НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Выборгского городского суда (Ленинградская область) от 08.02.2018 № 2А-4734/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 08февраля 2018 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 февраля 2018 г.

г.Выборг 08 февраля 2018 года

Дело N 2а-477/2018

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием административного истца Ивановой Л.И., представителя административного ответчика Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации Кочановой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой Л.И. к Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании незаконным решения таможенного органа от 20.09.2017 по корректировке таможенной стоимости транспортного средства по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020,

установил:

Иванова Л.И. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование своих требований, что 17 сентября 2017 года из Швеции на территорию Российской Федерации ею было ввезено маломерное транспортное средство – моторно-парусная яхта , модель L32, Дата года выпуска, задекларированное в Выборгской таможне по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020. В соответствии с условиями договора продажи лодки от 06.09.2017 цена парусной яхты составила 55 000 шведских крон, данная цена была указана ею в пассажирской таможенной декларации на товар. В подтверждение заявленной таможенной стоимости в таможенный орган были представлены: договор продажи лодки Nб/н от 06.09.2017 и судовая роль 10206050/170917/13086 от 17.09.2017. Вместе с тем, Выборгской таможней при проведении таможенного контроля был сделан вывод о недостоверности сведений о цене товара, тогда как доказательства, подтверждающие недействительность сделки по приобретению парусной яхты административным ответчиком не предоставлено. Решением от 20 сентября 2017 года таможенный орган произвел корректировку таможенной стоимости яхты, оформленной по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020. По мнению заявителя, указанное решение противоречит требованиям действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле и нарушает ее права, в связи с чем, Иванова Л.И. просила суд признать незаконным решение Выборгской таможни от 20 сентября 2017 года по корректировке таможенной стоимости транспортного средства по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020, обязать Выборгскую таможню устранить допущенное нарушение прав путем возврата суммы излишне уплаченных таможенных платежей по данной пассажирской таможенной декларации в сумме 105 543,00 руб., а также взыскать с таможенного органа расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 610,86 руб.

Административный истец Иванова Л.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Выборгской таможни СЗТУ ФТС России по доверенности Кочанова Г.М. в судебном заседании исковые требования не признала. По существу имеющихся возражений относительно требований Ивановой Л.И. представила письменный отзыв на иск.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 сентября 2017 года Ивановой Л.И. из Швеции на территорию Российской Федерации было ввезено маломерное транспортное средство – , модель , Дата года выпуска. В соответствии с пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020 стоимость указанной яхты была определена Ивановой Л.И. в сумме 55 000 шведских крон.

В подтверждение стоимости товара Ивановой Л.И. в таможенный орган были представлены договор продажи лодки Nб/н от 06.09.2017; судовая роль 10206050/170917/13086 от 17.09.2017; платежные документы.

Посчитав, что таможенная стоимость не подтверждена документально, риска недостоверного декларирования таможенной стоимости, значительным расхождением заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, Выборгская таможня откорректировала таможенную стоимость по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020 определив стоимость яхты в размере 100 000 шведских крон, в связи с чем доначислило Ивановой Л.И. таможенные платежи, что в общем размере составило 257 318,20 руб., из которых: 257 068,20 руб. – совокупный таможенный платеж, 250,00 руб. – таможенные сборы за таможенные операции.

Иванова Л.И. уплатила доначисленные таможенные платежи в соответствии с заявленной таможенной процедурой, что подтверждено таможенным приходным ордером NТС-2685226.

Считая корректировку таможенной стоимости товара необоснованной и полагая, что она фактически уплатила в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные ей первоначально в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза о таможенной стоимости товаров, определенной по первому методу таможенной оценки (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), и что уплаченная ею таможенная пошлина в размере 105 543,00 руб. в соответствии со статьей 89 ТК ТС является излишне уплаченными таможенными платежами, Иванова Л.И. обратилась в суд настоящим административным иском о признании решения таможенного органа незаконным и возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин.

Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами было установлено Таможенным кодексом Таможенного Союза, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений (документ утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 – с 01 января 2018 года).

Положениями статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

При этом в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах, а именно таможенная стоимость товара (часть 2 статьи 181 ТК ТС).

Таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования (часть 1 статьи 361 ТК ТС).

Частью 1 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Согласно части 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

При этом частью 3 статьи 2 Соглашения и пунктом 4 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 ТК ТС.

Удовлетворяя требования Ивановой Л.И. и признавая незаконным решение Выборгской таможни от 20 сентября 2017 года по корректировке таможенной стоимости парусной яхты по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020, суд приходит к выводу о том, что заявителем подтверждена стоимость ввозимого товара.

Административным истцом в таможню были представлены документы, предусмотренные перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, а таможней не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, содержащиеся в представленных Ивановой Л.И. при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.

Представленные таможенному органу документы, подлинность которых таможенным органом под сомнение не ставилась, позволяет с точностью идентифицировать принадлежность и оплату именно приобретаемой Ивановой Л.И. , модель , Дата года выпуска, в связи с чем оснований для самостоятельной корректировки таможенной стоимости у Выборгской таможни не имелось.

Отличие заявленных сведений о стоимости и стоимости на аналогичные товары не может служить основанием полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными, и не наделяют должностное лицо таможенного органа полномочиями определять таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары.

Основной обязанностью декларанта является предоставление достоверных сведений о ввозимом товаре, что административным истцом было исполнено. Доказательств тому, что ввозная цена искусственно занижалась в целях уменьшения таможенных платежей, не представлено.

Вышеуказанный договор продажи лодки Nб/н от 06.09.2017 никем не оспорен, недействительным не признан.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об отсутствии оснований для корректировки таможенной стоимости ввозимого транспортного средства, в связи с чем решение Выборгской таможни по корректировке таможенной стоимости парусной яхты является незаконным, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.

При таком положении, признавая решение Выборгской таможни незаконным, суд считает возможным в соответствии с частью 2 ст.227 КАС РФ возложить на Выборгскую таможню обязанность возвратить административному истцу сумму излишне уплаченных таможенных платежей по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020, что составляет 105 543,00 руб.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, понесенные последней при подаче настоящего иска в суд, размер которой согласно пп. 3 и 4 п. 1 ч. 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 3 610,86 руб.(300+ 3 310,86).

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ивановой Л.И. к Выборгской таможни СЗТУ ФТС России о признании незаконным решения таможенного органа от 20.09.2017 по корректировке таможенной стоимости транспортного средства по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020 удовлетворить.

Признать незаконным решение Выборгской таможни СЗТУ ФТС России от 20 сентября 2017 года по корректировке таможенной стоимости транспортного средства по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020.

Обязать Выборгскую таможню возвратить Ивановой Л.И. сумму излишне уплаченных таможенных платежей по пассажирской таможенной декларации 10206050/170917/П000020 в сумме 105 543,00 руб.

Взыскать с Выборгской таможни СЗТУ ФТС России в пользу Ивановой Л.И. расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 610,86 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков