анатольевича к Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения по начислению налогов за земельные участки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Речинского Андрея Анатольевича к Инспекции федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о признании незаконным решения по начислению налогов за земельные участки отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья Д.Ю. Гришин